Когда лет в двенадцать я составила список любимых фильмов, на первом месте там был "Иван Грозный" Эйзенштейна. И, пересматривая его уже взрослой, я поняла - дело было не в снобизме маленького интеллектуала (а в том возрасте я была именно такой :), а в том, что этот фильм, по-моему, ребёнок может принять и восхититься им не в меньшей степени, чем взрослый. Красота, ярко выраженные и порой утрированные эмоции, почти театральная условность - всё это буквально завораживало.
Теперь я иногда пересматриваю фильм покадрово, каждый раз замечая что-то новое. То, как перекликаются белые лебеди свадебного пира первой части с лебедями чёрными на пиру опричников во второй, то, как похоже изголовье покойной Анастасии на роскошный, обрамляющий почти безупречное лицо, кокошник - как у врубелевской Царевны-Лебедя; чёлку Малюты и фактически мужское лицо Старицкой; то, как внезапно заливает зелёным светом лицо поющего Фёдора Басманова, и выражение лица из самозабвенно-кокетливого преображается в предвкушающее, предчувствующее забаву, но забаву дьявольскую; пресловутую "световую лепку" и так далее.
Но лучше всего смотреть это так, как я смотрела много лет назад: просто. Широко раскрытыми глазами.
PS Я поняла, кого мне напоминает в этом фильме Михаил Кузнецов. Лолиту Торрес. :) Выразительная и кокетливая игра глаз и бровей.