Из архивов: история тканей в горошек

Jul 15, 2018 10:54

Принцесса на горошинах

Кажется, что они не просто разбросаны по ткани, а радостно скачут по ней, эти аккуратные круглые горошинки, тем самым ненавязчиво напоминая, что недаром английское название этого узора, "polka dot", связано с весёлым танцем "полька". Да, ткань в горошек многие воспринимают как слишком по-детски наивную, или же слишком "в стиле ретро". Но, во-первых, ничего плохого ни в том, ни в другом нет, а, во-вторых, всё гораздо сложнее... И интереснее.

Да и сам горошек отнюдь не так прост. Прошли те времена, когда он просто, без особых изысков, покрывал пышные юбки и платья, купальники и платки, шарфы и галстуки. Теперь в одном наряде могут сочетаться горошек крупный и мелкий, на плотной ткани и прозрачной; он коварно, подобно горошку душистому и вьющемуся, может проникнуть в самые неожиданные места, в том числе и в зимнюю одежду. Да и просто равномерно распределяться по ткани ему теперь иногда кажется скучным, так что он норовит выстроиться живописными линиями. А на модных сейчас силуэтах даже сам "старый добрый" горох тоже будет смотреться весьма современно.

Впрочем, он ещё довольно молод! Мода на горошек, с одной стороны, возникла куда раньше, чем нам кажется (например, середина XX века, когда этот узор пользовался огромной популярностью), с другой - и не так давно.

Это сейчас он кажется нам радостным и энергичным, а некогда пятнышки в западной культуре ассоциировались с вещами неприятными - пятна на коже от болезней, брызги крови и тому подобное. Но шли годы, и вот уже дамы добровольно стали украшать лица тёмными пятнышками, искусственными родинками, так называемыми "мушками", которые были призваны оттенить белизну кожи. А оттуда, как оказалось, было уже и рукой подать до пятнышек на ткани. Так узор "горошек" начал свой путь в моде, пусть этот путь оказался и не более лёгким, чем у узора "полоска", тоже поначалу ни с чем хорошим не ассоциировавшимся.

В конце XVIII века на смену рококо приходит ампир, кажущийся по сравнению со своим предшественником куда более воздушным и лёгким.



Светлые тонкие материи, мелкий изящный рисунок - теперь, в эпоху, когда ткани делаются с помощью машин, стало куда проще равномерно распределить рисунок по их поверхности.



Хотя поначалу и без машин могли обойтись. В середине XVIII в Швейцарии начали делать материю, название которой так и можно перевести - "швейцарский горошек". Поначалу это был тончайший, полупрозрачный батист в очень мелкую крапинку, и когда в моду вошли платья с завышенной талией, непременно светлые и лёгкие, та ткань подошла для них как нельзя лучше. С годами "швейцарский горошек" будет меняться, и горошинки могут быть вышитыми, вытканными, сделанными с помощью ворсопечати, одноцветными, разноцветными, словом, разными (так, что ткань можно даже датировать, опираясь на узор!), но общий принцип - тонкая светлая ткань и мелкий горошек - останутся теми же. И вот одна из героинь Джейн Остен "не засыпала целых десять минут не зная, какому платью отдать предпочтение - вышитому или в крапинку".



Этот рисунок одобрили и мужчины - даже сам Джордж Браммел, знаменитый денди, задававший тон в мужской моде в первой трети XIX века, нашёл горошек достаточно изысканным для того, чтобы включить его в свой гардероб, и носил соответствующие галстуки. Так что герой одного дамского романа, описывающего ту эпоху, будучи франтом, ему явно подражает: "А вокруг шеи был потрясающий галстук из белого муслина в черный горошек". Заметим, что такая расцветка мужских галстуков и поныне является классической - привет "красавчику Браммелу"! Да и другой британский джентльмен, Уинстон Черчилль, тоже будет к ним благосклонен.

Ну а в середине XIX века внезапно слились сразу два мотива, в музыке и в узорах. В 1840-ых годах началось и несколько десятилетий продолжалось бурное увлечение "полькой". Этот танец беззаботно проскакал, немного изменившись по дороге, из деревни в город, прямо в бальные залы. А те, в ком сильна была деловая жилка, умело извлекали выгоду, подсовывая публике что угодно, главное, названное в честь новомодного увлечения - от аксессуаров до лакомств. Шляпка-полька, пуддинг-полька, и вот, наконец, "точка-полька" - так на английском стали называть расцветку "в горошек".



Когда точно возникло подобное название, неизвестно. Одни говорят, что "polka dots" впервые были упомянуты в самом популярном дамском модном журнале "Godey's Lady's Book" в 1873 году - речь там шла о старомодном узоре в виде белого горошка, который всегда выглядит мило и аккуратно (там же указывалось, что пятнышки могут быть разного размера, от горошинки до целого дюйма в диаметре). Другие указывают на "Нью-Йорк Таймс" от 21 сентября 1866, где упоминалась отделка с белыми или чёрными горошинками. Как бы там ни было, термин устоялся.
Ну а самому горошку, надо полагать, всё равно, как его называют!



Сами платья и юбки, их отделка, даже купальные костюмы - он пробрался всюду. И если теперь нам обычно советуют надевать не более одной вещи с этим узором, то в 1884 году журнал "Harper's Bazar" предлагал наряд для купания (а они тогда были основательны, закрывая женщину с ног до головы), в котором и сам костюм, и пояс, и шляпка, и даже отделка на панталонах были в горошек! Да, горошек был не только очарователен, но и нахален...



И разноцветен. Так, ткань с расцветкой в виде алого мелкого горошка на зелёном фоне получила название "Долли Варден", в честь кокетливой, очаровательной и цветущей юной девицы из романа Диккенса "Барнеби Радж" (ах, умели когда-то давать названия с выдумкой!), а в одном из романов о жизни в английской провинции некая леди едва не делает дерзкий выбор: "И она наклонилась над сиреневым шелком в желтый горошек, а я пододвинула к ней штуку спокойного желтовато-зеленого цвета, который несколько терялся среди этой яркой пестроты".

Горошек оставался в моде почти до конца века, а потом исчез, чтобы вернуться несколько десятилетий спустя, в конце 1920-ых. Светлый или белый на тёмном или ярком фоне или наоборот, тёмный на светлом, горошек вновь стал популярен. Например, в мае 1929 года модницам предлагали белый костюм, в котором галстучек, юбка и отвороты жакета были в тёмно-синий горошек.



Фильм "Stand Up and Cheer!" не был первым в карьере маленькой Ширли Темпл, но именно с него начался её путь к славе кинозвезды. И тогда, в 1934 году, шестилетняя Ширли появилась на экране в пышнейшем платьице, белом в красный горох, хорошенькая, как куколка. Именно как куколка - её образ в этом фильме стал настолько популярен, что начали выпускать соответствующих кукол. Да и тысячи девочек по всей стране мечтали о таком платье.



Кстати, ещё в 1928 появился персонаж, который охотно красовался в горошке. И это... Минни-Маус! Говорят, Уолт Дисней долго раздумывал над тем, во что бы нарядить подругу Микки-Мауса, ведь, например, ткань в клетку рисовать в большом количестве кадров было бы довольно сложно. И тут капля чернил сорвалась с пера и упала на бумагу. Вот так и появилась знаменитая красная юбочка в белый горошек.



Впрочем, горошек с удовольствием носили и взрослые - так, говорят, именно такую ткань зачастую выбирала для своих нарядов сама Первая леди Америки, Элеонора Рузвельт.
Горошек стал настолько популярен, что в 1936 году одна дама, дизайнер обуви, подала на другого дизайнера в суд за то, что тот воспользовался узорами в виде горошка (и в виде маргариток), которые она сочла слишком похожими на свои. Дело она проиграла - ну как запатентуешь горошек?..



В 1940-ых ткани с этим узором были уже не столько модными, сколько прочно в этой моде осевшими. Постепенно горошек становится классикой. Как тогда писали, "он хорош издали и вблизи, он подходит любому типу фигуры", "его могут носить все и почти в любой ситуации".



А вот в 1950-ые горошек вновь в моде, причём настолько, что и много лет спустя будет ассоциироваться прежде всего с этим десятилетием. Его носили все, от кинозвёзды до домохозяек, он был везде - от купальников до шляп.



Он проник в высокую моду, и великие кутюрье, такие, как Кристиан Диор или Жак Фат, создавали из ткани с этой расцветкой роскошные бальные и вечерние наряды.



Он был полон весёлого задора, беззаботности и оптимизма.



И это ощущение плавно перетекло в 1960-ые. Горох в костюмах от молодых Руди Гернрайха и Мэри квант (да-да, той самой, что считается создательницей мини-юбки) ярок, энергичен и смел. Он уж не напоминает милый горошек предыдущих десятилетий, но ведь недаром шестидесятые годы называют "новаторскими"!



А в последующие десятилетия мода начинает в очередной раз оглядываться назад и обнаруживает там, помимо прочего, всё тот же горошек.



Кто только к нему не обращался... Ив Сен-Лоран, Вивьен Вествуд, Каролина Эррера и многие другие. Ведь ткань в горошек так обманчиво проста, что так и тянет сыграть с ней в какую-нибудь очередную модную игру - а вдруг сыграешь и обыграешь так, как никто до тебя?



К нему так и тянет вернуться. Кто-то ищет в горошке прелесть прошлого, а кто-то пытается добиться от него настоящего и даже будущего. Что вы выберете? Крупный или мелкий? На шарфе или на платье? А если на платье, то каком? Кстати, помните платье, с помощью которого героиня Джулии Робертс в фильме "Красотка" превращается в респектабельную леди? - оно в горошек! Белый на чёрном? Чёрный на белом? На красном? Такой, как на костюмах танцовщиц, исполняющих фламенко?



Ну а если вы скажете, что вам и без горошка вполне хорошо, то на это можно ответить - а с горошком будет лучше. Знаете, почему? Потому что он улучшает настроение. Сами посудите - как можно грустить, если на вас весёлый горошек?

fashion - архив

Previous post Next post
Up