Из архивов: история красного цвета в моде

Apr 03, 2018 18:16

Красна девица

Ассоль верила, что однажды за ней придёт корабль с алыми парусами. Наверное, она была бы рада любому красному оттенку, но Артур Грэй хотел воплотить чудо очень точно - как, наверное, и положено опытному навигатору. "На носок сапога Грэя легла пурпурная волна; на его руках и лице блестел розовый отсвет. Роясь в легком сопротивлении шелка, он различал цвета: красный, бледный розовый и розовый темный, густые закипи вишневых, оранжевых и мрачно-рыжих тонов; здесь были оттенки всех сил и значений, различные - в своем мнимом родстве, подобно словам: "очаровательно" - "прекрасно" - "великолепно" - "совершенно"; в складках таились намеки, недоступные языку зрения, но истинный алый цвет долго не представлялся глазам нашего капитана".

О, красный цвет и прост, и неимоверно сложен одновременно. Прост - потому что он просто и безыскусно бросается нам в глаза, выделяясь среди всех остальных, сложен - потому что среди сотен его оттенков так трудно найти "свой"...

И когда слышишь, что "красный в моде", сразу хочется спросить - какой именно красный? Алый, как пресловутые паруса? С оранжевым отливом, как пионерский галстук? Кумачовый? Карминовый? Цвет "томатного пюре", как в этом году?

Туфельки от Louboutin, туфли всех цветов радуги, но с красной фирменной подошвой, одни из самых популярных и желанных в мире - вы надеваете их и... Что ж, можно считать, что это память о галантных кавалерах былых эпох, которые носили кожаные туфли с ярко-красными подмётками. Графику зимы так хочется иногда разбавить ярким, так почему бы не красной шапочкой, как у Красной шапочки? Чёрная юбка-карандаш, к строгости которой не придерётся блюститель дресс-кода, вдруг вспыхнет алой подкладкой в разрезе. Что ж, чопорная Мамушка, нянька Скарлетт О'Хара, мечтала о нижней юбке из красной тафты, которая будет "шуршать, как крылья ангелов". Красной подкладки не видно - но вы, вы-то будете знать, что она есть, и она - красная.

Вот костюм, созданный Коко Шанель, хранящийся теперь в Метрополитен-музее. Великая Мадемуазель соединила в нём два века, XVIII и XX - её вдохновил один из персонажей Жана-Антуана Ватто, знаменитого французского художника. В мужском костюме эпохи рококо она однажды явилась на маскарад, а затем по его мотивам в 1938 году создала эту элегантнейшую женскую версию.



Его носила Диана Вриланд, имя которой многое скажет тем, кто интересуется модой - одна из самых стильных женщин своей эпохи, чья эксцентричность восхищала и раздражала; долгие годы бывшая редактором отдела моды в журнале "Harper's Bazaar", а в шестидесятых возглавившая американский "Vogue"; в семидесятых она стала консультантом Института костюма при Метрополитен-музее - именно тогда, наверное, и попал туда этот костюм (изначально юбка была длинной и расширяющейся к низу, но владелица её укоротила). Диана Вриланд разбиралась в моде... и обожала красный. Квартира в красных тонах, неизменный красный маникюр, красная помада и вечерние платья... Обложка книги об этой женщине, которая долгие годы царила в мире моды, тоже красного цвета. "Красный, яркий и откровенный, прекрасно всё проясняет. Не могу представить, как красный может наскучить - это сродни тому, как вам наскучит человек, которого вы любите". Всю свою жизнь, по её словам, она искала идеальный красный: "Художники никак не могут смешать для меня подходящий оттенок... Самый лучший красный - это цвет красных детских шапочек с любого портрета эпохи Ренессанса". Диана Вриланд, яркая женщина, всю жизнь пела хвалебные гимны красному, яркому цвету - и, согласитесь, он того заслуживает.
Цвет войны, мужества, власти, страданий, огня, магии, крови и... страсти. В "багрянице" является Иоанну Богослову "великая блудница". В красный одевались древнегреческие рапсоды, когда рассказывали "Илиаду". Это цвет накидок римских легионеров и фламмеумов - свадебных покрывал, которые укутывали их невест с головы до ног. "В белом плаще с кровавым подбоем..." Красный - один из четырёх цветов, в которые одевались возничие колесниц в Византии, и, соответственно, одной из политических партий (но не будем вспоминать красные знамёна, оставим политику тем, кого не интересует мода). Красная шерсть и карминовый бархат Средних веков и эпохи Возрождения.



Шестнадцатый век, не менее жестокий, чем остальные века-собратья, зато яркий и блистательный - это царство красного. О, короли династии Тюдоров, правившей тогда в Англии, знали в нём толк, в этом истинно королевском цвете. Самая тихая, самая скромная жена (из шести!) Генриха VIII, на самом своём известном портрете изображена в красном бархатном платье. Её сыну, юному королю Эдуарду VI, будут нравиться оттенки крови и гвоздично-красный, его сводной сестре, Марии - оттенки цвета рубинов. Набожная Мария, "Кровавая Мэри", носила строгие закрытые наряды, но красные нижние юбки и рукава, или же узорчатые красные верхние платья сразу показывали, кто здесь королева. Сестра Генриха, ещё одна Мэри, отправилась во Францию к престарелому жениху-королю, и путешествовала в ярком костюме: золото на кармазиновом шелке, облегающие рукава «в английском стиле» и шляпка из такого же шелка, которую она кокетливо сдвигала на один глаз. Стоит ли удивляться, что французы приходили в восторг от английской принцессы, даже если видели пышный кортеж издалека?



В красном бархате короновались английские короли и коронуются по сей день - какого цвета мы представляем себе королевскую мантию? Красного. А дальний потомок Тюдоров, нынешняя королева, Елизавета II, не только облачается в тёмно-красный бархат, к примеру, на ежегодное тожественное открытие парламента, а носит красные оттенки и в повседневной (насколько она может быть повседневной у королевы) жизни. Что ж, яркие оттенки нарядов Её Величества, говорят, продиктованы соображениями безопасности - королеву должно быть хорошо видно её охране...



Но красный, цвет крови, это и символ мученичества. Шотландскую королеву Марию Стюарт, долгие годы бывшую соперницей английской королевы Елизаветы I, в конце концов казнили, и на эшафот она понималась в красном: "В предвидении последней кровавой минуты Мария Стюарт надела исподнее платье пунцового шелка и приказала изготовить длинные, по локоть, огненного цвета перчатки, чтобы кровь, брызнувшая из-под топора, не так резко выделялась на ее одеянии. <...> Едва лишь черный плащ и темные одеяния падают с ее плеч, как под ними жарко вспыхивает пунцовое исподнее платье, а когда прислужницы натягивают ей на руки огненные перчатки, перед зрителями словно всколыхнулось кроваво-красное пламя - великолепное, незабываемое зрелище". Красную одежду носили и палачи...



XVII век наступает, а красный цвет отступает, но не уходит, отнюдь. Красные чулки кавалеров, красные каблуки их туфель, красная подкладка у верхней одежды сдержанных оттенков. А в огненно-красный на сцене наряжаются актёры, играющие влюблённых. И всё же красный цвет что-то потерял... Он перестал быть исключительной принадлежностью богатых и знатных. Что ж, зато он приобретёт ещё большую власть - над всеми остальными.

В XVIII веке в моде нежные, пастельные тона, но красный всё равно есть - красные галстуки мужчин, красные цвета дамских амазонок и домашних платьев. Мы собирались не говорит о политике, но как пройти мимо красного фригийского колпака французских революционеров и узкой красной ленты на шее дам, которая должна была напоминать след от гильотины?



А в XIX веке красный снова вернётся, особенно его глубокие оттенки. Не ярко-красный, но гранатовый, не огненный, а тёмно-красный, бордовый, малиновый. "Накаратовый" - "жаркий", алый; цвет "адского пламени"; светло-красный - "куропаткины глаза", "бордоского вина", "масака" - красный с синим отливом (в таком платье является на бал мать Наташи Ростовой). Но ярко-красный тоже вернётся, и один из его оттенков получит название "сольферино" - в честь битвы при Сольферино в 1859 году, в австро-итало-французской войне.



Это доломан, позаимствованный дамами из мужского костюма, в частности, гусарского. В качестве верхней одежды они стали популярны в 1870-ые годы, когда в моду вошли турнюры, и женский силуэт обзавёлся сзади соблазнительной выпуклостью - относительно короткие доломаны отлично "садились" поверх турнюра. Этот был сделан в Англии в 1885 году - он не только сам из красного бархата, но и подбит красным атласом в тон.



А помните одно из самых ярких платьев в истории кино, красное платье Скарлетт О'Хара в экранизации знаменитого романа "Унесённые ветром"? Красавице Вивьен Ли, сыгравшей эту роль, к лицу были все роскошные наряды героини. Однако сцены, в которых Скарлетт предстаёт в тёмно-красном бархатном платье с глубоким декольте, платье роскошном и вызывающем одновременно, буквально стоят перед глазами. Сначала героиня появляется перед знакомыми, уже готовыми осудить её за адюльтер, потом оскорблённый муж решает "наказать" её своей страстью... Не пытайтесь найти описание этого платья на страницах романа. Его там, как ни странно, нет. Другие наряды Скарлетт, любовно описанные автором, вошли в историю "литературной моды" и были воплощены на экране, а как же это? Что ж, разъярённый муж в романе выбирает такое: "Пошарив немного, он вытащил ее новое, нефритово зеленое муаровое платье. Оно было низко вырезано на груди; обтягивающая живот юбка лежала на турнюре пышными складками, и на складках красовался большой букет бархатных роз". "Никаких серо-сиреневых тонов, подобающих замужней даме", - добавляет он. И всё. Что ж, описанное платье, несомненно, получилось бы красивым, но... Именно в красном Скарлетт выделяется на фоне остальных. Именно красное бросает им же вызов: "Да, я такая, какая есть. Долой скромность. Я делаю, что хочу". Яркий цвет, глубокое декольте, перья, волны тюля, пышная отделка - по замыслу мужа, и в романе, и в фильме, Скарлетт должна была выглядеть не как леди, а как падшая женщина. Она не леди, это верно; зато выглядит победительницей. И, наконец, именно красный - символ вырвавшейся наконец на волю страсти. Словом, "просто платье" из романа стало "платьем-символом". И всё благодаря цвету.



А впереди XX век, век "красной косынки" и красных вечерних платьев. "Lady in red" будут выходить на подиумы и мелькать на улицах, красный будут обожать Валентино, Лакруа и другие модельеры, Коко Шанель и миллионы женщин будут пользоваться красной помадой...
Красный можно не любить, но не заметить его нельзя. Так что если вы хотите, чтобы на вас обращали внимание, выбирайте красный. Да-да, вот так банально, зато красный, с его оттенками и переливами, далеко не банален. Вам не нравится, когда красного слишком много - что ж, его много даже тогда, когда на самом деле его мало. Красные туфли и красный маникюр. Красная подкладка у чёрного пальто. Красный зонтик поднимает настроение даже в самый серый дождливый день. Красная роза-брошь на строгом костюме превратит его в нарядный. А может, всё-таки решитесь на красное платье? Хоть один раз? Чем вы хуже королевы?!



В конце концов, "красный" в русском языке раньше означало просто "красивый".

fashion - архив, fashion - цвет

Previous post Next post
Up