К вопросу о соблазне.
"Искушение Св. Антония" из коллекции Прадо, 1520-24. Автор пейзажа - Иоахим Патинир, фигуры - Квентин Массейс.
Как должна выглядеть блудница, то бишь соблазнительная женщина? Если уж не раздетой, то модно одетой. Массейс предлагает трёх красоток на выбор, причём все одеты по-разному. Одна - в тёмно-синем платье по немецкой моде, и на голове у неё соответствующий убор, высокий "wulsthaube". Её соратница - в красном платье с огромными меховыми отворотами рукавов и чепце, который, ещё немного преобразившись, войдёт в историю костюма под названием "французского" - наряд француженок, их ближайших соседок и англичанок.
Третья дама, блондинка в светло-зелёном платье с роскошными разрезными рукавами и красным тюрбаном одета больше в немецком стиле, хотя головной убор, скорее, напоминает об итальянках предыдущего века. Четвёртая же, старуха со страшным декольте, не вызывает желания рассматривать её крупным планом, зато на голове у неё рогатый головной убор, популярный в первой половине XV века.
И, если присмотреться, видно, как роскошный шлейф преврщается в подобие драконьего хвоста, выдавая дьявольскую сущность хозяйки:
На фоне дам чёртик, ухвативший святого за шаперон, как-то теряется. Рядом валяются чётки, которые, наверное, обронил Антоний.
Суд Париса наоборот - не мужчина должен вручить яблоко прекраснейшей, а, наоборот, прекрасные и коварные пытаются вынудить его взять яблоко. По лицу Антония видно, что приходится ему очень нелегко...