Когда-то, читая роман Филиппы Грегори про "другую Болейн", то есть про сестру Анны, Мэри, я сетовала, что костюмы автор описывает очень скупо. "Красное платье". Всё. Мне отчаянно не хватало деталей - в конце-концов, это же исторический роман!
И вот в "Белой принцессе", романе про Елизавету Йоркскую, дочь Эдуарда IV и супругу основоположника династии Тюдоров, Генриха VII, автор начал добавлять детали. Лучше бы не. Итак, 1480-е годы.
Генрих VII носит "жемчужную булавку в галстуке".
Мундиры его гвардейцев отделаны золотыми кружевами.
Свадебное платье Елизаветы Йоркской тоже отделано кружевами, причём алыми(!).
Крестильная рубашечка Артура Тюдора "сшита из французских кружев".
Это я дошла до половины. Интересно, что будет дальше.
Коротко - рано. Кружева только-только появляются - как считается, в Италии, и по-настоящему их производство расцветёт уже в следующем веке. Так что если если что-то чем-то и отделывали, так только тоненькой полосочкой по краю сорочки. И в яркие цвета их нескоро додумаются красить (цветным крахмалом в конце XVI века придавали разные оттенки, было дело - жёлтый, голубой и т.д., потом появятся и чёрные, но чтоб в алый...). И до галстуков ещё полтораста лет как минимум.
Одного не понимаю - Грегори написала про Англию XV-XVI веков не один роман, и не три, а целый десяток. Что ж она так, гм, рукава спускает..
PS Поделилась возмущением с бабушкой, для которой, собственно, роман и купила. Бабушка сказала: "Интернет есть? Вот и напиши ей". :)
PPS Это, кстати, то, что меня царапало в романах Мартина - костюмы он описывает весьма средневековые, но при этом обильно украшает кружевами - во всяком случае, парадные дамские. Нет, конечно, в его мире может происходить что угодно, но... царапает.
UPD Проверили оригинал - за галстук нужно говорить "неспасибо" переводчику. А вот крестильная рубашечка из французских кружев.. увы-увы, всё-таки на совести автора.