http://www.odnako.org/blogs/voda-i-mir/ - "Вода и мир", 2010г.
Перед Новым, 2010 годом в Ташкенте прошла необычная презентация. Во Дворце наций Узбекистана был представлен «живой» макет судоходного канала Обь - Сырдарья - Амударья - Каспийское море. В воде, отливавшей изумрудной подсветкой, по всей глади рукотворного канала - от Сибири через Урал, Тургайскую долину до пересечения Сырдарьи и Джусалы, а также до пересечения Амударьи и Тахиаташа, затем по Узбою до туркменского порта Туркменбаши на Каспии - плавали суда. Даже приглашенных экспертов ООН, видавших работу подобных каналов в Китае и Австралии, удивил масштаб амбиций авторов проекта. Расчетная глубина канала - 15 метров, ширина - около 200 метров, протяженность - до 2300 тысяч километров, проектные потери воды на фильтрацию и испарение заложены не более 7%, что позволяет сделать судоходными полупустыни и пустыни Средней Азии. По объему судоходство на новом канале будет сопоставимо с европейским грузопотоком на Адриатике и Средиземноморье. Параллельно каналу предполагается построить автотрассу и железную дорогу. Вместе они образуют новый шелковый путь XXI века. Общая стоимость проекта по разным оценкам может составить 150-200 млрд долларов (только канала - 50-60 млрд), длительность работ - до 15 лет, предполагаемая среднегодовая прибыль - 7-10 млрд долларов. Окупиться проект должен через 15-20 лет после завершения строительства.
Темпы и настойчивость, с которыми Узбекистан, Казахстан, Туркмения и Таджикистан продвигают идею переброски части сибирских рек через Казахстан на юг, впечатляют не меньше устроенной в Ташкенте презентации.
Вид на Амударью
До недавнего времени многие местные политики официально, как от чумы, открещивались от забракованной в 80-е годы идеи переброски северных вод в Азию. Но инициаторами новой попытки поворота северных рек на юг выступили все-таки именно азиатские лидеры. В 2002 году в Душанбе президент Таджикистана Эмомали Рахмонов впервые открыто заявил, что «спасение Арала - задача мирового сообщества». Еще дальше пошел президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, назвав высыхание Арала планетарным кризисом, не раз повторив, что ежегодный выброс в атмосферу 1 млн тонн аральской соли может стать причиной катастрофы глобального масштаба. К ним присоединился и президент Узбекистана Ислам Каримов, который подчеркнул, что «вернуться к проекту можно только при добром согласии России».
С тех пор и политиками, и экспертами Азии грамотно расставляются акценты. Они обращают внимание на то, что благодаря своевременным водозащитным мерам России обмелевшее было Каспийское море вновь стало заполняться водой. Его наполненность новыми водами возросла на 60%. В то время как Арал мелеет, приближаясь к грани высыхания.
Между тем водоснабжение среднеазиатских республик обеспечивается за счет двух рек - Амударьи и Сырдарьи, впадающих в мелеющий Арал. При этом водные ресурсы распределены крайне неравномерно: на Киргизию и Таджикистан приходится 80,7% водостока региона. При этом Киргизия потребляет только 7% воды, а основная часть подается соседям - Таджикистану, Узбекистану и Казахстану, использующих воду для нужд сельского хозяйства и энергетики. Но если в эпоху СССР в Средней Азии работал единый водохозяйственный комплекс, включавший десятки каналов и несколько водохранилищ под единым управлением, то после распада Союза все они стали независимыми.
«Это независимость от здравого смысла и экологической безопасности, - считает Аскар Акаев, бывший президент Киргизии, а ныне профессор МГУ. - Проблема в том, что каждая из стран использует водные ресурсы так, как считает выгодным для себя, не считаясь с природой и друг с другом. Проблема в том, что соседи не могут договориться о том, считать ли внутренние и подземные воды трансграничными потоками, что, в свою очередь, не дает возможности прийти к согласию по хотя бы примерно равному распределению водных ресурсов. Идущим спорам уже больше 20 лет, и стороны далеки от компромисса».
Как попытку склонить соседей к взаимным обязательствам и ответственности Акаев оценивает принятое в бытность его президентом парламентом Киргизии постановление «О межгосударственном водопользовании Узбекистаном, Казахстаном и Таджикистаном водными ресурсами Киргизии». Этот документ установил плату за воду, содержание и техническое обслуживание гидросооружений Киргизии. Но Душанбе и Астана отказались платить. Ташкент, для которого хлопок остается главным источником пополнения казны, принял новые правила игры. Однако каждый сезон старается их пересматривать, что постоянно накаляет отношения соседей. Обостряется проблема воды еще и потому, что из-за интенсивного полива хлопковых полей Туркмении и Узбекистана, а также растущего применения удобрений уровень плодородия почв снижается и для получения урожая требуется расходовать 1,5-2,5 нормы поливной воды относительно 80-х годов. В итоге Амударья и Сырдарья около десяти последних лет не доходят до Аральского моря. По пути эти две реки до последней капли разбираются на ирригационное орошение, что оставляет вовсе без воды юго-запад Казахстана.
Восстанавливающийся после войны север Афганистана также планирует использовать воды Амударьи в сельском хозяйстве. Причем, по прогнозам, ожидающийся забор 10 куб. километров воды из Амударьи почти в два раза уменьшит обеспеченность Узбекистана пресной водой, хотя и сегодня она составляет 65-70% от потребностей. Свои виды на Амударью имеют и центр Афганистана, охваченный войной, и Таджикистан, из года в год увеличивающий расход воды.
Все хотят пить
По прогнозам ООН, из-за быстрорастущего населения Средней Азии в ближайшие 20 лет потребление воды в регионе вырастет на 40-45%, или в пять раз. Справедливости ради следует уточнить, что в XX веке человечество увеличило расход воды в семь раз.
«На глобальном уровне водопользование и впредь будет расти, - полагает Владимир Котляков, директор Института географии РАН. - К 2015 году, по прогнозу ЮНЕСКО, в странах с хронической нехваткой воды будет проживать 50% населения Земли. А к 2050 году потребление воды минимум удвоится, прежде всего из-за ирригации и нужд сельского хозяйства. Следствием увеличения сельскохозяйственного производства станет рост дефицита воды и цен на этот ресурс».
Согласно прогнозу ООН, законодателями моды роста цен на воду останутся США и страны БРИК, прежде всего Индия и Китай, где выше всего темпы роста уровня жизни, что ведет к повышению спроса на продукты питания, производство которых требует большего количества воды. По оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации (FAO) ООН, цены на воду к середине века «по оптимистичному сценарию» вырастут на 50%. Причем с высокой долей вероятности импортировать ее будут Египет, Китай, Австралия, весь восток Африки и Средняя Азия. Непростая ситуация ожидает и Россию. После Бразилии РФ занимает второе место в мире по водным запасам. Но лишь 2% питьевой воды остаются незагрязненными промышленными стоками. Ухудшает ситуацию и неравномерное распределение водных ресурсов. Воды уже не хватает югу Урала и Сибири, Калмыкии, Краснодару, Ростову, Ставрополю, волжским регионам - Саратову, Волгограду, Астрахани и даже югу Тюмени и Омска.
Русская Панама
Впервые в России идея сооружения искусственных каналов была высказана и сразу заклеймена как утопическая в 1856 году учредителем Русского географического общества академиком Карлом Бэром. Он предложил соединить Каспий и Азов через реки и систему озер Маныч. А через 12 лет, в 1868 году, проект переброски части стока Оби и Иртыша в бассейн Арала, разработанный профессором Киевского университета Яковом Демченко, вызвал живой отклик ученых, а затем в 1904 году идеей заинтересовался и царь Николай II. Вдохновленный идеей создания Панамского канала государь дал указание к 1914-1916 годам разработать отечественный проект «морского канала», но повеление так и осталась на бумаге из-за грянувшей Первой мировой войны.
В 1961 году Никита Хрущев настоял на реанимации царского плана - связать каналами с Северным Ледовитым океаном Каспийское и Аральское моря. Но про Каспий постепенно забыли, а вот поворот стока сибирских рек на юг стал основой проекта. Его сторонники полагали, что он поможет разрешить водный кризис. Он в 70-е привел к пересыханию Арала и опустыниванию земель, некогда бывших плодородными. Ожидалось, что канал вновь наполнит Арал водой и даст толчок росту урожая хлопка и риса в Средней Азии. Смысл водной революции заключался в перенаправлении части стока рек Тобол, Ишим, Иртыш и Обь на юг, а канал длиной 2320 километров решено было прокладывать от места впадения Иртыша в Обь.
«Технически проект был проработан на высоком уровне, - говорит Полад Полад-заде, академик РАН, один из авторов проекта, бывший замминистра водного строительства СССР, а ныне персональный пенсионер. - Он ни в чем не уступал действующим в США озерным и речным каналам по перераспределению питьевой и промышленной воды. Однако экономические и особенно экологические обоснования подверглись справедливой критике со стороны Минздрава и Сибирского отделения АН СССР. Но вместо того чтобы дотянуть проект, избавив его от экологических издержек, его отправили под сукно».
Академик Полад-заде признает, что проекту были присущи все издержки той эпохи - завышенные экономические обоснования строительства и пренебрежение экологией. Его реализация ухудшила бы качество воды в низовьях Оби, существенно сократились бы (по разным данным до 70%) нерестилища ценных пород рыб из-за повышения солености реки, многие сельскохозяйственные и лесные угодья были бы затоплены. Не говоря уже о том, что создавалась вероятность проникновения сибирских инфекций в жаркие районы Приаралья. Еще в 70-е годы ученые предостерегали: масштабы канала могут привести к изменению ледяного покрова в Арктике, особенно в Карском море, и, как следствие, к глобальным климатическим последствиям. Однако автор проекта поворота сибирских рек до сих пор убежден, что СССР нужно было перенимать успешный опыт США в деле создания действующих каналов по перераспределению воды и модернизировать его под российский климат. Одновременно, как считают многие ученые, экологию надо было превращать не в стихийное общественное движение, выродившееся в 80-е годы в дешевое политиканство, а в серьезную науку, способную экспертно оценивать долгосрочные проекты.
Вместо этого водная кооперация Сибири и Средней Азии была объявлена «зелеными» «советской Панамой» (по аналогии с Панамским каналом, остающимся символом грандиозного мошенничества). И в 1986 году, после аварии на Чернобыльской АЭС, на проекте был поставлен крест.
С начала XXI века о повороте рек, соединении озер и сооружении каналов по перераспределению воды заявили Австралия, Египет, Индия, Испания, США, Китай и Франция. Изучают такую возможность Пакистан, Оман и Саудовская Аравия. Китай решил повернуть с севера на юг Черный Иртыш. Он берет свое начало в Китае, протекает по Казахстану и России, а вблизи Ханты-Мансийска впадает в Обь. Ту самую Обь, часть стока которой веками хотят повернуть на юг-запад - в Среднюю Азию. Но теперь китайский почти достроенный канал вместо скромных советских аппетитов в 7-8% поворота стока вод планирует отводить от 11 до 40% стока Иртыша. При этом КНР не только оставит без воды часть Казахстана и России, но и свалит на их плечи экологические проблемы: вода не будет доходить в эти регионы, так же как сегодня не доходят Амударья и Сырдарья до Арала, если стороны не договорятся о принципах международной кооперации меняющегося водопользования.
Россия стоит перед двойным выбором: к каким глобальным - экономическим, политическим и экологическим - последствиям может привести поворот сибирских рек как на юг - в Китай, что приходится принимать как данность, так и на юго-запад - в Среднюю Азию, что обсуждаемо.
До последней геополитической капли
Когда на Давосском экономическом форуме-2010 эксперты ООН заговорили о необходимости международной экологической экспертизы проекта переброски вод реки Янцзы на север Китая, МИД КНР отреагировал мгновенно. Его представитель сказал, что Пекин не испытывает в этом потребности, но, если у ООН есть спрос на таких специалистов, он готов их представить. Жесткая суверенная позиция Пекина противоречит фактам: за 30 лет экономического прорыва количество лесов в стране с 14% уменьшилось до 9%; по запасам воды КНР из середнячков переместилась на предпоследнее место в мире, попутно исчерпывая подземные запасы воды соседей - Вьетнама, Казахстана, Индии - всего 11 стран; фенольная вода и грязный воздух (на КНР приходится 64% мировой добычи угля) привели к тому, что Поднебесная, по данным ООН, занимает одно из первых мест в мире по числу раковых заболеваний дыхательных путей и органов пищеварения. Стремительные темпы экономического роста угрожают превратить большую часть страны (все мегаполисы и юго-восток) в место, непригодное для жизни.
Обратная проблема у среднеазиатских соседей Китая: дефицит воды уже не просто сдерживает темпы экономического роста, например, Казахстана и Туркмении, но и отбрасывает на периферию развития Киргизию и Таджикистан, а в перспективе высохший Арал сделает безлюдными большую часть Узбекистана и юго-запад Казахстана. Поэтому на последнем международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент Узбекистана Ислам Каримов вновь подняли тему поворота сибирских рек на юг, заметив, что только приветствовали бы широкую международную дискуссию и экспертизу этого проекта.
«Проблема Арала - это потенциально один из мировых водных конфликтов, - говорит Фроде Мауринг, постоянный координатор ООН в России. - Засухи и дефицит воды в этом регионе будут лишь способствовать росту миграции, а Россия и без того занимает второе после США место в мире по иммигрантам. И доля в российской структуре миграции растет в пользу экономических переселенцев из Средней Азии. Снизить негативное воздействие климата на рост миграции может внедрение энергосберегающих технологий, чему ООН готова содействовать в регионе. Что же касается возможности поворота сибирских рек, то я слышал о нем, но не уполномочен его комментировать. Могу лишь сказать, что поскольку проект затрагивает интересы не просто группы стран, а целого региона, то он требует всесторонней международной экологической экспертизы. Но решение о ней должны принимать сами страны - участницы проекта.
Однако неспроста Китай категорически отказывается от международных экологических экспертиз. Опыт посредничества ООН в разработке Штокмановского месторождения нефти и газа, а также арбитраж ООН в спорных вопросах определения статуса Гренландии в Арктике показывает, что в обоих случаях международная экологическая экспертиза ООН постепенно перерастает в односторонний арбитраж США. Вашингтон в случае со Штокманом смог выкупить большую долю Норвегии в проекте в обмен на финансовые преференции для Осло. А в случае с Гренландией США в обмен на суверенные полномочия острова и его поэтапное международное признание получили право размещения на острове базы НАТО.
«В условиях, когда нет юридически согласованных схем проведения международных экологических экспертиз, которые бы не ущемляли суверенитет как отдельных, так и целых групп стран, тактику США надо признать успешной», - считает Иван Глумов, советник министра природных ресурсов (МПР) РФ и международный эксперт ООН по морскому и водному праву.
Как полагают многие российские эксперты, мир стоит перед выбором: либо многие страны уступают часть суверенитета или ресурсов за возможность участвовать в бесконечной гонке за ними, либо превращаются в арбитров этой гонки. Либо не имеют доступа ни к чему, превращаясь в объект передела. И схватка предстоит до последней геополитической капли - и за нефть, и за воду.
Почем водичка?
В эпоху, когда вода превращается не просто в выгодный товар, но и в средство геополитического влияния, у России, обладающей 25% мировых ресурсов воды, неплохие стартовые позиции для нового вида экономической деятельности. Однако как сегодня углеводороды сдерживают экономическую модернизацию, так завтра есть угроза того, что вода как экспортный товар превратится в новое национальное проклятие.
На бумаге очередной проект поворота северных рек вновь выглядит многообещающе. Извлекая уроки из прошлого, ученые предлагают изымать не 9-14% стока вод, а не более 5-7% паводковых вод Оби. То есть тех, которые сбрасываются в Северный Ледовитый океан как лишние. Их планируется сначала направить для пополнения дефицита воды на юг Урала, Сибири и европейской части России, а потом продавать воду соседям. Если исходить из средних цен (1 кубометр воды в ЕС стоит 2-3 евро), возможны доходы, близкие к дивидендам от торговли нефтью или газом. К тому же вода - товар, которым Россия обладает в избытке: 84% речного стока (около 4 трлн кубометров в год) приходится на малолюдные северные и восточные районы, в то время как водные ресурсы густонаселенных стран СНГ находятся на грани исчерпания.
Поэтому один из последовательных сторонников реанимации проекта поворота северных рек мэр Москвы Юрий Лужков аргументирует свою позицию просто. Помимо экономической выгоды проект предотвратит экологическую угрозу - не только высыхание Арала, но и избавит Россию от сотни тысяч тонн песка и солей, оседающих в Оренбурге, Волгограде, Саратове и Астрахани, а также убережет от гуманитарной катастрофы - остановит потоки мигрантов, которые с опустыниванием Арала превратятся в беженцев.
Наконец, реализация проекта позволит России дополнительно вовлечь в оборот 1,5 млн гектаров земель, создать десятки тысяч рабочих мест в стране и СНГ, загрузить сотни промышленных предприятий и НИИ, а также реформировать СНГ, склонив его к взаимовыгодной интеграции.
Однако большой вопрос, какой путь реализации проекта выберут его организаторы. Китайский, как в случае с Черным Иртышом. Но он уже ведет к экологической катастрофе и водному конфликту с Казахстаном и Россией. Советский, когда его организаторы, по разным данным, в два-три раза завысили уровень трат, поставив на счетчик казну дряхлевшего СССР. Или путь энергосберегающих технологий, когда забор стоков можно снизить до 2-4% и постепенно переводить орошаемые земли на капельную технологию полива сельскохозяйственных земель.
«Логика и прошлый опыт подсказывают, что надо пробовать инновации, - полагает Анатолий Колодкин, судья Международного трибунала ООН по морскому праву, - но «Конвенцию по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер» от 1992 года, обязывающую ограничивать трансграничное воздействие на водотоки, среди прочих не подписали Китай, Туркмения и Казахстан. Что нам не дает оснований использовать все нормы международного права для решения, в частности, вопросов строительства Китаем отводных каналов из Черного Иртыша. С поворотом сибирских рек у нас может быть больше обязательств с такими партнерами, чем прав».
Как полагают многие эксперты, проект поворота сибирских рек надо дорабатывать. Как с юридической, так и с экономической точки зрения. Даже Нурсултан Назарбаев и Ислам Каримов к идее внедрения энергосберегающего капельного орошения земель, которое снизит потребность в объемах поворота рек, относятся подозрительно. Они считают ее дорогостоящей и опасаются впасть в зависимость от иностранных компаний, предлагающих программы по внедрению этой технологии. К тому же не проработана новая технология сооружения канала. В СССР она базировалась на 250(!), а в КНР на 100 подземных ядерных и иных взрывах, что сегодня нарушает все международные нормы.
«Идея поворота сибирских рек противоречит принятой концепции устойчивого развития, - считает Аман Тулеев, губернатор Кемеровской области, последовательный противник проекта. - Она крепится на сохранении благоприятной окружающей среды в пределах хозяйственной емкости биосферы, а канал требует хирургического вмешательства в природу. К тому же, по оценкам экспертизы Совета Федерации, срок окупаемости проекта вряд ли будет меньше 30-35 лет. Экологические изменения - заболачивание части Сибири - усилят отток населения. Я считаю, что нам вообще надо отказываться от идеи торговли водными ресурсами в том виде, как предлагается, благодаря повороту рек. Выгод в сравнении с издержками намного меньше».
Вторят губернатору и ученые Сибири. Академик сибирского отделения РАН Петр Гончаров считает, что из-за испарения во время переброски вода будет доходить до Арала сильно засоленной, а из-за оттока воды граница холода передвинется к югу на 50 километров, что будет способствовать таянию Арктики и изменению климата. Поэтому, считает он, такого рода рискованным проектам нужна независимая экспертиза и крайняя осторожность в их осуществлении.
Не списывая со счетов
Как удалось выяснить «Однако», пока правительство РФ, заслушав проект Юрия Лужкова, предложило его «основательно доработать». По слухам, раздраженный мэр, не сдержав эмоций, воскликнул: «Везде вода - товар, а у нас - дар Божий». Но как ему, так и лидерам Средней Азии премьер Путин рекомендовал постепенно переходить на ресурсосберегающие технологии, включая капельное орошение, и сокращать посев культур, требующих интенсивного орошения, что снизит потребление воды. Так, для орошения 1 гектара пашни достаточно 7-10 тысяч кубометров воды, а во многих районах среднеазиатских республик для орошения используется воды в два-три раза больше. Также азиатские республики СНГ еще в 1998 году подписали соглашение о модернизации ирригационных систем, более 95% которых не имеют искусственного покрытия, но только в 2010 году согласились с тем, что больше с их ремонтом тянуть нельзя.
Одновременно многие эксперты предполагают, что использовать воду как ресурс для политического контроля в Средней Азии вряд ли перспективно. Россия склоняется к тому, чтобы оказывать содействие СНГ в совершенствовании его ирригационных систем, развитии современных технологий мелиорации, но при условии гарантий возврата кредитов. То есть сотрудничества на основе взаимной выгоды.
При этом сенаторы и эксперты Минэкономразвития признают, что списывать со счетов проект поворота сибирских рек было бы неразумным. Проблема в том, что в КНР он уже завершается. И переговорный процесс о его последствиях и их преодолении с участием России, Китая и Казахстана болезнен, но неизбежен. Как полагают сторонники поворота северных рек, разумно «запараллеливание» процесса - вслед за поворотом Черного Иртыша сооружение канала в Среднюю Азию снизит забор воды Китаем, уравновесив экологические и экономические последствия поворота рек для нескольких регионов. И вот здесь может возникнуть поле переговоров для внедрения новых технологий сооружения водоканалов за счет международной кооперации интеллектуальных технологий и капиталов.
К тому же Афганистан в последние годы выражает желание подключиться к многосторонним соглашениям по охране водных объектов, ограничении их загрязнения и использования трансграничных водных ресурсов. Возможно, именно компромисс сторон позволит выработать ресурсосберегающий механизм распределения воды и уберечь мир от «водных» войн.
Летом 2004 года сначала геологи, искавшие на дне высохшей части Аральского моря углеводороды, а потом приглашенные ими археологи обнаружили захоронения с золотыми убранствами более чем тысячелетней давности. Выходит, море и раньше то высыхало, то наполнялось водой? Тогда нужно ли его спасать, если нет достоверных данных о том, что Арал обмелел в результате человеческой деятельности?
Новый поворот
Как может выглядеть поворот сибирских рек в Среднюю Азию
Предполагаемый проект канала, по которому вода реки Обь будет доставляться от города Ханты-Мансийска в Среднюю Азию, в основном в меньшем объеме повторяет проект поворота сибирских рек образца 80-х годов прошлого века.
Протяженность канала - 2550 километров.
Ширина - до 200 метров.
Глубина - 15-16 метров.
Объем переброски воды составят 6-7% количества стока Оби (около 27,2 кубических километров воды).
Основная цель проекта - транспортировка пресной воды в Среднюю Азию и Казахстан для орошения.
Дополнительная или сопутствующая цель - транспортировка воды в Курганскую, Челябинскую, Омскую, Оренбургскую и Саратовскую области России, восстановление усыхающего Аральского моря.
Источник: книга Юрия Лужкова «Вода и мир».
Против течения
Наиболее громкие проекты XXI века по повороту рек
1. В Австралии почти закончен проект поворота реки Сноу-Ривер в засушливые внутренние области. Однако из-за орошения пустынь (в тех регионах, где проект уже действует несколько лет) в их почвах начали накапливаться соли. В ближайшие 10-15 лет эти земли станут непригодными для земледелия.
2. ЕС заканчивает разработку проекта переброски воды из Франции от реки Рона до Барселоны в Испании. Начало осуществления проекта запланировано на 2012 год.
3. В Китае завершается прокладка канала для отвода части стока реки Черный Иртыш в глубь страны. Река берет начало в Китае, протекает по Казахстану, России и вблизи Ханты-Мансийска впадает в Обь. Поэтапный ввод в эксплуатацию канала ожидается
в 2012-м, окончательный - к 2018 году.
4. Египет при содействии нескольких французских и немецких компаний готовит проект отвода части реки Нил в пустынные регионы для создания канала-резервуара по перераспределению воды.
5. Опыт США в области работы каналов по перераспределению воды изучают Пакистан, Оман и Саудовская Аравия.
6. Китай планирует перебросить воды реки Янцзы в засушливые северные районы. Протяженность канала - более 1000 километров. Завершение строительства системы каналов намечено на 2050 год.
Источник: Всемирный фонд дикой природы.
До последней капли
По данным ЮНЕСКО, в мире насчитывается около 300 потенциальных конфликтов из-за воды. Наиболее запутанные из них:
1. БЛИЖНИЙ ВОСТОК
Водная проблема усложняет и без того конфликтные отношения между Израилем, Палестиной и Иорданией. До последней не доходит часть реки Иордан. Сирия также отвела значительную часть потоков реки Ярмук в глубь страны, оставив небольшой сток для Иордании.
2. ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ
Турция, соорудив 22 плотины и 19 электростанций на реках Тигр и Евфрат, уменьшила сток этих рек с 30 до 16 кубометров воды. В итоге ее меньше достается Ираку, Ирану, Сирии и Афганистану.
3. АФРИКА
Дефицит воды наиболее ощутим в Африке - на севере (Египет, Судан, Ливия), в центре и особенно на востоке (Эфиопия и Джибути). В большинстве стран континента вода стоит дороже нефти.
4. ЮЖНАЯ АМЕРИКА
В основном воды не хватает мегаполисам из-за быстрого роста населения и урбанизации. Наиболее неблагополучными считаются Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес и Сантьяго. Одна из причин конфликта - недобросовестная конкуренция между частными (богатыми) водопроводами и канализацией и муниципальными (бедными). За десять лет в модернизацию водоочистки Южной Америки ООН планирует вложить 600 млрд долларов.
5. СРЕДНЯЯ АЗИЯ
Проблема высыхания Аральского моря и неравномерного распределения стока вод рек Амударьи и Сырдарьи, впадающих в него, обостряют отношения между Киргизией, Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменией.
6. США И МЕКСИКА
Подземный резервуар Огаллала (США), расположенный недалеко от Мексики, снабжает 1/5 всех орошаемых земель США, но он ежегодно уменьшается на 12 кубометров воды - за счет исчерпания подземных вод приграничной Мексикой. Что обостряет отношения между соседями.
7. ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
Самые многолюдные страны мира - Китай и Индия - по количеству воды на душу населения занимают предпоследнее и последнее места в мире (750 и 710 кубометров на человека при минимальном пороге в 1000). Все их мегаполисы истощили свои подземные воды и пользуются соседними, что вызывает недовольство и протесты соседей.
8. ИНДИЯ И КИТАЙ
Индия начала сталкиваться с обмелением рек Брахмапутра и Меконг, как принято считать, из-за поворота Черного Иртыша и предстоящего поворота реки Янцзы на север.
Источник: Продовольственная и сельскохозяйственная организации (FAO) ООН.
Жажда городов мира
Нормы потребления воды в крупнейших мегаполисах:
Пекин - до 200 литров на человека в сутки;
Москва - от 250 до 384 литров;
Петербург - около 250 литров;
Берлин - 125 литров;
Рим - 130 литров;
Токио - 145 литров;
Нью-Йорк - 170 литров.
Источник: Федеральное агентство водных ресурсов.