Конспект семинара. Зачем девушки играют кросспол

May 13, 2015 15:26

Начать с того, что я кросспол не играю. Все, что мне было интересно, мне всегда удавалось сыграть в женских ролях. Но в какой-то момент, у меня возникла необходимость объяснить новому знакомому, почему девушки так часто играют кросспол, и я поняла, что очень слабо представляю, зачем люди усложняют себе жизнь, играя противоположный пол.с Какое-то время я просто разговаривала при случае на эту тему со своими друзьями и знакомыми, а потом подвернулся Слэшкон, и у меня появился повод систематизировать свои наработки. И вот, что из этого получилось.

Итак, зачем девушкам кросспол, и почему они в него так активно играют:

- желание играть в то, что интересно;
Допустим, вы любите приключения, ваше воображение будоражит мушкетерская романтика или романтика Дикого Запада. Вам близки темы долга и чести, тема любви к родине. Вам нравится играть в войну, нравятся открытые противостояния, и вы хотите в это играть. Но мировая история предполагает, что в патриархальном обществе, в котором мы живем, все это - мужские игры. И чтобы играть в них, женщина должна быть большим исключением из правил.
На самом деле, этого требует даже не столько историческая достоверность, сколько исторические штампы, которые активно эксплуатируются на играх. То, во что играют. Не так важно, что было в реальности, но большинство играет не в описываемую эпоху, а в свои представления о ней. И если вы хотите играть в то, как было на самом деле, и даже готовы приводить конкретные примеры из истории, то для начала вам придется сломить сопротивление мастеров и других игроков.
Я уже не говорю о том, что во многих исторических эпохах у мужчины право голоса есть по умолчанию. Женщине же за него еще надо побороться. И очень часто ее устами говорить будет все равно мужчина, а женщине достанется роль серого кардинала.
По сути дела, изрядная часть взаимодействий на игре у женщин приходится на игры для женщины интриги и соблазнение/манипулирование мужчиной. И получается, все то, что просто может делать мужчина, что дается ему по праву пола, женщина теоретически тоже может. Но это будет в разы энергозатратнее, а результат все равно не гарантирован. Я уже не говорю о том, что далеко не все женщины хотят и умеют играть в соблазнение/манипулирование интриги. Они хотят честности и прямоты, открытых взаимодействий. И поэтому им приходится играть мужчин.

- желание сыграть конкретного персонажа или определенный типаж;
Тут все ясно. Вам нравится Эраст Петрович Фандорин, Тони Старк или Вуди Аллен и вы хотите сыграть именно его. Ну а что персонаж мужчина... У всех свои недостатки. То же и с типажами. Тихий еврейский мальчик совсем не одно и то же, что и тихая еврейская девочка. Поэтому здесь или кросспол, или компромисс с дрим-ролью.

- возможность побыть собой;
Честно говоря, когда я затевала семинар, я не хотела говорить о людях с гендерной дисфорией, т.к. мне казалось, что с этим пунктом все довольно прозрачно. В контексте кросспола меня интересовали в первую очередь люди без проблем с гендерной самоидентификацией. Но раз уж тема все равно всплыла, вставлю свои пять копеек.
Так вот, для меня очевидно, что для транс- и би-гендеров кросспольные роли на ролевых играх - это, в числе прочего, легальная возможность побыть самим собой, изучить грани своего я и понять, насколько далеко они готовы зайти в своем желании позиционировать себя как человек противоположного пола. На мой взгляд, тут есть один подводный камень - привнося в игру слишком личные, слишком значимые для себя вещи, люди рискуют и довольно. Оправдан этот риск или нет, каждый решает для себя сам.

- нежелание выходить из зоны комфорта;
Все современные женщины, даже если они не считают себя феминистками, так или иначе пользуются правами, которые выбили для них феминистки прошлого, которых добились для них феминистки прошлого. Избирательные права, возможность работать и зарабатывать наравне с мужчинами, возможность самостоятельно распоряжаться своими деньгами, своим телом, в конце концов - все это блага феминизма, к которым женщины привыкли как к чему-то само собой разумеющемуся. И им совершенно не хочется вылезать из комфортных условий, туда, где женщина не имеет каких-то прав, где она на положении в лучшем случае недееспособного ребенка, в худшем - комнатной собачки (крайность, но пусть будет для примера), где ей нужно спрашивать разрешения на что-либо. Это еще одна причина, почему девушки неохотно играют женские роли. Или играют, но... повально суфражисток, независимых женщин и прочие исключения из тогдашнего общества.

- финансовый вопрос;
Вы будете смеяться, но в мужчиной на игру зачастую ехать элементарно дешевле.
Дело в том, что огромное количество игр в России - это исторички или псевдоисторическое фентези, и они требуют соответствующих костюмов. И тут выясняется, что мужские костюмы мало того, то легче и компактнее (за исключением доспехов), но они еще и не настолько критично менялись на протяжении веков, в то время как женские костюмы порой катастрофически менялись на протяжении одного века.
Ренессанс, ампир, викторианское платье с турнюром и платье арт нуво - это все очень разные платья. И если девушка хочет играть в эти эпохи, то ей нужны эти разные платья, которые вдобавок стоят как телефонный номер, легко запоминаются и очень плохо модифицируются.
В то время как 1-2 исторические рубашки, два жилета - бархатный и костюмный, бриджи, сапоги и пара шейных платков плюс-минус покрывают мужской костюм от 17 до начала 20 века, если не заморачиваться.
Хилый аргумент, скажете вы? Ну извините, он все равно есть. И для кого-то он может оказаться решающим.

- стремление понять противоположный пол;

С этим я сталкиваюсь довольно редко, а жаль. Потому что ради того, чтобы понять, какого это - быть мужчиной, жить в мире мужчин и играть по их правилам. Какого быть женщиной, жить в мире женщин и играть по их правилам. Ради этого действительно стоит попробовать сыграть кросспол.
Причем, желательно, на полигонке, чтобы пожить жизнью персонажа, прочувствовать тонкости социальных взаимодействий, понять, с какими сложностями сталкиваются на игре и по жизни мужчины и женщины. Мы ведь удивительно мало знаем о жизни друг друга, и все больше мифы. Хотя, казалось бы, живем бок о бок.
Ради этого действительно стоит заморочиться, попытаться врубиться в психологию противоположного пола, выучить всякие мелкие поведенческие маркеры, поиграть в социальные игры, в которые играют оба пола.
Но это бывает довольно редко. Обычно мало кто удосуживается все это сделать. Чаще всего, по моим наблюдениям, дело ограничивается тем, что что девушка (а именно девушки играют львиную долю кросспола) надевает штаны, утягивает сиськи, называется рокэ алвой и идет себе по своим делам. В чем заключается отыгрыш мужика при этом не совсем понятно. Попытки мужского отыгрыша часто ведут к карикатурно-брутальному поведению. В голове, видимо, срабатывает штамп про могучего и волосатого. Как ведут себя реальные мужики за пределами ролевой игры почему-то моментально забывается.

- нежелание играть женщин;

На мой взгляд, в большинстве случаев девушки не играют мужиков и даже и не стремятся это сделать. Они просто не хотят, да и не слишком умеют играть женщин. И, возможно, быть женщинами тоже.
С 50-х годов 20 века гендерные рамки ощутимо размылись, но в головах у людей он живы и не сдают своих позиций.
Теоретически мы в курсе, что девушка - это не только дети, кухня, церковь, платье, но еще и куча самых разнообразных увлечений, способностей и взглядов на жизнь. Но на практике женщины с увлечениями, скажем так, для девочек нетипичными, ощущают себя какими-то не совсем правильными. То есть, правильными... Но не очень. И может тогда они лучше будут мальчиками? Мальчиками быть проще. И престижнее. Как им кажется. Ну и так далее.
Когда нам предлагают сыграть девушку в любом историческом периоде до 20 века, в голове автоматически щелкает тумблер и перед глазами проплывает набор гендерно-исторических штампов. И вот, мы уже не представляем, как играть просто женщину, а не прелестную пастушку, принцессу, вышивающую у окошка, или чокнутую домохозяйку 50-х. Не получается выйти за рамки этих штампов.
Почему? Да потому что современная - в полном смысле этого слова - женщина женщиной в полной мере себя не ощущает. Она застряла где-то посередине между мужчиной и женщиной 50-х годов - последним оплотом четко очерченных гендерных рамок. После 50-х паззл "женщина, домохозяйка обыкновенная" стал стремительно рассыпаться на части. Сейчас женщины работают и зарабатывают наравне с мужчинами, но равными они себя все же не чувствуют. У них прибавилось обязанностей, т.к. к традиционным "женским" обязанностям добавилась необходимость работать и обеспечивать себя и свою семью. При этом женщины теперь отчасти лишены привилегий, которыми обладали ранее, как представительницы слабого пола. И они не понимают, кто они теперь, какую играют роль и какое место занимают в общественной иерархии.
Эту дилемму дикообраза решают, к слову, не только женщины, но и мужчины, у которых стереотипов в голове тоже воз и маленькая тележка.
Прошлым летом я смотрела БСГ и обсуждала с Айвеном Старбак - озорную и брутальную пацанку, лучшую из военных пилотов на корабле. И Айвен, помнится, настаивал на том, что в первом сезоне Старбак не женщина. Она мужчина. Свой парень, мужик, брат... Кто угодно, но не женщина. И что ей вредит это, потому что она прячет свою женственность, пытается быть не тем, кто она есть.
Я же и тогда, и теперь уверена: ничего подобного. Просто она такая женщина. И не надо тут разговоров в пользу бедных.
И пока девушки не поймут, что они просто такие женщины, и не примут себя такими, они будут массово играть кросспол. Не потому что они хотят играть мужчин, а потому что они боятся и не умеют играть женщин.

птица-говорун умна и сообразительна, Маленький роман из жизни накха

Previous post Next post
Up