Гибель крейсера "Москва". И такое возможно. Применение французских ракет Exocet

May 10, 2022 15:39





Франция. Размещение Exocet AM39 на вертолёте

Поздним вечером 13 апреля 2022 года  патрульный самолет НАТО наблюдает группу российских кораблей. В районе слежения - шторм. С подготовленной вертолётной площадки (аэродрома подскока) расположенной на расстоянии около 120 км, в воздух поднимаются 3 украинских вертолёта Ми-8. Два из них несут по 2 противокорабельные ракеты (ПКР) АМ-39 Exocet: по одной под правой и левой консолью.



Один вертолёт - без ПКР, для осуществления  прикрытия, эвакуации и режима секретности (в случае неудачи сокрытия деталей операции и уничтожения ракет Exocet). Вертолёты идут на высоте 3 - 5 м над уровнем моря.



1 - место поражения "Москвы", 2 - затопление крейсера. Первое кольцо - радиус 100 км, второе - 150 км, третье - 200 км.

Два вертолёта с ракетами АМ39 подходят на расстояние 46 км от полученных координат  ракетного крейсера (по самому безопасному для себя направлению) и увеличивают высоту до 50 м. Затем пилоты производят кратковременное, на 20 с, включение бортовых РЛС. На экранах индикаторов высвечиваются отметки нескольких целей, в том числе ракетного крейсера «Москва» - она самая заметная.



После ввода данных целеуказания по крейсеру, с дистанции 37 км выполняется последовательный, с двух вертолётов, пуск 4 ракет Exocet. В момент пуска бортовые системы предупреждения информируют пилотов о их подсвете радиолокационной станцией «Москвы». Вертолёты тотчас же выходят из зоны действия ЗРК, которым вооружен ракетный крейсер и опустившись на минимально возможную высоту пилотирования, ложатся на обратный курс.

Активная радиолокационная головка самонаведения ракет захватывает «Москву» на дистанции 10-12 км, высота их полета снижается до 1,5-3 м. Визуально первую ракету замечают лишь за 5 с до попадания в корабль. Ракета пробивает левый борт по центру крейсера на 1,5 м выше ватерлинии, проходит сквозь обшивку корпуса и взрывается - срабатывает контактный взрыватель замедленного действия.  Вторая ракета, спустя 5 секунд, повторяет действия первой. Ещё через 7 секунд третья ракета поражает основание центральной надстройки на уровне палубы.



Пример поражения Exocet АМ39 цели

Взрывы боеголовок ракет разрушают центральные агрегаты и конструкции корабля, от остатков ракетного топлива загораются электрические кабели, краска и прочие материалы. Отсеки быстро наполняются ярким пламенем и ядовитым дымом. На крейсере создаётся реальная угроза взрыва ракет и  боезапаса. Через мгновения происходит мощный взрыв - результат последующей детонацией части боеприпасов. После 3 часов безрезультатной борьбы с пожаром экипаж покидает корабль.



Крейсер "Москва" после пожара и детонации боезапаса

Надо отметить, что ввиду очень плохих погодных условий (шторм, большие волны, сильные порывы ветры и экстремальные настройки систем наведения AM39) приводит к тому, что одну ракету, четвёртую,  на конечном участке полёта (на очень низкой высоте) просто «накрывает» волной и она уходит под воду.

Что представляет из себя Exocet модификации AM-39.

AM-39 Exocet - твердотопливная крылатая ракета малой дальности с одной боевой частью воздушного базирования, разработанная и изготовленная Францией.

AM-39 имеет четыре дельта-образных крыла в середине корпуса и четыре дельта-образных плавника управления сзади. Длина ракеты - 4,69 м, диаметр корпуса - 0,35 м, размах крыльев - 1,1 м, стартовая масса - 670 кг. Скорость 320 м/с или 1150 км/час. Он несет осколочно-фугасную боевую часть весом 165 кг. AM-39 имеет максимальную дальность 50 км при запуске с малой высоты.



АМ-39

AM-39 поступил на вооружение в 1979 году и до сих пор находится в производстве. Ракета была модернизирована в начале 1990-х годов, что дало ей возможность летать на меньшей высоте от 2 до 3 м и совершать запрограммированные маневры. Она также обладает улучшенной способностью различия между несколькими целями, ложными и прибрежными объектами. Улучшенная версия поступила на вооружение в 1992 году и до сих пор остается в производстве. Другие предлагаемые варианты включают улучшенную систему INS; цифровой компьютер наведения и GPS-приемник; и новый активный радиолокационный искатель с распознаванием цели и выбором точки прицеливания.

После запуска AM-39 стабилизируется в направлении своей цели на своей первой крейсерской высоте, достаточно низкой, чтобы избежать обнаружения своей целью, но достаточно высокой, чтобы позволить ее активной головке радиолокационного искателя обнаружить цель. Наведение по среднему курсу осуществляется инерциальной навигационной системой (INS) и радиовысотомером, что позволяет ракете лететь по морской траектории к цели. AM-39 опускается на свою вторую крейсерскую высоту для конечной фазы, с окончательным заходом на участок по высоте, определяемой преобладающими морскими условиями, вплоть от 1,5  до 3 м. Наведение ракеты обеспечивается активным радаром.

Производство и экспорт.

Франция произвела в общей сложности 3300 ракет семейства Exocet. Источники указывают, что было построено 1100 ракет AM-39. Ракета экспортировалась во многие страны, включая Египет, Индию, Ирак, Кувейт, Ливию, Оман, Пакистан, Катар, Саудовскую Аравию, Южную Африку, Объединенные Арабские Эмираты, Венесуэлу, Аргентину, Бразилию, Грецию, Перу и Сингапур.

Боевое применение.

Экспортированные AM-39 использовался в нескольких конфликтах. Аргентина запустила четыре ракеты во время Фолклендско-Мальвинского конфликта в 1982 году.



Sheffield

Sheffield - ракетный эсминец типа 42. 4 мая 1982 года "Шеффилд" был боевом дежурстве (готовность второй степени), когда он был поражен одной из двух ракет AM39 air-launched Exocet, выпущенных аргентинскими истребителями Super Étendard. Вторую ракету с фрегата "Плимут" обнаружили заблаговременно, - за 40 с. Завесой из дипольных отражателей были созданы пассивные помехи, которые увели ракету в ложном направлении и она упала в море примерно в полумиле от левого борта.



Sheffield

Ракета, поразившая Шеффилда, ударила по правому борту на уровне палубы 2, пройдя через судовую кладовую младших рейтингов и пробив переборку носового вспомогательного машинного отделения на 2,4 метра выше ватерлинии, создав отверстие в корпусе примерно 1,2 на 3 м . После чего взорвалась боеголовка. Двадцать членов ее экипажа были убиты и 26 ранены. Корабль затонул во время буксировки 10 мая.

Самым крупным кораблем, потопленным управляемой ракетой после 1945 г., оказался британский авиатранспорт "Атлантик Конвейер", переоборудованный перед войной из гражданского контейнеровоза. Он перевозил вертолеты и припасы, включая кассетные бомбы. 25 мая пара самолетов "Супер Этандар" вылетела с авиабазы в Рио-Гранде и взяла курс на северо-восток, затем довернула на восток, произвела дозаправку топливом от самолета С-130 и, следуя в южном, а затем в западном направлении, вышла в район маневрирования авианосного соединения на высоте 30 м со стороны, с которой меньше всего ждали нападения. Наведение па цель производилось с самолетов С-130. На дальности 80 км от предполагаемого местонахождения соединения аргентинские летчики обнаружили авианосец "Гермес" в окружении других кораблей. Осуществив пуск ракет с дистанции 48 км от цели, самолеты сразу же ушли в сторону континента на предельно малой высоте. В это время англичане с кораблей и поднятых в воздух вертолетов выставили помехи - дипольные отражатели. Две ракеты "Экзосет" были выпущены по фрегату, но были сбиты с толку его защитой, завесой из дипольных отражателей были созданы пассивные помехи, которые увели ракету в ложном направлении. Система наведения перестроилась и перенацелились. В результате был поражён британский авиатранспорт "Атлантик Конвейер".



"Атлантик Конвейер"

Обе ракеты ударили по контейнеру в его портовом квартале, и боеголовки взорвались либо после проникновения в корпус корабля, либо при ударе. Двенадцать человек были убиты, а оставшиеся в живых были доставлены на HMS Hermes.  Атлантический транспортер затонул во время буксировки три дня спустя.

Всего в ходе Ирано-Иракской войны, с октября 1981 по июнь 1988 года, иракская авиация совершила с помощью «Экзосет» более 400 атак на корабли, было выпущено около 600 ракет, 250 из которых попали в цели, что привели к потере 115 судов.

17 мая 1987 года в ходе Ирано-иракской войны фрегат американских военно-морских сил «Старк» (USS Stark) был по ошибке атакован в Персидском заливе иракским многоцелевым истребителем Dassault Mirage F1. Приняв американский боевой корабль за иранский танкер, пилот выпустил по нему две противокорабельные ракеты «Экзосет».



USS Stark после попадания двух ракет Exocet

Первая ракета, пущенная с 35 километров, пробила левый борт «Старка» рядом с капитанским мостиком. Она не разорвалась (?), но воспламенившееся ракетное топливо вызвало сильный пожар. Менее чем через полминуты в фрегат попала вторая ракета, запущенная с расстояния в 24 километра. Она взорвалась, проделав в борту отверстие размером 4,6×3 метра. Взрыв и огонь унесли жизни 37 членов экипажа «Старка». Выжившие вместе с моряками подошедшего на выручку эсминца «Конингам» (USS Conyngham) в течение суток боролись с пожаром.



Повреждения, нанесённые 17 мая 1987 года американскому фрегату «Старк» иракскими крылатыми противокорабельными ракетами «Экзосет»

Авиационные носители.

Франция изначально проектировала семейство крылатых ракет Exocet для атаки и уничтожения крупных военных кораблей. AM-39 - это вариант воздушного базирования, который в настоящее время используется на самолетах Super Etendard, AMX, Mirage F1, Mirage 5, Mirage 2000, Jaguar и Atlantique, а также на вертолетах Sea King, Super Frelon и Super Puma. В 2004 году Франция начала работы по развертыванию AM-39 на самолетах Rafale.

Выводы.

Надо быть полными идиотами чтобы думать, что противник будет раскрывать свои карты и играть в поддавки -  объявляя -  какие, откуда и куда будут поставляется необходимые изделия, как и где они будут применяться.

АМ-39 имеет достаточно высокую вероятность поражения цели, что и было доказано боевым применением данных ракет в военных конфликтах и войнах.

Использование выше изложенной технологии нанесения удара по надводным целям требует неотложных мер по защите кораблей ВМФ России от данной угрозы.

Необходимо срочное проведение учений на всех флотах с использованием мишеней  с ТТХ (тактико-технические характеристики) аналогичными Exocet. Есть информация, что боевые стрельбы по мишеням с подобными параметрами (2 - 3 метра над уровнем моря и скоростью 300 м/с) на боевых кораблях не проводились (может боялись получать болванкой в борт, да и результативность стрельб бы снизилась).

Также не обойтись без регулярного воздушное патрулирование побережья, вдоль неконтролируемых территорий, на постоянной основе.

Очень востребованное оружие против кораблей противника - это противокорабельные ракеты на твёрдом топливе (скорость и исключение попадание воды в двигатель), с маршевой высотой полёта 1 - 2 метра над водой и сверхзвуковой скоростью.

Примечание. Материал находится в состоянии редактирования.

крейсер Москва, Франция, война, exocet

Previous post Next post
Up