Странные сны приучают нас к неожиданностям, говорит новая теория

May 16, 2021 04:33



Процесс создания ИИ подталкивает к формированию гипотезы о том, что спящий человеческий мозг пытается избавиться от чрезмерной информации и полученных впечатлений при знакомстве с данными серой повседневности.

Достаточно распространенный сценарий во сне: вы заходите в местный супермаркет, чтобы купить молока, но к тому времени, когда вы добираетесь до кассы, бутылка с молоком превращается в говорящую рыбу. Затем вы вспоминаете, что утром у вас экзамен по математике, но вы не посещали урок математики почти три десятилетия.

Сны могут быть невероятно странными, но, согласно новой теории о том, почему мы видим сны, в этом весь смысл. Внедряя случайные странности в наше повседневное существование, сны позволяют нам лучше справляться с неожиданностями.

Вопрос, к чему снится, давно разделял ученых. Субъективная природа сновидений и отсутствие каких-либо средств их записи чрезвычайно затрудняют доказательство того, почему они возникают, или даже чем они различаются между людьми.

«Хотя были выдвинуты различные гипотезы, многие из них опровергаются редкой, галлюцинаторной и повествовательной природой снов, которая, кажется, лишена какой-либо конкретной функции», - сказал Эрик Хоэл, доцент кафедры нейробиологии в Университете Тафтса. в Массачусетсе, США.

Вдохновленный недавним пониманием того, как обучаются машинные «нейронные сети», Хоэл предложил альтернативную теорию: гипотезу перенасыщенного мозга.

Распространенная проблема, когда дело доходит до обучения искусственного интеллекта (ИИ), заключается в том, что он слишком хорошо знаком с данными, на которых он обучается, поскольку предполагает, что этот обучающий набор является идеальным представлением всего, с чем он может столкнуться. Ученые пытаются исправить это «переоснащение», внося в данные некоторый хаос в виде зашумленных или искаженных входных данных.

Хоэл предполагает, что наш мозг делает нечто подобное, когда мы видим сны. В частности, когда мы становимся старше, наши дни становятся статистически довольно похожими друг на друга, что означает, что наш «тренировочный набор» ограничен. Но нам все еще нужно уметь обобщать наши способности на новые и неожиданные обстоятельства - будь то наши физические движения и реакции или наши умственные процессы и понимание. Мы не можем ввести случайный шум в наш мозг, пока мы бодрствуем, потому что нам нужно сконцентрироваться на текущих задачах и выполнять их как можно точнее. Но сон - другое дело.

Создавая странную версию мира, сны могут сделать наше понимание мира менее упрощенным и более всесторонним. «Именно необычность снов в их расхождении с опытом бодрствования придает им биологическую функцию», - сказал Хоэл.

Он утверждает, что уже есть некоторые доказательства нейробиологических исследований, подтверждающие это. Например, один из самых надежных способов вызвать сны о том, что происходит в реальной жизни, - это многократно выполнять новую задачу, например, научиться жонглировать, или неоднократно тренироваться на лыжном тренажере, пока вы бодрствуете. Перетренированность при выполнении задачи вызывает это явление переобучения, то есть ваш мозг пытается сделать обобщения за пределами тренировочного набора, пока вы спите, создавая сны. Это может помочь объяснить, почему мы часто лучше справляемся с физическими задачами, такими как жонглирование, после хорошего ночного сна.

Хотя гипотеза Хоэля до сих пор не проверена, преимущество состоит в том, что она серьезно относится к феноменологии сновидений - особенно к их разреженному, галлюцинаторному и повествовательному содержанию, а не рассматривает ее как необъяснимый побочный продукт других фоновых мозговых процессов. Даже выполнение, казалось бы, несвязанных, но схожих физически занятий может иметь преимущества: например, мечта о полете может улучшить ваше равновесие и стабильность во время бега.

«Все это правдоподобно», - сказал профессор Марк Благроув, директор лаборатории сна Университета Суонси, специализирующийся на изучении сна и сновидений. «Эта теория предполагает, что во сне мы обобщаем то, что мы узнали в течение дня. Таким образом, это согласуется с различными другими текущими теориями, такими как недавняя теория Nextup, которая утверждает, что сны ищут новые ассоциации с тем, что недавно было изучено.

«Однако, как и во многих теориях о том, что у сновидений есть функция, пока нет доказательств того, что сновидения - это нечто большее, чем эпифеномен, лишенный функции побочный продукт нейронной активности.

«Даже когда показано, что нейронная активность, такая как быстрый сон, выполняет функцию, это не показывает, что одновременные сновидения [мы испытываем во время быстрого сна] играют роль в этой функции».

Тем не менее, эта новая теория может побудить психологов и нейробиологов провести эксперименты, чтобы проверить, помогают ли сновидения обобщать то, что мы узнали, добавил он.

Другие теории, почему мы видим сны

Вопрос о том, почему мы видим сны, интересовал ученых и философов на протяжении тысячелетий, но у нас до сих пор нет твердого объяснения, почему это происходит. Вот некоторые из других основных теорий:

Фрейдистская теория: Зигмунд Фрейд считал, что сны представляют собой «замаскированные свершения репрессированных желаний», и состоят из манифеста и скрытого содержания. Содержание манифеста относится к изображениям, звукам и сюжетной линии сновидения, в то время как скрытое содержание - это символическое значение сна, представляющее бессознательные желания сновидца.
Теория консолидации памяти : возможно, сны - это просто воспроизведение прошлых событий. Мы консолидируем наши воспоминания во время сна, и, согласно этой теории, сны являются отражением этого. Конечно, есть некоторые свидетельства того, что определенные последовательности нервных импульсов, наблюдаемые, когда мы бодрствуем, иногда «воспроизводятся» во время сна.
Теория симуляции угрозы : она утверждает, что сны - это древний механизм биологической защиты, который позволяет нам практиковать преодоление угроз. По сути, они предоставляют сновидцу среду виртуальной реальности, в которой он может практиковать важные навыки выживания.
Теория синтеза активации : возможно, сны - это просто случайная цепочка воспоминаний, собранных вместе. Если это так, они могут спровоцировать нас на новые связи или вызвать творческие прозрения, пока мы спим.
Теория эмпатии : сновидения могут не иметь какой-либо функции, но приобретают ее, когда мы делимся ими с другими людьми. Подобно обмену историями, сны могут способствовать развитию сочувствия между людьми.
Теория регуляции эмоций : она предполагает, что сны строятся на основе нашей эмоциональной истории и могут помочь нам обрабатывать и регулировать свои эмоции.

Источник: https://www.theguardian.com/science/2021/may/14/weird-dreams-train-us-for-the-unexpected-says-new-theory

сновидения, медицина, неврология, сны

Previous post Next post
Up