В начале 2012 британские и международные эксперты и политики опубликовали в Великобритании аналитические материалы, посвященные сценариям развития глобального рынка в долгосрочной перспективе, и в этом контексте британской экономики. Особенно дискутировались вопросы будущего действующей рыночной модели, в том числе банковско-финансового сектора, роли стран с переходной экономикой и БРИКС.
Среди авторов - ведущие экономисты Financial times М.Вульф, С.Вагстил, Дж.Гаппер, Дж.Плендер, С.Бриттан, Ф.Стивенc, эксперты журнала The Economist, а также известные политики и бизнесмены - лидер Лейбористской партии Э.Милибэнд, бывший Президент США Б.Клинтон, бывший Премьер-министр Малайзии М.Мохамад, бывший Министр финансов и директор Национального экономического совета США Л.Саммерс, глава «Ситигруп» В.Пандит и другие. Свои мысли и предложения в отношении развития «народной» версии капитализма высказал и Премьер-министр Великобритании Д.Кэмерон. Внимание, прежде всего, привлекли следующие идеи.
Эксперты солидарно предсказывают странам с переходной экономикой и БРИКС опережающие темпы экономического роста (прежде всего в Азии) и полагают, что, в отличие от предыдущих кризисных периодов произошли качественные изменения в этих регионах: в этих странах в настоящее время имеются достаточно крупные накопленные резервы для сглаживания возможных негативных тенденций. Однако, по мнению М.Вульфа, эти государства также подвержены целому ряду серьезных рисков, включая возможный перегрев от излишне быстрого роста на фоне замедленной динамики в развитых странах, возрастающую в связи с глобализацией зависимость от кризисных явлений в других регионах и конъюнктуры сырьевых рынков.
Вывод М.Вульфа - несмотря на позитивные, с учетом ситуации в еврозоне и упомянутых рисков, прогнозы роста в «переходных» странах, они не смогут оказать определяющее влияние на конъюнктуру в развитых государствах, поскольку развитие высокодоходных экономик будет по-прежнему определяться внутренним спросом. Кстати, необходимо отметить, что такое мнение не разделяют многие известные экономисты, в том числе глава Goldman Sachs Asset Management Джим О'Нил. Причем, по мнению С.Вагстила, ухудшение ситуации в еврозоне будет, вероятно, оказывать заметное негативное воздействие на эти страны через трансмиссионные механизмы торговли и финансов, отражаясь на потоках товаров, переливах инвестиционного капитала, банковского кредитования. Однако это влияние будет неравномерным, прежде всего задевая страны Восточной Европы. Наибольшую опасность в этой связи представляет возможное повторение кризисных явлений в Европе, хотя недавние инициативы ЕЦБ вселяют определенный оптимизм.
Замедленное восстановление развитых экономик поставило на повестку дня деятельность кредитно-финансовых организаций и вопрос соответствия применяемых ими моделей задачам обеспечения роста. Дж.Гаппер предполагает, что дальнейшее развитие с опорой на финансовый сектор и применяемые в этой области методы по сути невозможно. По его мнению, банки и финансовые учреждения в течение последних нескольких десятилетий забыли о своей первоочередной роли кредиторов реальной экономики, держателей счетов населения и поставщиков консультационных услуг, превратившись в «инструменты для зарабатывания денег их менеджментом».
С 1977 по 2010 гг. объем межбанковских валютообменных операций вырос в 234 раза, а доля операций с облигациями и валютой в 18 крупнейших международных инвестиционных банках в 2010 г. составила 80%. При этом отмечается увеличение разрыва между средними доходами населения и заработком верхушки корпоративного менеджмента. В США он составлял в 1965 г. 24 раза, а в 2010 г. - 325 раз!
Однако о полном отказе от капитализма и рыночной экономической модели речь не идет - об этом говорят все эксперты, в том числе С.Бриттан, по мнению которого в самой идее личного обогащения нет ничего зазорного или неестественного, но эффективная работа этой системы требует вмешательства государства в форме монетарной и налоговой политики и социальных программ. В то же время сейчас, считает Ф.Стивенс, политикам не удается продемонстрировать необходимую решимость, сплоченность и требуемый уровень контроля над ситуацией, даже несмотря на опасность «заваливания» в повторный кризисный сценарий развития, что не добавляет уверенности ни обществу, ни деловым кругам.
Среди предлагаемых рецептов разрешения ситуации эксперты упоминают дальнейшее усиление регулирования финансового сектора, повышение транспарентности банков, обособление потребительских подразделений кредитных институтов, применение специальных «эталонных» стандартов структуры капитала в качестве «общего знаменателя» для оценки рисков (идея «Ситигруп»), совершенствование практики по разделению функций в области управления и владения капиталом, из-за чего якобы произошло искажение интересов и методов стимулирования работы менеджмента в финансовых институтах. М.Вульф предлагает целый комплекс мер, включая большую макроэкономическую стабилизацию, дальнейшее реформирование и повышение устойчивости финансовой системы, сокращение дисбаланса в доходах населения, совершенствование глобального и корпоративного управления, борьбу с налоговыми нарушениями и др.
В свою очередь, бывший президент США Б.Клинтон на страницах Financial Times продвигает идею об активизации роли и значения благотворительных организаций, которые могут заполнить «брешь» между возможностями частных компаний и государства в рамках рыночной системы, в том числе на международном уровне в контексте содействия развитию.
М.Мохамад вообще считает необходимым проведение коренной реформы Бреттон-Вудской системы и восстановление увязки резервной валюты международных расчетов с ценой на золото, а также запрет на финансовые операции, связанные с использованием колебаний валютных курсов.
Л.Саммерс подчеркивает серьезность вопросов «честности» капитализма и соответствия его принципов интересам общества, говорит о необходимости его «умного обновления», прежде всего в таких социально-значимых областях, как здравоохранение, образование и социальная защита.
А главный оппонент Коалиционного правительства лидер лейбористской партии Великобритании Э.Милибэнд считает необходимым отказаться от краткосрочной выгоды как критерия в деловой практике, стимулировать долгосрочные проекты и методики, в том числе в контексте текущей реформы системы финансового регулирования.
Только журнал The Economist в пику всем призывает правительство прекратить публичное «очернение» Сити, поскольку необходимо смотреть правде в глаза - сфера финансов является для Великобритании «естественным» конкурентным преимуществом и ключевой статьей бюджетных доходов.
В январе в дискуссию вступил и Премьер-министр Великобритании Д.Кэмерон, предложивший начать «обновление» капитализма и процесс придания ему «социального измерения» с инициативы по расширению и дебюрократизации института кооперативов, предусматривающих участие работников компаний в их управлении через долевое участие в капитале и, соответственно, прибылях. Он высказал мнение, что свободный рынок - наилучший из способов приумножения благосостояния общества, что он является «двигателем прогресса, источником предпринимательской инициативы и инноваций» и в конечном итоге «способствует повышению нравственности». Д.Кэмерон подверг критике практику, при которой уровень рисков и доходность не коррелируют между собой, назвал политику вознаграждения руководства финансовых институтов в Сити «бесконтрольной», а также выразил готовность поддерживать успешных бизнесменов, в равной мере приносящих пользу своим компаниям, обществу и экономике в целом.
Суммируя, британские эксперты говорят о необходимости пересмотра использовавшихся в последние десятилетия макроэкономических, прежде всего финансовых моделей, однако в целом считают, что ничего «лучше капитализма» с точки зрения экономического развития человечеством пока изобретено не было - вопрос в правильности реализации принципов и искажении практики. Речь, по мнению экспертов и политиков, не идет и не может идти о сломе капитализма и рыночной экономики как таковой, но, наконец, признается, что сохранение сложившихся в развитых странах принципов ведения бизнеса, которые ставят развитие реального сектора на второй план, в современном виде больше не имеет будущего. Полностью с этим согласна.