Материалом для
выставки «Моя любовь. Сотворение фильма» послужили «кадры» из анимационного фильма «Моя любовь», автором сценария, режиссером и художником которого стал Александр Петров.
Картину он создал по роману Ивана Шмелева (1873-1950) «История любовная». Одно из самых лиричных своих произведений русский писатель сочинил в эмиграции, во Франции, где он находился с 1923 года. Роман предлагает читателю проникновенную историю о первой любви, поисках счастья, о борьбе света и тьмы, чистоты и греха. Эту историю Александр Петров передает на экране живописью, которая, наряду с другими достоинствами картины, была отмечена многочисленными премиями российских и международных кинофестивалей.
В анимации Александр Петров обращается к нетрадиционной технике и технологии - он работает на стекле не кистью или мастихином, а рукой. В каждом мазке, в каждой линии, нанесенной на плоскость пальцами или касанием ладони, художник воплощает тончайшие нюансы смысла, идущие изнутри.
На
выставке в музее Эрарта зритель увидит как сам фильм «Моя любовь», так и избранные картины Александра Петрова, из которых в свое время этот фильм складывался.
Александр Петров о работе над фильмом «Моя любовь»:
После «Старика» (от ред. - речь о мультфильме «Старик и море», получившем «Оскар») я взял большую паузу, уж очень много энергии забирает каждый фильм. О следующей картине думал, что это будет что-то легкое, сказка какая-нибудь. Когда работал два года в Канаде, так захотелось чего-то русского. Но попало в руки собрание сочинений Шмелева, которого до этого я знал, в общем-то, довольно поверхностно... А когда вчитался в этот роман - так вот же оно, российское, близкое, родное. И - мое. Не то чтобы я мечтал снимать сюжет о первой любви... А речь здесь идет именно о первой пробуждающейся любви - детской, наивной. И решительной, и глупой. Со всеми подробностями мятущейся романтической души. Но мне вдруг это показалось таким понятным и близким... И это все ложилось в образы фильма. Роман написан настолько легким языком, и так непосредственны переживания героев. Я влюбился в язык Шмелева. Иван Сергеевич издавал роман, живя за границей, частями - так читатели приходили в издательство читать гранки и требовали поскорее печатать продолжение.
Думал: как песню спою - на одном дыхании. Не ожидал, что увязну на три года каторги. А может, так и надо, выбирать произведение на вырост, посложнее, чтобы дотягиваться до него? И, мне кажется, получилось. И даже, кажется, есть шмелевский негромкий юмор. История больше получилась лирическая, поэтическая, немножко драмы и немножко трагедии. На самом деле фильм об ответственности человека перед любимым и перед самой любовью. Я не знаю, получилось это в фильме или нет, но именно это я хотел сказать. Иначе не стоило бы вообще снимать...
Александр Петров о живописи в своих фильмах:
Не знаю, как объяснить, но я готов отдать всего себя каждой картинке, которая является составляющей деталью фильма. И хочется сделать ее максимально выразительной. В анимации это выглядит глупо - создавать каждую фазу движения как произведение искусства… ведь ее жизнь на экране - всего доля секунды. И получается, что бoльшая часть времени уходит на то, что ты просто пишешь одну и ту же картину, чтобы наполнить ее движением.
На каком-то этапе видишь удачную фазу и чувствуешь: да, получилось! Вполне могла бы висеть в хорошей галерее. Но в итоге все равно уничтожаешь. Ее нужно стереть, чтобы освободить место для следующей.
Выставка Александра Петрова «Моя любовь. Сотворение фильма» в музее Эрарта: 08.12.2017 - 22.01.2018
6+