Из моего
поста в foto-history Наверное не ошибусь, если скажу, что добрая половина фотографий России начала 20-го века дошедших до нас имеют авторство фотоателье Буллы.
Между тем эти снимки проделали весьма непростой путь и можно сказать, что лишь по большому везению они не пропали в глубинах беспокойного 20-го века.
Карл Карлович Булла - известный российский фотограф эмигрировал в Российскую Империю из Пруссии еще ребенком.
Он сумел стать одним из первых фоторепортеров в России, основателем весьма успешного семейного предприятия.
Оба его сына пошли по стопам отца, стали знаменитыми фотографами и переняли ателье после того, как Карл Карлович отошёл от дел.
Карл Булла с сыновьями Александром и Виктором.
Удивительно, но даже хаос революции не особо повлиял на работу предприятия. Благодаря унаследованному таланту братья сумели найти себе место и при новой власти. Виктор, например, снимал портреты советских и партийных деятелей и в 1919-21 гг был фактически штатным фотографом в Смольном.
В последующие годы
советская власть высоко ценила профессионализм талантливых фотографов и, в силу своих возможностей, поддерживала их. Так например, в 1928 году на выставке «Советская фотография за 10 лет» Виктора и Александра наградили почётным дипломом за серию репортажей, а затем, в этом же году, Александра арестовали и сослали на Беломорканал (но, понятно, не фотографировать).
Александр до отправки на Беломорканал
Виктор начиная с 1935 года начал передавать архив всех снимков государству (в Архив Октябрьской революции и социалистического строительства ), видимо решив, что сохранить его самостоятельно в такое трудное время будет не легко. До 1938 года он успел передать более 130 000 негативов. Возможно мог бы передать и больше, но в июле 1938 года Виктор Булла был арестован .
Через несколько дней «дознания» Виктор подписал «чистосердечное признание» и уже в октябре 1938 года был расстрелян.
Из трёх владельцев знаменитого фотоателье лишь один Карл Карлович Булла, который в 1917 году вернулся на свой родной "прусский" остров Эзель, сумел мирно и без революционных потрясений дожить свою жизнь, снимая этнографический материал и обучая местных жителей искусству фотографии.