Занимательная статья о развитии такси в России (автор Кирилец С.В. ).
приведена здесь с некоторыми сокращениями
---
В 1899 году в журнале «Самокат» петербургский «моторист» А. Абрикосов дал объявление об «отпуске моторов на прокат», годом позже фирма «Фрезе и К°» организовала сдачу в наем электрических и бензиновых автомобилей собственной постройки в Петербурге и Варшаве. Этим видом деятельности вскоре занялись многие автомобилисты-предприниматели и в других городах Российской Империи.
Точную дату рождения российского такси установить пока не удалось, но известно, что в 1906 году первый наемный автомобиль с счетчиком-таксометром был зарегистрирован в Санкт-Петербурге.
Пример столицы сразу же нашел последователей и в других городах Империи, в том же году первое такси появилось в провинциальном Минске. В Москве первый таксомотор согласно архивным данным вышел на линию в сентябре 1907 года, примерно тогда же появились такси в Гельсингфорсе.
"Белые таксомоторы" российского таксомоторного общества. Санкт-Петербург 1912 год.
Первое крупное московское таксомоторное предприятие «Товарищество Автомобильного Передвижения» (ТАП) было основано в 1909 году, начав свою деятельностъ скромно, с четырех автомобилей. Согласно данным московского «Ежегодника Автомобилиста» за 1909 год, автомобили-такси общества ТАП именовались «таксoметрами», все они были окрашены в красный цвет. Через два года «Товарищество Автомобильного Передвижения» разрослось и стало акционерным обществом. Вслед за ТАП («Товарищество Автомобильного Передвижения») в Москве появились таксомоторы компании «Такса» (германские машины Adler) и «Московского Товарищества «Матт» (германские машины Benz), их примеру последовали и некоторые мелкие частные предприниматели. К концу 1911 года в Москве работали на линии 79 такси, а к лету 1913 года их стало уже 217.
Весьма самонадеянную характеристику начала развития таксомоторного промысла в Москве дал журнал «Автомобилист», который в 1909 году отмечал: «Появившиеся недавно таксомоторы пользуются большим спросом у публики. Можно с уверенностью сказать, что московские таксомоторы лучше берлинских и парижских».
Легкие трехколесные таксомоторы - «Циклонет» в Киеве 1913 и «Фейтельберг» в Риге 1911.
Многие таксомоторные предприятия Петербурга, желая выделить свои автомобили из общего потока, красили их в в определенный «фирменный» цвет, так появились неофициальные названия таксопарков «Белые таксомоторы», «Зеленые таксмоторы», «Красные таксомоторы».
Количество такси в Петербурге непрерывно росло, уже в 1910 году на линии работало 217 таксомоторов, в 1911 году их стало 296, в 1912 - 380, в 1913 - 328, а к лету 1914 года в столице было зарегистрировано 403 такси. Достаточно быстро был организован и рынок автомобилей, пригодных для работы в такси.
В 1913 году таксомоторные перевозки в Петербурге были уже отлично организованы, в городе имелись многочисленные стоянки такси, была создана центральная диспетчерская служба с возможностью вызова такси по телефону, таксомоторы работали круглосуточно.
В первые годы действия таксомотoрного промысла еще не существовало практически никаких специфических требований к предпринимателям-таксистам, кроме установки на таксомотор специальных счетчиков. Но вскоре городские власти навели порядок в этой сфере - 14 июня 1911 года Министерством Торговли и Промышленности были утверждены «Временные правила для испытаний и поверки экипажных таксомоторов в Главной Палате Мер и Весов, они состояли из 15 параграфов. Разрешение на занятие «механическим извозом» выдавалось с ведома Городской Управы, куда подавали прошение все желающие организовать пассажирские перевозки на таксомоторах.
Послереволюционный период
Октябрьский переворот 1917 года положил конец таксомоторному промыслу в России, почти все частные автомобили были национализированы, таксомоторные предприятия закрыты.
Только спустя семь лет советское правительство занялось возрождением таксомоторного дела - в декабре 1924 года Моссовет принял решение о покупке 30 автомобилей-такси марок Renault и FIAT. Московскому коммунальному хозяйству было поручено в полуторагодичный срок приобрести за границей 200 таксомоторов. 21 июня 1925 года на улицах Москвы появились первые советские такси - 10 новеньких, закупленных во Франции автомобилей Renault. С них начался новый, не самый лучший этап истории отечественного такси.
Советская пресса отметила открытие таксомоторного движения в Москве как сенсационное достижение рабоче-крестьянской власти: «Недавно на улицах нашей красной столицы появились такси. Нужно сказать, что в условиях нашей системы тот факт, что такси являются собственностью государства, облегчает задачу их эксплуатации». Утверждение это было довольно спорное, но зато идеологически выдержанное. Несмотря на то, что с этого времени таксомоторными перевозками занялись исключительно государственные предприятия, в работе советских такси с самого начала выявились очень серьезные недостатки, главными из которых являлись практически полная бесконтрольность, и вытекающие отсюда постоянные нарушения правил эксплуатации таксомоторного транспорта, а также ужасающая аварийность, связанная с низкой квалификацией водительских кадров, их распущенностью и безответственностью. Статистика несчастных случаев красноречива - за первый год работы 15 московских таксомоторов совершили 19 наездов на прохожих и 72 столкновения, при этом погиб один и пострадало 31 человек. Имело место также 89 грубых нарушений инструкции и 24 случая выезда водителей на линию в нетрезвом виде.
В 1927 году таксомоторные предприятия Москвы, которых стало уже три, выпускали не линию всего лишь 120 автомобилей. В Ленинграде возобновление таксомоторных перевозок произошло еще позже. Первый ленинградский таксомоторный парк открылся 14 июля 1929 года при Транспортном подотделе городского отдела коммунального хозяйства. Парк получил 37 открытых автомобиля Ford. В 1930 году город на Неве обслуживало 83 таксомотора.
В 30-х годах в СССР началась эксплуатация в качестве такси первых автомобилей советского производства - ГАЗ А, ГАЗ М1 и ЗИС 101, отечественный таксомотор вступил в «эпоху возрождения».
Ну очень убедительная реклама.