совок

Mar 20, 2008 00:12

Ниже приведена серия интервью сделанных в 80-х годах. Особенно она будет интересны для тех, кто отождествляет будущее РФ с возвращением к позднему СССР, начала 80-х (назад в "социалистический рай"), имея при этом весьма смутные представления о прошлом.
Тем более им, вероятно, интересно взглянуть на прошлое глазами простых рабочих. К сожалению райская сторона жизни СССР в этих текстах освещена крайне слабо, разговоры всё больше о повальном воровстве и взяточничестве, скрытой безработице и пьянстве, о малоэффективной устаревшей промышленности, об отвратительных условиях труда... И это только верхушка айсберга. А ведь есть мнение, что конец 70-х начало 80-х были "золотыми" годами СССР, временем, когда уровень жизни населения сов. республик был наиболее высоким (с момента образования).
Может быть этот текст немного приоткроет глаза тем, кто верит во "внезапный" развал "могучего" Сов. Союза.


ИНТЕРВЬЮ С РАБОТНИКАМИ РАЗНЫХ ОТРАСЛЕЙ
Опубликовано в сборнике «Производственные интервью», выпуск 2. Москва. ИНП РАН, 1989 г.

1.Интервью с рабочей-шлифовщицей 3-го разряда (1984 год)

Вопрос:Много ли в работе простоев?
Довольно много, от этого мы страдаем...

Вопрос: Как часто бывают простои из-за недопоставки заготовок?
Не хватает нам работы постоянно...

Вопрос: Пьют ли рабочие из Вашего непосредственного окружения?
Пахнет алкоголем часто. Из десяти женщин двое иногда приходят с запахом, чуть-чуть навеселе. Остальные женщины не пьют. Мужчины (из четырех наладчиков - трое) приходят с запахом примерно один раз в неделю (если работа во вторую смену). Проблема пьянства, конечно, серьезная...

Вопрос: Значит (лимитчики) семьями обзаводятся редко ?
У нас лимитчики в основном женщины, для женщин это вообще проблема, замуж сейчас трудно выйти. Но есть и специфический фактор: я считаю, что у женщин более высокий уровень культуры, они более активно ее воспринимают. Поэтому выходить замуж за тех же лимитчиков на заводе они не особенно хотят. Около 70% мужчин - пьют, поэтому контингент потенциальных женихов очень мал.

Вопрос: Каковы условия труда у Вас на работе?
Наш цех выходит окнами на западную сторону. Поэтому летом, когда мы работаем во вторую смену, яркое солнце бьет в окна, слепит, нагревает воздух, как сказал начальник цеха, до 40°. Еще в прошлом году к нему обращались, чтобы повесили шторы. Он обещал, но так ничего и не изменилось. До сих пор шторы все еще не повешены...
...Зимой, а также в холодные летние дни в цехе холодно, сыро. Проверяли у нас загрязненность воздуха. Говорят, что перед проверкой включали сильную вентиляцию. Каких-либо мер после проверки принято не было, хотя в цехе бывает душно, особенно в некоторых местах, где скапливается загазованность. В раздевалке часто нет горячей воды, а мы все-таки по локоть и по колено грязные: на руках и на ногах, на лице пятна от масла, металлическая пыль.
...Шум в помещении довольно сильный. В первое время, когда я туда пришла, то не понимала, как люди разговаривают. Я буквально не могла понять, о чем говорят. Сидят, например, в перерыв и пьют чай, разговаривают. Я подсаживаюсь, но ничего не понимаю, не могу включиться в разговор. Сейчас привыкла, стала слышать, но дома надо мной смеются, что у меня ухудшился слух. Наш партгрупорг говорила мне, что у тех, кто уходит из нашего цеха на пенсию, сильно снижен слух, то есть шум объективно сказывается. Она сама жалуется на слух, плохо слышит. Но настоящей глухоты, насколько я знаю, не возникает.

2.Интервью с рабочим инструментального цеха (1986 год)

Вопрос: Когда Вы, изменив среду, попали на производство, в мир относительно незнакомый, что произвело на Вас наибольшее впечатление, может быть, удивило? Какие моменты зафиксировались в сознании?
...
Какое-то у меня было другое представление о современном производстве.И большинство работающих там отдают себе отчет в том, что это все сильно устарело. Они понимают, что ту же работу можно было бы делать совсем иначе, и гораздо большим эффектом. Поэтому часто ведутся разговоры о зарубежной технике, причем отдают должное не только оборудованию, но и стилю, методам работы. Мастеровитые люди очень ценят умение и хорошую технику, понимают, что необходимо строгое соблюдение технологической дисциплины. Но поскольку на нашем производстве бедлам, то эту дисциплину соблюдают отчасти, подгоняя то, что можно измерить здесь.
...
Могли бы, наверное, сделать и лучше, если бы был спрос. Но поскольку спроса нет, то зачем, спрашивается, выкладываться? То есть очень рациональное поведение. А измени ситуацию - дай высококачественный инструмент, дай классные станки - и работа будет другая.

Вопрос: Насколько велика производственная нагрузка? Недогружены или перегружены рабочие, каковы простои?
При соответствующем изменении оплаты труда могли бы, конечно, работать интенсивнее. Даже не то что интенсивнее, а с меньшими простоями. Иногда ведь как бывает: как-то летом, например, месяца два или три вообще не было работы, хоть что хочешь делай.

Вопрос: Пили там сильно?
Из 15 человек один совсем не пил, по крайней мере на работе - пожилой слесарь. Это человек старой выучки, он страшно бранил новые порядки, этот бедлам,большевиков ужасно ругал за то, что они развратили рабочий класс и развалили производство. У него была своя точка отсчета, его учили еще какие-то немцы в конце 20-х годов. Образ порядка у него ассоциировался с таким порядком, которого я и не видел никогда, только понаслышке да по литературе могу себе представить.
...
Этот человек не пил совсем. Еще один, токарь предпенсионного возраста, очень симпатичный человек, иногда выпивал, но очень понемножку, по каким-то особым случаям. А была группа мужиков, которые пили регулярно.
Вопрос: И на работе?
Конечно, на работе, а где же еще пить? Эти люди помоложе: где-то от 35 до 50. Был один «чемпион», который все время 6ыл пьяным. Человек несокрушимого здоровья, за день выпивал по две бутылки водки, и при этом работал, иногда только не мог.
Вопрос: Из 15 человек сколько пили не меньше, чем по стакану в день?
Думаю, что человека три. У двоих - стакан в день это была святая норма. Один из них, правда, иногда не пил недели 2-3, а потом опять начинал. Остальные пили эпизодически: праздник, день рожденья или какой-нибудь заказ.
...

Вопрос: Вы говорили, что работали на шахте. Когда это было?
Очень давно - в 1968 или 1967 году.

Вопрос: Кем Вы работали?
Подземным забойщиком 3-го разряда.

Вопрос: Какие-нибудь впечатления остались от этой работы?
Знаете, чтобы оценить реальность, надо иметь возможность с чем-то сопоставить. Для меня же это был неповторимый опыт. Я могу сказать единственное - это страшноватая реальность.

Вопрос: Расскажите поподробнее.
Это происходило в Североенисейске Красноярского края.
По составу рабочей силы это в основном были ссыльнопоселенцы из уголовников. Пьянство, бытовая грубость, бедность - при том, что деньги сравнительно неплохие зарабатывают. Но их все равно девать некуда.

Вопрос: Это ощущалось, что деньги девать некуда?
...Жизнь там какая-то очень застойная, потому что стремиться в принципе некуда, не к чему. Человек не только не может стать самостоятельным хозяином, а вообще никем.

Вопрос: Чем еще характеризовалась мрачность обстановки?
Видите ли, я ведь туда поехал, сделав перерыв в учебе в институте из-за неприятностей. Для меня это было довольно интересно - та самая народная жизнь, о которой я слышал, читал, но которую никогда не видел. Условия труда скорее героические: спускаешься в шахту на 300-400 м, темно, вода, камешки падают. А глядя отсюда, можно сказать следующее - очень низкий уровень охраны труда, большая небрежность в работе.

Вопрос: Вы считаете, что на оборонных предприятиях текучесть больше, чем на гражданских?
Я имею в виду такие предприятия, как наши. Если же говорить вообще, то на ЗИЛе, например, просто проходной двор.Да и условия там ужасные. Мне рассказывал, возмущался, все тот же наш пожилой рабочий, любитель порядка: "Как они могут там работать! Ты не поверишь: слой масла на полу, стружка везде разбросана. Такое безобразие творят! Людей, как скот, ни во что не ставят. Собралась голь, рвань со всей страны - куда им деваться".

3. Интервью с рабочим автобазы (1987 год)

Вопрос: Здесь Вы получаете меньше 200 рублей "чистыми". На заводе Вы могли бы получать больше. Почему Вы отсюда не увольняетесь?
...Здесь спокойно, можно читать, разговаривать. Вы не чувствуете, что здесь чем-то пахнет? Говорят, здесь должен быть запах кислоты, но я его не чувствую. А как раз потому, что я работаю с кислотой, работа приравнивается к работе в горячем цехе....
Сейчас сюда еще никто не будет заходить. Смена официально заканчивается в восемь вечера. Реально машины начнут возвращаться часов в шесть, в семь. Недавно народный контроль был с проверкой, поэтому водители боятся рано возвращаться со смены. Раньше уже в три или в четыре почти все водители возвращались на базу.

Вопрос: Но в путевом листе у водителей отмечено, что машины окончили работу в восемь часов?
Да, конечно. Это очень просто: начальник колонны или диспетчер ставят им время прибытия в парк 8.00. Так всегда делается.

Вопрос: Значит, им оплачивается полный рабочий день, хотя фактически они работали только половину смены?
Разумеется. Но это касается только повременщиков, сдельщикам оплачивают по-другому. Для них нужна выработка, тонно-километры.

...

Вопрос: Но ведь водители работают сдельно. А если они за день перевезли больше 150 тонно-километров?
Сверх установленной нормы им никто не оплатит, не закроют наряд и путевой лист.

Вопрос: А как же грузы? Так и лежат, накапливаются?
Никакие грузы нигде не лежат. Норму свою водители никогда не вырабатывают реально, и раньше не вырабатывали. Как ранее 250 т/км за день на машину - чистая фикция, так и сейчас 150 т/км тоже липовая выработка. Дай Бог, чтобы перевезли за день 50 т/км "живого груза". Все остальные - фиктивные перевозки. Сегодня разговаривал с одним водителем, он пятый день возит три трубы железные и ящик с гвоздями. Приезжает в парк, не разгружаясь паркуется на ночь, а утром снова с этим ящиком и трубами выезжает на смену. Он для видимости возит эти трубы и гвозди. А наряд ему закрывают каждый день на 150 тонно-километров.

Вопрос: А что же он делает, когда выезжает на линию? Просто катается?
Начальника возит. Может быть, прораба, начальника строительства, завхоза. Семитонный КАМАЗ используется как личная персональная машина.

Вопрос: Скажите, это везде так делается или Ваша база какая-то особенная?
Никакая не особенная. Везде так. Если бы было по-другому, все водители бы поувольнялись.

Вопрос: Из водителей никто не возражает против таких приписок? Ведь среди них есть и коммунисты?
При чем тут коммунисты? Они ведь тоже водители, работают, как и все, у них такие же семьи. Наряды им закрывают по "потолку", как и всем, и бензин они сливают частникам. Правда, сейчас нормы расхода здорово урезали. Если бы они действительно перевозили по 150 тонно-километров в день, то им бензина бы уже не хватило.

Вопрос: А на сколько тонно-километров хватило бы?
Точно не знаю. Наверно, на 100-120, не больше. Но реально они еще меньше вырабатывают, намного меньше.Поэтому лишнего бензина много остается, его сливают в канаву или продают частникам. А затем на автобазе подкручивают счетчик километров.

Вопрос: Зачем они его подкручивают?
А что им еще остается делать, если они должны ежедневно накатать 60-80 км по путевому листу, иначе 150 тонно-километров не выработаешь? А реально у них пробег за смену 30-40 км получается, а то и того меньше. Любая проверка установит, что фактическая выработка вдвое меньше, чем по отчету. Вот и накручивают счетчик километров...

Вопрос: А начальство на автобазе знает об этом?
Конечно, знает. И начальник колонны, и директор - все знают, что водители накручивают счетчики и сливают бензин.

Вопрос: ЗИЛ не может столько проехать?
Конечно, нет. У нас нормативный пробег новой машины до капитального ремонта - 100 тысяч километров, но реально они и этого не проходят. Самое большее - 70-80 тысяч километров.

Вопрос: И после этого их направляют на капитальный ремонт? Нормативный пробег не выдергивается?
Нет, отправляют после 100 тысяч километров.

Вопрос: А как же "дотягивают" до 100 тысяч? Сами латают?
Но ведь эти 100 тысяч километров машина реально не проходит. Пробег определяется по счетчику километража, а его подкручивают дрелью. Реально машина пройдет около 50 тысяч километров - и ее сдают в капремонт.

Вопрос: Значит сдают машины с недоиспользованным ресурсом?
Да, получается так. Иногда машины в довольно хорошем состоянии сдают.

Вопрос: А почему?
Не знаю. Наверное, план есть по капитальному ремонту. А может быть, боятся. Все же знают, ЗИЛ больше 80 тысяч км не пройдет, а вдруг окажется, что у кого-то он 160 тысяч км пробежал. Может показаться подозрительным.

Вопрос: Каково качество капитального ремонта?
Очень плохое. После капитального ремонта машина и 30 тысяч км не проедет.

Вопрос: Так плохо ремонтируют машины?
Руки им надо обламывать за такой ремонт. Машину к нам только пригоняют после капиталки, десять метров она отъедет за ворота парка, и все по-новому надо ремонтировать. Водители здорово ругаются. Всегда шумят, когда их машины в капиталку отгоняют. Назад они возвращаются еще хуже, чем были. А платит автобаза за капитальный ремонт все равно, что за новую машину, иногда и еще больше.

Вопрос: Все-таки этот вопрос мне неясен. Зачем сдавать машины? Зачем же Вы сдаете машины в капитальный ремонт, если водителям все равно приходится перебирать всю машину снова после капиталки? Не проще ли было бы водителю самостоятельно восстановить машину?
Проще, конечно, и делал бы он тогда для себя. Но кто же даст? Как же он будет ремонтировать, если нет запчастей?

Вопрос: Но текущий ремонт машин вы все-таки выполняете в парке, так что на складе найдутся кое-какие детали?
Детали, конечно, есть, но какие именно - знает только завскладом и начальник колонны, а водителей на склад и близко не подпускают. Иногда что-нибудь сломается, ходишь, просишь, а завскладом только и твердит, что нет деталей. Ребятам приходится их на стороне за свои деньги покупать, либо менять на что-нибудь. А потом время проходит, модель машины сменится, детали больше не нужны, и полный кузов этих самых "дефицитных" узлов вывозят со склада. Везут в металлолом, а раньше никому не давали.

Вопрос: Зачем же в металлолом, неужели для этих деталей нельзя найти какое-нибудь полезное применение? Может быть в других автопарках есть еще машины, для которых они могут пригодиться ?
Не знаю, может быть, и есть, но их везут в металлолом. Кто у нас думает, что они могут пригодиться? Думают, прежде всего, о себе, о плане, о хорошей отчетности.

Вопрос: Какое "полезное" железо?
Ну, трубы, хотя бы. Неделю назад как раз резали оцинкованные трубы. Год они пролежали во дворе, а что им сделается за год, они даже ни капельки не проржавели, оцинкованные все-таки. Так, резьба немного на концах сбилась, но ее же можно было отпилить и трубы использовать для дела. Не нужно в парке - продали бы кому нужно, ну хотя бы дачникам. А их газосваркой разрезали, два дня резали, чтобы не было видно, что трубы неиспользованные, иначе в металлолом не примут, и отвезли.

Вопрос: Смогли бы сами рабочие покончить с приписками, с фиктивными перевозками?
Вряд ли. В общем-то, смогли бы, но они в этом не заинтересованы. Мне кажется, поведение людей, хозяйственников не очень зависит от сознания, они приспосабливаются к экономике, и в общем-то, все ведут себя похоже...

Вопрос: Изменилось ли что-то у Вас на производстве при перестройке?
Пока к лучшему ничего не изменилось. Говорят о хозрасчете, но пока это только разговоры.

4. Интервью с рабочим-строителем (апрель 1989 года)

Вопрос: Чем Вы сейчас занимаетесь?
Надо сказать, что буквально за последних два месяца я сменил профиль работы. Я теперь слесарь, пытаюсь организовать мехучасток при нашем управлении.
...
Я с большим недоверием отношусь ко всякого рода укрупнениям. Возьмем, например, наши так называемые перспективные деревни. Еще в 60-х годах считалось, что большой свинарник лучше, чем пять маленьких. В результате довели наши свинарники до такого состояния, что в этой грязи все задохлись.

В строительстве произошла аналогичная ситуация. Раньше в каждом строительном маленьком учреждении были свои машины, экскаваторы, бульдозеры. Были конечно свои трудности с запчастями, ремонтом и т.д. Но у них была всегда под рукой машина. Теперь стащили все в одну большую автобазу, и теперь каждый прораб названивает, ломает себе палец о телефон и умоляет: "Дайте мне машину, Христа ради". Ему присылают: сегодня - экскаватор без самосвала, а завтра - самосвал без экскаватора.

Вопрос: Назовите, чего нет из нужного инструмента?
...Нет условий для мелкого ремонта.
...У нас могут суперглобальные проблемы решать: создать громадный станок с автоматической линией, чтобы можно было сунуть в него сырье, а из него вылетали бы готовые табуретки. Такие станки, может, и есть, а простого (но очень нужного) инструмента для нас нет.
...
Все началось с того, что мы обучались на кровельщиков, три месяца мы ходили на комбинат. Нас учили чему угодно, только не тому, что нужно (как это обычно у нас). Давали книжку древнего года издания и говорили: читайте. Обучение не связано было со всеми нашими вечерними комбинатами, мы попусту тратили время. На собрании матпроизводства постановили, чтобы ним шла зарплата. Основная трудность заключалась в том, чтобы табель был отмечен полностью.

Вопрос: Спецтехнологию хорошо преподавали?
Те, кто вели этот предмет, не сильно во всем этом разбирались. Мы получили лишь самые общие представления о предмете, которые в жизни нам не очень-то пригодились.

Вопрос: Значит, Вы сами осваивали профессию?
Да, обучались путем проб и ошибок. На основе общего опыта кое-чему научились

Вопрос: Вся учеба прошла понапрасну?
Ноль, просто дали корочку, и все.

Вопрос: У вас много пьяниц?
Я не одобрял алкогольную борьбу, точнее те методы, которыми она проводилась. Я не считаю зазорным выпить в гостях или на свадьбе. Спиртные напитки перестали продавать, но пьяниц меньше не стало. Это железная публика, закаленная в боях у винных магазинов. Но на стройке стало гораздо меньше пьяниц. И вот в последние буквально дни, представьте себе, разрешили продажу пива. Пиво пьют ведрами. Я сам дал свое личное ведро ребятам (сейчас у нас водопровод работает, а зимой, когда водопровод не работает, я буду этим ведром воду носить, чтобы руки можно было помыть), они будут с ним за пивом ходить.

Вопрос: В рабочее время?
Естественно, а ребята будут работать за того, кто за пивом уходит.

Вопрос: Есть у вас алкоголики, которых уже работниками назвать нельзя, которые числятся, но не работают?
Были.

Вопрос: А сейчас?
Сейчас их нет. Один умер, другого уволили, третьего отправили в прошлом году в ЛТП. На моей памяти таких было трое. Из них лишь одного уволили с треском.

Вопрос: Трое из скольких людей?
Из двадцати.

Вопрос: Посмотрим на противоположный полюс: сколько из них высококвалифицированных, умелых?
Потенциально умелых практически нет. Не знаю, по какой причине, то ли им не дают развернуться, то ли еще почему. Ведь энтузиазма в работе у нас сейчас не наблюдается.

Вопрос: Есть хоть сколько-нибудь умелых работников?
Пожалуй человек 5 из двадцати. С ними бы я пошел в разведку.

...

Сразу и не определишь, почему у нас везде такой бардак. О чем не подумаешь, так и это надо сделать иначе, и это следовало бы переделать. Одна из самих веских причин того, почему люди плохо работают, заключается, на мой взгляд, в том, что никто своей профессии толком не знает, либо работает не по своей профессии. Лично на меня это оказывает влияние. Приведу еще один пример неразберихи. Утром (с 8.00 до 8.30) происходит развод личного состава: объясняют, что каждому следует делать. Мне кажется, что каменщики, переодевшись, могут сразу идти нерабочее место. Они сами знают, что и где им делать. А их каждый день перебрасывают с места на место. И так со всеми. Сегодня надо идти дыру закладывать, завтра пошлют рамы перетаскивать.

У меня есть знакомый кровельщик-жестянщик (он перешел с завода вентиляционных конструкции; здесь же - в Кунцево). Мы вместе с ним начинали крыши крыть. У него 4-й разряд жестянщика (для стройки это достаточно высоко). Сейчас он вместе с плотниками режет стекла. Летом и осенью претензий к кровельщикам нет, но скоро зима, крыши потекут. А он, вместо того, чтобы заниматься крышами (своими прямыми обязанностями), таскает стекла.

5.Интервью с директором завода резинотехнических изделий (1982 год)

Вопрос: Каково положение с кадрами на Вашем предприятии?
На нашем заводе положение с кадрами - хуже некуда. Это лето вообще было катастрофическое. Я не знаю, как мы его пережили. Летом положение с кадрами у нас всегда тяжелое, но такого прежде еще не было.
С первого апреля с завода двинулись бахчевники - растить дыни, арбузы... Уволились - и занимаются своими бахчами на глазах у всего честного народа...
Вторая категория людей, которые уходят с завода, - это шабашники. Главным образом слесари, ремонтники. Эти уходят в село, строят свинарники, зарплата у них там 800-1000 рублей в месяц, работают до холодов, в декабре должны вернуться.
Третьи, которые оставляют завод, - это те, которых, мы сами направляем на сельскохозяйственные работы по решение исполкома.
Четвертая категория - заводское подсобное хозяйство, собственный совхоз. Расположено 160 км отсюда, 1300 га, сеем пшеницу и ячмень. Полученным зерном откармливаем свиней в собственном свинокомплексе. Свинством занимаемся. 11 тонн мяса в этом году сделали, по два килограмма на работника выдали (продали), еще по 2 килограмма дадим. "Золотое", конечно, мясо получается, очень велики издержки.

Вопрос: Какова себестоимость килограмма этого мяса?
Не могу Вам сказать, такой подсчет сделать невозможно, потому что все делается за счет внутренних ресурсов завода (людей, техники и т.д.). Но издержки явно очень велики. По доброй воле мы этот совхоз никогда не стали бы держать. 1300 гектаров это очень много работы. 50 человек подсобное хозяйство отбирает, и трудятся они там полгода. У нас есть список тех, кто умеет работать шоферами, механизаторами. А тут в момент уборки у нас все грузовики горком партии отобрал!...

Пятая колонна, которая отваливает с завода, - это на уборку помидоров. 400 человек мы направляли в этом году. Сейчас изобрели новый метод, как заставлять нас оказывать помощь сельскому хозяйству. От нас этих 400 человек никто не требовал. Нам дали участок земли и сказали: 2,5 тысячи тонн помидоров сдать. План по помидорам мы выполнили (сажали, поливали, убирали). Помогали убирать и другим совхозам. Но очень много помидоров пропало. Ящиков в совхозе не дали, помидоры складывала в кучу, огромная гора помидоров образовалась, на другой день все потекло и пропало.

Шестая категория, которая оставляет производство - это те, кто имеет право брать себе отпуск летом вне графика отпусков. Это участники войны, пенсионеры, вечерние школьники, по справке врачей, работники, имеющие двух детей и более и т.д.

Седьмая категория - это дополнительные отпуска по учебе: вечерние школы, техникумы, институты, с 11 августа - абитуриенты.

Восьмая категория - это направленные на строительство жилья, 50 человек. Тут руководство города спасает свою шкуру, так как жилье они сами обязаны были вводить. За строительство заводского жилья мы платим сполна, все по закону, но, несмотря на это, 50% объема работ мы выполняем сами.

Девятая категория - на производство сборного железобетона. Нам дают план на строительство силосных башен в подшефных совхозах, и железобетонные плиты для этих башен тоже делаем своими силами.

Сейчас с нас никто комплектацию продукции, выполнение плана не спрашивает. Первое, что с нас спрашивают - это перечисленные выше работы. Например, недавно нам сказали: два километра строящейся в городе теплотрассы - ваши.

С 1 октября есть постановление о ежедневном направлении 120 человек на овощебазу - это с ноября по май, зимний период.

Очень плохо воздействуют отвлечения на трудовую дисциплину. Люди работают там по полдня, кое-как. В колхоз поначалу едут неохотно, а потом некоторых оттуда не вытащишь.
...Другой случай был - полгектара помидор запахали: помидоры повыдергали, сорняки оставили. Целое дело было. Они говорят спьяну сделали, и сорняков было много, так, что помидоров не видно.
...В текущем году за 11 месяцев на посторонних работах отработанно более 90 тысяч человеко-дней. Это составляет около 8% отработанного времени всем промышленно-производственным персоналом (включая ИТР служащих, которые тоже привлекаются к посторонним работам). Но это не все. Лето - это во всех отношениях сложное время, отвлечения на несвойственные работы большей частью приходят на лето, увольнения - тоже: на весну и начало лета.
...Ежегодно число отвлекаемых работников растет, и в этом году достигло каких-то совсем невозможных пределов.
Когда человека постоянно дергают на овощебазу, или еще куда-то, то ему это надоедает, он увольняется. Конечно, это не единственная причина. Текучесть у нас - 21%, нам хвалиться нечего.

Вопрос: Почему люди сейчас так сильно пьют?
Я считаю, что от безысходности, бесперспективности своего существования.

Все у нас развалено, и развал начинается с организации заработной платы.
...Прогулы мы отражаем в отчетности - примерно одну пятую от их реального числа. Главным образом прогулы из-за пьянки бывают.

Впрочем, люди сейчас действительно перестали рожать детей. Уже удивляемся, у кого двое детей. Собака или машина - вот что теперь вместо ребенка. Институт у нас в городе уже по три раза объявляет набор, без конкурса берут всех желающих, и то недобор. Если анализировать прирост населения, надо азиатские республики брать отдельно, а РСФСР - отдельно. Тогда все станет ясно. Ведь Кавказ трудящихся не выращивает. Он спекулянтов выращивает. А пахарей русских становится лее меньше и меньше.

6. Интервью с начальником отдела кадров химического завода (аппаратурное производство непрерывного действия) (1982 год)

Вопрос: Каково положение с кадрами на Вашем заводе?
...Молодые сейчас приходят и тоже 200-250 рублей запрашивают. Я такому парню говорю: ты сейчас деньги заработаешь, нам приходится их давать, но ты же квалификации не получишь, обстановка изменится, и ты себе места не найдешь, иди учись на машиниста. Но на это редко кто соглашается, сейчас, говорят, деньги давай.
...
Мы берем на работу людей - но лучше бы мы их не брали. На 90% от них никакого толку, одни хлопоты. За сегодняшний день ко мне приходили шесть человек оформляться, но из них четверо были уволены по статье.

Вопрос: Каково положение с комплектованием штатов ИТР на Вашем предприятии?
...На овощебазу требуют от нас 48 человек, считай, что па постоянную работу. Реально, мы даем меньше - примерно половину. Отправляем людей на базу, а они там в лучшем случае до обеда работают. Разбалтываются люди.
Я сам на овощебазе был, говорил им: "Мы отвлекаем людей высокой квалификации, а как Вы их используете?" Кто ими там командует, знаете? Женщина с нашего завода, мы ее выгнали, а она там теперь нашими специалистами, ИТР командует. Люди там отдачи не дают, не хотят работать, им неприятно, И еще: стоимость произведенных ими работ куда-то ведь идет. Завод выполняет эти работы бесплатно, но по нарядам их заработок кому-то приписывается.

7.Интервью с начальником цеха металлообрабатывающего завода (Москва, август 1985 года)

Вопрос: Много ли пьют рабочие Вашего цеха?
...Пьянство - это для меня проблеме номер один. Сейчас у меня в цехе лечатся в ЛТП или состоят на учете у заводского нарколога более 1/3 рабочих. После выхода постановления о борьбе с пьянством мы уже многих отправили на лечение. Это делается обычно без отрыва от производства. Утром человек приходит на работу, вечером идет в ЛТП, а ночевать ходит домой.

Вопрос: Помогает ли это лечение?
Вопрос сложный. Я так понимаю, что с ними там не церемонятся. Вкатывают очень большие дозы лекарств и многие этого не выдерживают. У меня в цехе было уже два случая. Один из них - смертельный, человек умер от инфаркта. Дело было во вторую смену. Меня специально из дома вызвали, но когда я приехал, он уже умер. Очень обширный инфаркт. В восемь часов вечера человек попросил пить, а в 8 часов 10 минут его уже не стало. А во втором случае - инсульт, тоже обширный. Человек, правда, выжил, но долго, наверное, не протянет. Сейчас он не работает, ему дали инвалидность. Мне кажется, что если бы не это лечение, они бы и лет 10-15 протянули. Оба - не старые, им еще нет 50 лет. Их, наверное, лечат по принципу: выживет - хорошо, а кто не выжил - ничего не поделаешь.

Вопрос: Справляется ли Ваш завод с планом по производству?
Нет, сроки поставок постоянно срываем...

Вопрос: На Вашем заводе работает старое оборудование?
Нет, не старое. Наша продукция требует высокой точности обработки, так что старое оборудование нам не подходит. Ломаем мы много оборудования, это другой вопрос.

Вопрос: Почему у Вас ломается оборудование?
Вот недавно установили у нас пресс из ФРГ. Приезжали немцы, установили его, запустили, работал отлично. Он делал штампованные детали из стального листа толщиной 3 мм. Пока шел лист из ФРГ, все было отлично. Потом этот лист кончился, пустили наш. А наш лист - у него с одного края 2 мм, а с другого все 5 мм. Включили пресс, он тут же и сломался...

Вопрос: Каково качество выпускаемой Вами продукции?
У нас с качеством нет проблем. Если, допустим, делаем партию для заграницы, а ее не принимают, то мы подсовываем ее военным. Военные не примут, пускаем как продукцию со знаком качества. На знак качества не проходит, просто отдаем гражданским потребителям. А уж если они не возьмут, тогда отдаем в сельское хозяйство. Сельское хозяйство у нас все берет.

8.Интервью с директором магазина "Фрукты-овощи" (1986 год)

Вопрос: Почему в этой торговле не доминируют русские?
Я считаю, что они менее деловые, у них это хуже получается. Русский человек немного простоват в таком деле. Кавказцы создают у себя нечто вроде мафии, когда свои люди сидят на базах, в соседних магазинах и вообще где надо. Они к этому очень хорошо приспособлены.

Вопрос: В чем Вы видите разницу между русскими и нерусскими?
Нерусские более ответственны в первую очередь по отношению к себе, более цельные как личность. Русский человек более податлив на соблазны. Он как-то неадекватно воспринимает окружающую обстановку. Я хочу оговорить, что дело, может быть, не в национальности как таковой. Мод "русскими" я в данном случае понимаю жителей города Москвы. В большинстве наши люди очень плохо подготовлены к жизни.

Вопрос: В каком смысле работать в торговле сложно?
Торговый человек - что это значит? Это - громадная ответственность, которая на нем лежит. Все стараются его обмануть. Тебя стараются обмануть на базе: недовесить, дать товар не той кондиции, сплавить тебе неходовой или порченый товар, либо вообще ничего не дать. Тебя готов обмануть любой шофер - например, путем махинации с накладными; любой продавец - на весах магнитку поставить, неправильно отчитаться и тому подобное. Если ты упустил что-то из виду, то можешь не заметить, как продавец в отчет тебе это не впишет. Обмануть готов любой грузчик, уборщица, фасовщица - у них для этого тоже есть достаточно возможностей. И, кроме того, тебя готовы в любой момент обмануть твои же коллеги, с которыми ты работаешь на материальной ответственности. Твой напарник может снять деньги, а ты будешь их вкладывать.

Вопрос: Кому еще приходится давать деньги? Все проверяющие организации берут деньги или нет?
Не обязательно все. 30-40% могут не брать, но у них могут быть свои магазины, с которых они "кормятся". Коли они у тебя не берут, то это не значит, что не берут в другом магазине, где их давно знают.

Вопрос: Считаете ли Вы, что если увеличить зарплату работникам торговли, то получение "левых" доходов станет для них ненужным?
Я не считаю, что "левые" доходы исчезнут, точно так же, как и "левые" расходы. Ситуация в советской торговле в принципе ненормальна. Ведь нигде в мире за исключением социалистических стран в торговле не стоит проблема точного (до сотых долей) определения доли испорченных овощей или фруктов в их общем весе.
...Еще одна причина - это невозможность выбора поставщиков. В конце концов, подсунуть плохой товар могут и на Западе. На Западе человек тоже может, не заметив, подписать не тот документ, и за это ему придется раскошелиться. Но в другой раз он у этого поставщика товар не купит, и в этом заключается главное право владельца магазина.

Вопрос: В каком смысле люди в торговле произвели на Вас сильное впечатление?
...
Я вообще ухожу из торговли с чувством глубокого уважения к тем людям, с которыми мне пришлось работать. Это сильные люди.
Они знают, во что играют. Находятся под большой реальной ответственностью. Это в министерствах или на предприятиях можно миллионы "сгноить" и никто за это не ответит. А в магазине на 1000 рублей "прогорел" - и в тюрьму. Эти люди сильны в психологическом отношении. Знают людей, умеют с ними работать. Если дать им определенные возможности, они проявили бы себя с лучшей стороны. Это, конечно, мечта. Сейчас самые выдающиеся организаторы нашей торговли - это те, которые сидят по тюрьмам. То, что называют у нас жульничеством в торговле - это не жульничество. Это нелепые правила игры, от которых могут серьезно пострадать те, кто в нее играет.

Вопрос: Товар, который Вам поступает с базы - какого он качества? Плохой, не очень плохой, хороший?
Разный товар.Советские овощи почти все плохие, а фрукты - бывают хорошие, но сейчас их почти нет. Вообще-то все советское - синоним всему плохому. Импортные фрукты - все хорошие.

Вопрос: А из социалистических стран товары поступают хорошие?
Да, практически все хорошие.

Вопрос: Правильно ли я понял, что овощи, которые продаются в наших магазинах, в основном советские, а фрукты - в основном импортные?
В основном, да. Из овощей с импорта поступают цветная капуста, помидоры.

Вопрос: Помидоры все импортные?
Смотря по сезону. Май, июнь, июль идут только импортные, в основном болгарские. Москву вообще стараются снабжать импортом, отечественное стыдно подавать на прилавок. Бывает импортный лук из Индии, очень хороший лук, но это небольшая доля поставок. Лук идет в основном - советский, "горе" сплошное, а не лук.

Вопрос: А яблоки поступают в основном импортные?
Яблоки практически все импортные. Поразительно, отечественные яблоки гниют "на корню", а в торговлю идет только импорт. Свои не могут ни хранить, ни транспортировать...

СССР, история

Previous post Next post
Up