В древнекитайской мифологии чудесный зверь - единорог. Цилинь истолковывается как соединение двух понятий: ци - "самец - единорог" и линь - "самка".
Существуют различные описания цилиня, отличающиеся в деталях, но все они составлены по архаическому принципу уподобления отдельных частей Цилиня частям тела реальных животных: у Цилиня тело оленя, но меньше размером, шея волка, хвост быка, один рог, заканчивающийся мягкой шишкой (мясным наростом), копыта коня, разноцветная (по другим версиям бурая) шерсть (в источниках упоминаются также белые и зеленые цилини). Когда цилинь идет по земле, то не сломает травинки, не раздавит букашки, он не ест живых тварей, а питается чудесными злаками. По некоторым представлениям цилинь может даже летать и ходить по воде, словно по земле. В древних текстах цилиня часто упоминают наряду с оленями, как их свеобразного вожака.
Древние авторы рассматривали цилиня, как воплощение морально-этической категории жэнь ("человеколюбие", "гуманность").
Цилинь спасает невиновного от несправедливого наказания.
В древности существовало множество легенд о появлении и поимке цилиня:
И то, и другое считалось знаком идеального, мудрого и гуманного правления. В народных верованиях цилинь прочно ассоциировался с рождением сыновей. Согласно "Ши и цзы" ("Записи о забытом" ок. 6 в.) рождению Конфуция предшествовало появления цилиня, который исторг изо рта нефритовое письмо с пророческими словами о правлении дома Чжоу.
Считалось, что появление цилиня несло с собой умиротворенность и процветание.
Взято: "Мифы народов мира"/ Энциклопедия (В 2-х томах). - М.: "Советская энциклопедия", 1982.