13 апреля Санкт-Петербургский городской суд в составе судьи Елены Витушкиной признал незаконным и недействующим пункт 1.5 общих положений Приложения 2 к Закону Петербурга № 820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия…». Данный пункт допускал возможность строительства объектов, имеющих «особое значения для развития» с отклонением от режимов использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Одиночный пикет в июне 2014 г. против принятия новой версии Закона 820-7 с пунктом 1.5, который был признан недействующим Горсудом 13 апреля 2016 г.
Данный скандальный пункт Закона (в редакции до 13.07.2014 был пунктом 1.7) неоднократно применялся исполнительными органами государственной власти Петербурга с целью отклонения от режимов использования земель для строительства чисто коммерческих объектов под видом объектов, якобы имеющих особое значение для города.
На основании этого пункта было уничтожено
историческое здание на Загородном пр., д. 19, построены здания в г. Пушкине на ул. Архитектора Данини для ЖК «Самое сердце» с превышением высотного регламента, планировалось снести около 300 исторических зданий в кварталах реновации 55 Тихорецкого пр.,
1-5 Сосновой Поляны, Нарвской Заставы, территории Военно-морского городка в пос. Песочный и квартала на Лиговском пр., а также другие проекты.
В последней редакции пункт 1.5 с 13.07.2014 ни разу не был применён, за исключением попытки предоставить отклонения для строительства социальных учреждений с отклонением от режимов в частности для Военно-медицинской академии, что обсуждалась на Совете по сохранению культурного наследия 21 сентября прошлого года. А с 25 сентября этот пункт 1.5 вошёл в противоречие с федеральным законодательством, т. к. вступило в силу постановление Правительства РФ от 12.09.2015 № 972 об утверждении нового Положениях о зонах охраны объектов культурного наследия, которое запретило вообще отклонения от предельных параметров в зонах охраны.
Также с 2016 г. отклонения от предельных параметров запрещены частью 2 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ для территорий исторических поселений, которым является Санкт-Петербург. Но сам пункт 1.5 противоречил законодательству и раньше, так как не предусматривал проведения публичных слушания (обязательных согласно ст. 40 Градостроительного кодекса) и нарушал пункт 29 старого Положениях о зонах охраны, где для получения разрешения на отклонение требовалось согласование Минкультуры России и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга - все перечисленные выше проекты получили разрешение на отклонение от режимов без этих необходимых согласований.
Сам по себе пункт 1.5 был число коррупциогенной нормой, которая допускала подобные отклонения для каких-то особых объектов. При этом до сих пор в федеральном и региональном законодательстве нет такого понятия как «особое значение для развития». При том что в России провозглашён безусловный приоритет охраны объектов культурного наследия, который никак не может быть принижен для каких-то «особых объектов».
Помощника депутата Ковалёва Александра Палицина и депутата Вячеслав Нотяг у входа в Законодательное Собрание во время пикета.
Пункт 1.5 был признан незаконным и недействующим по заявлению градозащитников из Группы ЭРА и РОО «Охтинская Дуга», интересы которых в суде представляла одна из активисток ИГ «Аракчеевские казармы». Административные истцы выражают глубокую благодарность и признательность ряду депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга за помощь, которую они оказывают в борьбе с нарушением закона, в особенности Алексею Ковалёву и Вячеславу Нотягу, а также членам ИГ «Аракчеевские казармы».