Ренессанс мюнхенского трамвая

Dec 22, 2013 10:52

Оригинал взят у lepestriny в Ренессанс мюнхенского трамвая
Оригинал взят у alzel в Ренессанс мюнхенского трамвая

Долго думал, что же из Мюнхена показать. Но поскольку попутно читаю книжку про мюнхенский трамвай, сам невольно смотрю и изучаю историю его линий.

Наиболее полный и рекомендуемый к предварительному изучению русскоязычный материал по этой теме размещён на сайте Александра Елагина.
Если считать это исходным материалом, то тут будет что-то типа продолжения и развития той истории, тем более, что в Мюнхене открыли новые линии.
В этой заметке уделим внимание новым линиям мюнхенского трамвая, открытым за последние 20 лет.




Отношение в Мюнхене к трамваю изменилось в конце 80-х - начале 90-х. Вплоть до 1993 года в баварской столице делали ставку на развитие метро, попутно снимая трамвайные линии. В конце 1980-х поняли, что трамвай может выгодно помогать в перевозках на хордовых направлениях, а теперь ещё поняли, что метро строить слишком дорого (тем более, что в центре Мюнхена уже сформирована сеть из 3-х основных линий+1 подземной линии электричек), и куда выгоднее строить трамвайные линии.

Далее в рассказе будут ссылки на линии, актуальную схему которых можно посмотреть тут или тут (схема с перспективными линиями)

Первой после 1993 года (последнее закрытие и минимальная длина сети) 1 июня 1996 г. открыли линию Hauptbahnhof - Romannplatz 17-го маршрута от главного вокзала по Arnulfstrasse к дворцу Нимфенбург. Линию построили заново - по этой же улице трамвай ходил до 1983 года. Правда, начальный отрезок трассы у вокзала сняли ещё раньше - в конце 1960-х из-за строительства тоннеля для S-Bahn'а. После этого трамваи с Arnulfstrasse стали поворачивать на юг и идти в обход центра.
Теперь же новый 17-й маршрут пошёл мимо вокзала через основные пересадочные узлы у центральной части Мюнхена.




Теперь весьма показательные цифры. Линию решили восстанавливать, прогнозируя на ней пассажиропоток 11000 человек в день. После пуска движения, перевозки на маршруте составили 14000 пассажиров в день. Учитывая всё возрастающий объём перевозок, с 13 сентября 1999 г. интервал движения по линии сократили с 10 до 5 минут, пустив дополнительный укороченный маршрут № 16. После этого пассажиропоток на линии достиг 24000 человек в день!

Следующей 8 октября 1997 года восстановили хордовую линию Max-Weber-Platz - Ostfriedhof на востоке города, по которой продлили маршруты 15 и 25. Старая линия существовала до 1968 года.
И тут, несмотря на незначительную протяжённость (всего 2,2 км и 3 остановки), линия показала хорошие цифры, и пассажиропоток продолжает увеличиваться: в 2012 году трамваем тут воспользовались на 12% больше пассажиров, чем в 2007 году, и на 40% больше, чем при пуске движения в 1997 году!




Часть этой линии проходит через пешеходную зону.



В 2009 году открыли линию 23-го маршрута, которая впервые с 1974 года стала настоящей новой трамвайной линией в Мюнхене (предыдущие открытые линии считают за восстановление старых, хотя по факту их строили заново). Особенностью линии является то, что маршрут не пересекается с другими трамвайными маршрутами, а для "нулевых" рейсов из депо и обратно дополнительно пришлось строить (точнее, восстанавливать снятую в 1971 г.) короткую линию из двух перегонов от Scheidplatz до Parzivalplatz.


Интересна история проектирования линии.
Ещё в апреле 1993 года было принято решение о размещении на месте бывшей промзоны на севере о района Швабинг (Schwabing) новой застройки с 6000 жителей и 18000 рабочих мест. На месте бывшей подъездной железнодорожной ветки предусматривалось прохождение трамвайной линии. А вот с дальнейшей трассой маршрута (к какому метро подводить) - были варианты.

В ноябре 2002 года Мюнхенгортранс (MVG) представил 2 варианта трассы:
Первый - от Scheidplatz к Parzivalplatz (и дальше в район Schwabing-Nord - тут уже трасса была определена), второй - от более близкой к центру станции Münchner Freiheit по прямой к Parzivalplatz. По второму варианту также приходилось строить и технологическую 900-метровую линию к Scheidplatz из 1-го варианта.

В апреле 2003 года MVG представил ещё один вариант. По нему предусматривалась линия от Schwabing-Nord до Münchner Freiheit и далее на соединение с линией 12-го маршрута через Herzogstrasse. Преимущество этого варианта с точки зрения пассажиропотока было очевидно: это позволило бы объединить проектируемый 23-й маршрут с хордовым 12-м и заменить популярный автобус № 33 (сейчас - 53), который ходит именно к крупному узлу Münchner Freiheit. По этому направлению спрогнозировали поток 20000 пассажиров в день, с дальнейшим потенциалом к увеличению.

Однако, реализации этого варианта помешали жители этой самой Herzogstrasse (панорама улицы), которые восстали резко против трамвая с различными аргументами, как то: повышенный шум, ликвидация парковочных мест вдоль улицы, повышение аварийности...

К сожалению, в июле 2003 года под натиском этих избирателей, был принят 2-й вариант трассировки линии.
Таким образом, 12 декабря 2009 года началось регулярное движение по новому маршруту № 23 Münchner Freiheit - Schwabing Nord.

Вот уже знакомый некоторым глава Мюнхенгортранса Herbert König презентует новый маршрут:




Кстати говоря, именно с именем Кёнига мюнхенцы ассоциируют "ренессанс" трамвая - пост главы транспортной компании Мюнхена он занимает с 1992 года.

На новой линии длиной 4,1 километра специально для трамвая построили вот такой мост.


.
А символом линии (да и вообще, весьма популярной картинкой) стала конструкция навеса над конечной остановкой Münchner Freiheit (на заглавном фото).

Через 2 года, 10 декабря 2011 года, открыли ещё одну протяжённую новую линию - в северо-восточной части Мюнхена от Effnerplatz до St. Emmeram.




Линия включила в себя участок Effnerplatz - Cosimapark, который действовал с 1970 года и был закрыт "временно" в 1980 году из-за строительства метро (линия U4).

В рекламном агит-проспекте про новую линию описывались её преимущества: "4,3 километра по путям в траве", "возможность пересадки на все линии метро и S-Bahn"... И действительно, в районе, который охватила линия, проживает около 5000 человек и есть ещё около 900 рабочих мест. Вместо 59-го "метробуса", который подвозил только до ближайшей станции метро U4, на трамвае можно ехать дальше в сторону центра. Причём, время в пути до центра города будет не сильно-то и больше, чем на метро (тем более, метро ходит примерно с той же интенсивностью, как и трамвай, а вечером вообще работает только как челнок, и надо ещё раз пересаживаться). Судя по наблюдениям, на недостаточность пассажиропотока, трамвайная линия "пожаловаться" не может.

На сайте MVG можно посмотреть схему и сравнительные фотографии с разных точек вдоль линии - до и после её строительства.

И, наконец, буквально неделю назад, 15 декабря 2013 года открыли продлённую на одну остановку линию 19-го маршрута до вокзала Pasing. Раньше трамваи разворачивались в районе Pasing на площади Marienplatz:




Новых фотографий не покажу, но вот схема довольно наглядно показывает, что ради трамвая серьёзно ограничили движение автотранспорта:



Транзитное движение по улицам, где ходит трамвай, закрыто.

Следующий проект, запланированный к строительству, - западная хордовая линия.

А я постараюсь в следующих постах устроить "прогулку" вдоль вышеописанных линий.

Вне С.-Петербурга, Трамвай

Previous post Next post
Up