Конкурс на разработку нового проекта зон охраны Петербурга, объявленный Смольным в лице КГИОП, нелегитимен и попахивает коррупцией, считают градозащитники. Они уже направили претензии с подробными обоснованиями губернатору и прокурору города, а также в Антимонопольную службу. До конца недели соответствующие обращения будут направлены в Министерство культуры РФ и в ЮНЕСКО.
Тем временем конкурсный процесс продвигается в авральном режиме. 10 июля уже завершён приём заявок. К чему такая спешка - остаётся лишь догадываться.
«Под видом одного конкурсного проекта пытаются провести три разных документа: проект зон охраны, границы и перечень предметов охраны исторического поселения и историко-культурный опорный план, объясняет активист группы Экологии рядовой архитектуры (ЭРА) Николай Лаврентьев. - Условиями установлен срок выполнения проекта в 4 месяца, что совершено невозможно. Это колоссальная работа! При этом, как ни парадоксально, техническое задание не учитывает необходимости установления зон охраны для всех объектов культурного наследия».
«По всей видимости, условия конкурса заточены под организацию, которая уже всё выполнила заранее и именно так, как выгодно чиновникам-заказчикам и инвесторам», - полагают градозащитники. По их оценке, конкурс носит фиктивный и вместе с тем коррупционный характер.
В своём обращении к губернатору Петербурга активисты требуют «снять с рассмотрения на открытом конкурсе данный заказ»; «признать конкурс по данному заказу не состоявшимся»; «провести служебное расследование по вопросу возможного сговора должностных лиц при подготовке документации по данному конкурсу и его проведению»; «разработать новую документацию на конкурс с соблюдением всех необходимых условий»; «разделить разработку проекта на три разных самостоятельных заказа, установив адекватные сроки выполнения данных работ»; «провести общественные слушания перед объявлением нового конкурса с целью учёта мнения граждан».
10 июля 2013 г. закончен приём конкурсных заявок на разработку проекта зон охраны по заказу КГИОП. Подготовка нового проекта связана с необходимостью устранения корупциогенного фактора закона, который был установлен Прокуратурой С.-Петербурга. В начале 2012 г. в Интернете уже была опубликована новая редакция закона, разработанная КГИОП, однако, эти предложения носили ещё более корупциогенный характер, чем действующий закон. Тогда придворными «градозащитниками» было направлено открытое письмо Губернатору Георгию Полтавченко с призывом «не торопиться с внесением в закон поправок», а обсудить поправки с ними.
Чем закончилось рассмотрение данного открытого письмо с призывом Губернатора «не торопиться с внесением в закон поправок» - не известно. Авторы письма замдиректора НИИ "Спецпроектрестарация" Михаил Мильчик, советник Губернатору С.-Петербурга Юлия Минутина, зампредседателя ВООПИиК Александр Кононов и директора центра экспертиз «ЭКОМ» Александр Карпов писали: «Вынесенная для обсуждения редакция Закона отличается сомнительным качеством исполнения, неуместной скоропалительностью, имеет явную тенденцию к значительному ослаблению требований охраны наследия в пользу интересов инвестиционно-строительного блока и способна нанести серьезный ущерб делу сохранения культурного наследия Санкт-Петербурга. Данные поправки не прошли обсуждение с профессиональной общественностью: членами Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга, Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), другими градозащитными организациями. Не принимало участие в подготовке документа в предложенном виде и руководство КГИОП.
У нас есть серьёзные основания сомневаться в том, что этот сырой, недостаточно профессиональный и непродуманный документ отражает точку зрения Губернатора и Правительства Санкт-Петербурга на проблему.
Кроме того, кардинальное изменение редакции закона является сейчас абсолютно несвоевременным, т.к. по итогам проведения этим летом в Санкт-Петербурге 36-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО следует ожидать завершения работы со стороны российских уполномоченных органов по внесению объекта Всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» в Единый государственный реестр объектов культурного наследия РФ».
На вопрос активиста Группы ЭРА Николая Лаврентьева о том, какие предложения, по опубликованной на "Фонтанке" (
http://www.fontanka.ru/2012/02/01/163/) в начале 2012 г. редакции закона о зонах охраны, следует направить в Правительство С.-Петербурга, один из авторов письма Александр Кононов ответил: «Моя позиция, что сейчас "распечатывать" 820-й нельзя. Посылать можно что угодно и куда угодно, а примут то, что нужно власти. Там такая очередь выстроилась желающих поправить всё в другую сторону, что сейчас мы их не удержим, если только приоткроем дверь. Мы сейчас вырабатываем общую позицию по предложениям прокуратуры». Постепенно эта тема сошла на нет и о внесении поправок и необходимости их обсуждения все забыли.
Однако, как стало известно из СМИ, с 12 по 25 марта 2013 г. на сайте Администрации С.-Петербурга был доступен для ознакомления новый вариант поправок проект закона о зонах охраны. Однако, никто из представителей грозозащитного сообщества не знал об этом и следовательно не смог ознакомиться с данным документом. Нет этого проекта и у Александра Кононова, который отрицает его наличие у себя. Более того, на официальный запрос Интернет-газеты «Карповка» о предоставлении копии данного проекта закона КГИОП ответил отказом письмом от 07.06.2013 исх. № 22-2/13-1. Таким образом, никто из общественности пока так и не смог ознакомиться с новое редакцией закона. Группой ЭРА недавно было направлено соответствующее письмо о предоставлении копии, на которое очевидно, также будет дан отказ.
Как стало известно позже, 10 июня 2013 г. на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов по ссылке:
http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/common_info/show?notificationId=6314830 подконтрольная КГИОП организация «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры» разместила заказ на выполнение научно-исследовательских работ по теме: «Проект зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга». Максимальная цена контракта: 6 474 607,00 рублей. Срок выполнения работ: максимальный срок выполнения работ по Контракту - 120 календарных дней с даты заключения Контракта; минимальный срок выполнения - 60 календарных дней.
Согласно техническому заданию по данному заказу, утверждённому заместителем председателя КГИОП, исполнитель должен выполнить:
1) разработать научно-методические обоснования установления границы и предметов охраны исторического поселения;
2) разработать предложения по границе и составу предмета охраны исторического поселения;
3) актуализировать историко-культурный опорный план С.-Петербурга;
4) составить пояснительную записку с обоснованиями решений по режимам использования земель и требованиям к градостроительным регламентам в границах зон охраны;
5) разработать уточнение границ зон охраны объектов культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов.
Техническое задание предлагает исполнителю под названием проекта выполнение научно-исследовательских работ по теме: «Проект зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга» сделать по сути три разных нормативных документа в одном контракте: проект зон охраны; историко-культурный опорный план и разработать границы и предметы охраны исторического поселения. Всё это совершенно разные документы, имеющие разный состав, юридический статус и порождающие разные правовые последствия.
Техническим заданием установлено два срока выполнения заказа - минимальный - 2 месяца и максимальный - 4 месяца. Однако, представляется, что за столь короткое время выполнить данный заказ. Предыдущий проект зон охраны, на который ссылается техниче-ское задание, ООО «Архитектурная мастерская Н.Ф. Никитина» 2008 г. разрабатывался в течение трёх лет. И это только проект зон охраны, который допустим можно выполнить за 4 месяца просто взяв за основу старый проект мастерской Никитина. Но разработать с нуля границы и предметы охраны исторического поселения, а также историко-культурный опорный план исторического поселения - не возможно, так как эта работа, основанная на историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследованиях, которая занимает значительно больший период времени, чем 4 месяца.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что проведение такого конкурса, по всей видимости, организовано специально для фирмы, которая уже выполнила данную работу. То есть должностные лица КГИОП, ответственные за проведение конкурса, очевидно, вошли в предварительный сговор с организацией, которая уже выполнила разработку проекта зон охраны, границ и предметов исторического поселения и историко-культурного опорного плана исторического поселения. Условия конкурса составлены так, что ни одна друга фирма, которая ранее не выполнила данные работы, физически не сможет выполнить в указанные сроки тот объём работы, который требуется от исполнителя. Как было указано выше, сроки выполнения сильно занижены.
Проведение конкурса - это профанация КГИОП, направленная не на разработку указанной документации, а на легализацию уже разработанных проекта зон охраны, границ и предметов охраны исторического поселения и историко-культурного опорного плана исторического поселения, очевидно, выгодны городской власти и инвесторам, за спиной общественности и специалистов по охране объектов культурного наследия.
По данному факту незаконности проведения конкурса, итоги которого будут подведены сегодня, 10 июля 2013 г., Группой ЭРА направлены обращения Губернатору С.-Петербурга, Прокурору города, Руководителю Управления ФАС по Петербургу и в Минкультуру России.
Непонятным остаётся только один вопрос. Наши придворные «градозащитники», которые так активно протестовали против внесения в закон поправок в 2012 г. и убедили многих не готовить никаких предложений, недавно встречались с Губернатором С.-Петербурга, где как пишет в Живом журнале Живого города советница Губернатора Юлию Минутина «Поднимались следующие темы: Проблемы 820го закона, а именно - темы с "необратимой аварийностью" и "особой социальной значимостью". Вроде обещаются некоторые законодательные шаги, в частности - исчерпывающий список объектов, которые могут такой "значимостью" обладать». Очень интересно, какие законодательные шаги намечаются и, что там вообще обещал Губернатор, если конкурс на разработку уже проведёт, текст закона уже КГИОП составлен и включён в конкурсную документацию, и больше никаких поправок вноситься не будет, т. к. стадия обсуждений уже закончилась? Создаётся ощущение, что общественности для вида сообщено, что «всё под контролем», а на самом деле в обстановке «строжайшей секретности» проводится конкурс на разработку нового проекта зон охраны с очевидной профанацией этого конкурса, чтобы в очередной раз обдурить всех и принять левый проект зон охраны.