Аваков А.И.
Многие исследователи считают, что одним из продуктов ультраправой политической мысли является сионизм. Как в истории, так и современном мире, праворадикальное течение в сионизме всегда ставились особняком от других видов ультраправого движения. Первоначально специфика сионизма заключалась в отсутствие определенного государства, в котором сионистские лидеры добивались бы власти. Поэтому основной чертой сионизма является призыв к евреям всего мира собраться в Израиле. Многие исследователи склонны демонизировать сионизм, часто отождествляя его с «мировым еврейством», «мировым правительством», «масонскими ложами» и другими терминами, чаще связанными с конспирологией, чем с наукой. На наш взгляд, ни в коем случае нельзя уподобляться этим авторам, если мы хотим выявить истинные причины происходящего. Поэтому необходимо развенчать некоторые мифы и определить подлинную проблему.
![](http://pics.livejournal.com/equilibrium1988/pic/0000wtb8/s640x480)
Поскольку ультраправое движение лежит в сфере интересов крупной буржуазии, праворадикальное течение в сионизме не стало исключением, но приобрело важные особенности. Из общего ряда фашизмов его выделяет общемировой масштаб деятельности, так как он изначально стремился объединить всех евреев по всему миру и создать еврейское государство на палестинской земле. В конце концов, это привело к появлению общемировых сионистских информационных, экономических, культурных, политических и других сетей, которые позволяли ультраправым работать над созданием «своего» государства. Однако даже после создания Израиля, существующие сионистские организации не утратили своего влияния и актуальности, поскольку они оказались глубоко интегрированными в среде крупной буржуазии. Также сионистам в значительной степени помогли иудаизм, который всегда придавал евреям уверенности в своей божественной избранности, и антисемитизм, который долгое время сопутствует им, изолируя их и препятствуя их интеграции в общество.
Таким образом, многие авторы констатируют, что сионизм является одной из разновидностей ультраправого движения, который, в отличие от прочих, обладает несравнимо большей разветвленностью организации, не имеет государственных границ и характеризуется глобальной деятельностью и целями. В современном мире доказательство нацистской сути сионизма исследователи обнаруживают в Израиле, где он стал едва ли ни официальной идеологией. Однако в истории известны попытки создания сионистских общественно-политических организаций под социалистическими и даже коммунистическими лозунгами. В подобных направлениях сионизма, исследователи, рассматривающие его как фашизм, усматривают попытку апологетов сионизма отвлечь внимание от своей антиреволюционной борьбы, пытаясь убедить всех в своей «национально-культурной» или «религиозно-филантропической» деятельности. Здесь уместно привести мнение иудейской хасидской общины Натурей Карта: «Сионистское движение - это не только еретический отход от иудейства. Оно чудовищно слепо по отношению к исконным обитателям Святой земли. 1890-х г.г., когда менее 5% населения Святой земли было евреями, у Теодора Герцеля хватило наглости определить свое движение, как «стремление народа без земли к земле без народа». Снова и снова, как ревизионисты, так и социалисты, первые открыто, а вторые - под маской обманчивой риторики, стремятся к выселению палестинского народа из его страны. Они уже изгнали тысячи людей из их домов, лишив их права на возвращение или хотя бы на минимальную компенсацию… Эта агрессия ввергла регион в порочный круг кровопролития». [7, 253] В свою очередь Е.С. Евсеев так пишет о влиянии сионизма на мир: «Широко разветвленная система сионистской агентуры, пронизывающая государственный аппарат и аппараты различных политических и других организаций ряда капиталистических государств, в сочетании со средствами массовой информации, находящимися на службе у сионизма, источниками его финансирования представляет собой сложную систему, своеобразный «истеблишмент», одну из наиболее экстремистских и авантюристских групп мировой империалистической реакции». [2, 39]
Исследуя идейные смыслы сионизма, многие авторы указывают на основные постулаты фашизма. Паразитируя на факторе действительного разнообразия человеческих рас, сионистские идеологи выдвигают свою расистскую концепцию, утверждая, что еврейская раса обладает наибольшей чистотой, выполняет особую мессианскую роль и поэтому наделена моральным и умственным превосходством над всем человечеством. Например, В. Жаботинский обосновывал «высшую расу евреев» следующим образом: «Но если начать меряться, то все зависит от мерки, и я тогда буду настаивать, между прочим, и на своей мерке: выше тот, кто непреклоннее, тот, кого можно бить, но нельзя «проучить», тот который никогда, даже в угнетении, не отдает своей внутренней независимости… Мы - раса неукротимая во веки веков». [1, 367]
Философия сионизма формировалась первоначально на базе иудейского богословия и сочинений раввинов, которые были основным фундаментом конструировавшихся концепций. Поэтому многие компоненты сионизма заимствованы из иудаизма. Но, ни в коем случае, нельзя отождествлять это религиозное учение с сионизмом, Евсеев так характеризует эту связь: «Являясь идеалистической, философия сионизма, тем не менее, не может считаться адекватной иудейской религии и отождествляться с нею. Сионистская философия представляет иную форму общественного сознания, которая в известном смысле отличается от религии, хотя имеет с нею нечто общее, но касающееся не формы, а содержания своих учений». [2, 250] Тем не менее, ряд исследователей уличает иудаизм в античеловечности и называют эту религию естественным предшественником фашизма, так В.В. Лузгин пишет о призывах религиозных раввинов: «Евреи должны заниматься торговлей, но не для того, чтобы оживлять экономику стран их пребывания, и даже не столько для личного обогащения, сколько для того, чтобы постепенно присваивать себе принадлежащее христианам имущество. Евреи должны принимать христианство, чтобы разрушить христианскую веру. Евреи должны поступать на государственную службу, чтобы захватывать власть над населением данной страны. И, наконец, евреи должны становиться аптекарями и врачами, но не для того, чтобы лечить людей, а для того, чтобы травить и умерщвлять их». [4, 9] Исходя из этого, этот автор делает вывод, что раввины целенаправленно выращивают нацию преступников.
Однако далеко не все раввины, также как и не все евреи, поддерживают сионизм. В книге «Еврей против еврея. Иудейское сопротивление сионизму» Я. Рабкин старательно доказывает, что иудаизм самым наглым образом искажается и эксплуатируется сионистами. Он приводит высказывание одного из раввинов, посвященное визиту Т. Герцеля в Иерусалим: «Он публично осквернил Тору и заповеди. Он приехал в Святой город Иерусалим в субботу и пошел на Храмовую гору. Даже с общечеловеческой точки зрения ему не стоило так поступать. Он открыто нарушил субботу в Святом городе, причем в самом святом месте, совершив тем самым зло в глазах Господа. Он хотел привлечь внимание и распространить свою нечистую и развращенную идеологию, согласно которой иудейство - это национализм. Предводитель сионистов в самом дворце Бога воздвиг идол национализма, что является бунтом против Бога, неверием в Тору и ее заповеди». [7, 183] Также Рабкин утверждает, что по мере того как крепло сионистское движение, оппозиция раввинов становилась сплоченнее, что привело к осуждению сионизма во Всеобщей организации немецких раввинов: «Усилия так называемых сионистов, направленные на создание еврейского государства в Земле Израиля вступают в противоречия с мессианскими целями иудейства - в том виде, как они выражены в Писании и других религиозных источниках».[7, 187]
Конечно, мы не должны излишне превозносить оппозиционность священнослужителей, тем более что оппозиционеров среди них не так много. Однако мы можем констатировать, что ни раввины, ни евреи далеко не едины в своем отношении к сионизму. Если же винить всю нацию за преступления какой-то ее части, то это не минуемо приведет нас в русло того же фашизма, с которым борется все прогрессивное человечество. В этом смысле необходимо рассмотреть явление антисемитизма, которым активно пользуются сионисты в своей пропаганде. Первоначально антисемитизм применялся для разжигания национализма в европейских народах, так как нужно было сокрыть имеющиеся социально-экономические ошибки и преступления, переложив всю ответственность за них на кого-то другого. Наиболее удобной «целью» оказались евреи, исходя из их религиозного и социального контекста. Националистическая агрессия против них вызвала ответную реакцию, выраженную в усугубившейся закрытости и замкнутости еврейских общин, с последующим разжиганием в них «национального духа». Этим фактом успешно воспользовались сионисты, которые никогда не скрывали, что антисемитизм оказывает им неоценимую услугу.
В современном мире сложилась ситуация, когда под давлением сионистских организаций еврейский вопрос приобрел необычайную, по сути незаслуженную, важность. Многие исследователи, выступающие против сионизма, как раз попадают под его влияние, что мешает их объективности. Фактически они сращивают сионизм с еврейским вопросом, в частности совершенно неверно исследуя антисемитизм. Так С.Г. Кара-Мурза пишет о еврейском вопросе: «Носителями монетаризма, который везде, куда проникал, разрушал традиционное хозяйство, были евреи. Это факт, который просто глупо замалчивать. Там, где переход к монетаризму был быстрым, он привел к огромным страданиям людей и к антисемитизму».[3, 59] Во-первых, разрушение традиционного хозяйства далеко не всегда сказывается негативно в обществе, чаще мы можем наблюдать прогресс, как например индустриализация. Во-вторых, как минимум глупо называть евреев или любую другую нацию «носителями монетаризма», монетаризм, как одно из направлений неоклассической экономической мысли, не может принадлежать ни одной нации, со всеми своими плюсами и минусами - это достояние человечества. Однако, «громя антисемитизм», Кара-Мурза приходит еще к одному заключению, касающемуся непосредственно России: «… по достижении критического порога в разделении богатых и бедных (в расслоении социальном) это разделение смыкается на русских и нерусских. Расслоение социальное становится расслоением на разные народы».[3, 222] Здесь мы можем наблюдать достижение одной из главных задач, как праворадикального течение в сионизме, так и всего ультраправого лагеря - классовая борьба нивелируется, при помощи ущемленных национальных чувств. В итоги же Кара-Мурза предлагает свой метод борьбы с антисемитизмом, который заключается в исключении евреев из экономического сектора: «Затем, после 1917 г., в России на 70 лет установился особый тип традиционного хозяйства - советское хозяйство без финансового капитала и ссудного процента. Евреи заняли другие социальные ниши, конкуренция угасла, и основания для экономического антисемитизма исчезли».[3, 63] Стоит отметить, что Российская Империя была преимущественно аграрной страной, в то время как СССР стал «индустриально-колхозным государством», значит, мы не можем говорить ни о каком «традиционном хозяйстве». Кроме того, мы можем констатировать, что Кара-Мурза своей риторикой дает понять, что русские ненавидят не евреев, а эксплуататоров. При этом он говорит, что большая часть эксплуататоров состоит из евреев, которым практически на роду было написано стать таковыми в современной России с ее чудовищным социально-экономическим расслоением. То есть, борясь с антисемитизмом, он его оправдывает, помогая сионистам.
Если Кара-Мурза вроде бы пытается преодолевать антисемитизм, то целый ряд авторов буквально подталкивают к нему, попутно поливая грязью СССР. Г.И. Пугачев пишет о советском периоде: «… после Октябрьского переворота всю власть в России захватила еврейская национальная мафия во главе с Лениным».[6, 15] Далее этот автор сравнивает советский режим с еврейским фашизмом и приходит к выводу: «Это еврейский националистический фашизм! Злодеяния этого фашизма в России неисчислимы! Еврейский шовинистический фашизм в России с циничной настойчивостью утверждал за собой право называться Рабоче-крестьянским правительством и выступать как Советская власть».[6, 61] На наш взгляд это отличный пример того как фашисты ругают друг друга, тем самым разжигая в обществе необходимые для своего паразитизма чувства.
Продолжая эту тему, приведем еще одного автора, который пытается бороться с сионизмом. В.В. Лузгин считает, что сионизм является источником фашизма. Причиной этому он называет саму историю еврейства. Так евреев изгнали с их исторической родины, но они не потеряли своих национальных черт, так как жили в закрытых от общества социальных группах. Жизнь в них не пошла им на пользу, так как изоляция законсервировала их духовное развитие на том этапе, когда они покинули свой «дом». По мысли этого автора евреи сохранили свою национальную идентичность, не смотря на отсутствие единой территории, но оказались исключенными из прогресса и потому были обречены на неизменные стандартные алгоритмы поведения. В сложившейся ситуации он винит иудаизм, который, как он пишет, осознанно мешал евреям социализироваться, навязывая им социально опасные модели поведения. В свою очередь, анализируя сионизм, Лузгин стирает грани между иудаизмом, евреями и собственно сионизмом, так как видит в сионизме логическое продолжение «еврейской религии», чья роль в еврействе неизмерима. Поэтому он пишет: «Ознакомление с планами мирового сионизма делает понятным общую схему поведения еврейских общин в процессе их участия в общественно-политической жизни различных стран и в том числе логику их участия в социальных революциях и иных социальных катаклизмах». [4, 12] Развивая и конкретизируя свою мысль, он приходит к выводу, что евреи управляют всеми социальными процессами в мире, через сионистские центры, разжигая кризисы и революции. Отчасти он проявляет солидарность с Г.И. Пугачевым: «… мы знаем, что во время Гражданской войны в России, инициированной сионистскими кругами, русские уничтожали русских под руководством еврейских комиссаров». [4, 13] Характерно также и его убеждение в том, что еврейский фашизм хуже немецкого: «Нет смысла говорить о том, какой фашизм «лучше», а какой «хуже». Но, сравнивая две национальные формы фашизма как одинаково неизменнее и преступные социальные явления, все же приходится отметить, что еврейский фашизм подлее немецкого фашизма, потому что немецкий фашизм представлял собой открытую форму фашизма».[4, 31] Однако в вопросе борьбы с праворадикальным течением внутри сионизма, на наш взгляд, автор находит верный способ решения проблемы, призывая придать огласки всю деятельность сионистов по всему миру, научно обосновать их роль в мировых процессах. К сожалению, далее он по-прежнему связывает все беды человечества именно с сионистами: «Современные правительства всех стран мира, зная теперь о связях между мировым сионизмом и войнами, а также о других способах использования капиталов евреев-сионистов во вред человечеству, вряд ли будут уклоняться от изучения проблемы установления контроля над крупными финансовыми средствами, имеющимися в распоряжении сионистских центров».[4, 166] Это катастрофическое заблуждение, о ведущей и руководящей роли мирового сионизма, уводит нас от главного корня всех проблем, заключающегося в эксплуатации и классовой борьбе. Благородный порыв этого автора обречен на неудачу, так как не вызывает сомнения, что все мировые лидеры, явные и скрытые, прекрасно осведомлены о сути ультраправого движения и сионизма как его части.
Наиболее ярко ситуацию вкруг ультраправых движений отражают резолюции Организации Объединенных Наций. Принятая резолюция ООН о «Ликвидации всех форм расовой дискриминации» от 10 ноября 1975 года заканчивается следующими словами: «... постановляет, что сионизм является формой расизма и расовой дискриминации».[8] Однако эта резолюция была принята во время мощного социалистического блока во главе с СССР, после его крушения ситуация кардинально изменилась и эта резолюция была высмеяна. 16 декабря 1991 года, по требованию Израиля, резолюция ООН о «Ликвидации расизма и расовой дискриминации» отменила свою предшественницу в максимально лаконичной форме: «Генеральная Ассамблея принимает решение отменить постановление, содержащееся в ее резолюции 3379 (ХХХ) от 10ноября 1975 года».[9] После этого началась повальная реабилитация сионизма, искажение фактов и откровенная ложь в отношении основных тезисов его праворадикального течения. Например, постоянный председатель Израиля при ООН Е. Ланкри выступил со следующим обращением: «Антисемитизм и антисионизм - эти два разных, но трудноразличимых явления - присущи не только Сирии; использование низкопробных пропагандистских выпадов в отношении Израиля наблюдается и в некоторых других арабских государствах».[5] Поскольку теперь ООН не считает сионизм фашизмом, у этого движения оказались полностью развязаны руки, теперь они в полной мере могут осуществлять свою политику, воплощать свои идеи в жизнь.
В заключение отметим, что для нас очевидна необходимость борьбы со всеми проявлениями ультраправого движения, как наиболее опасного в истории человечества. Сионизм, как его элемент, сегодня является наиболее активным участником мировых политических процессов. Пользуясь своими связями и влиянием, сионисты достигли одной из своих главных задач - построения еврейского государства и проведения в нем своей нацистской политики. Их победа и сегодня вдохновляет многих ультраправых, являясь свидетельством того, что, не смотря на поражение во Второй Мировой Войне, они все же могут бороться и побеждать. Поэтому ученое сообщество не должно закрывать глаза на эту острую проблему, оно должно настаивать на объективной оценки роли и влияния праворадикального течения в сионизме на мир.
Список используемой литературы:
- Авинери Ш. Происхождение сионизма. Основные направления в еврейской политической мысли. - М.: Мосты культуры, 2004 - 475 с.
- Евсеев Е.С. Сионизм в системе антикоммунизма. - М.: О-во дружбы и сотрудничества с зарубежными странами, 2003 - 503 с.
3. Кара-Мурза С.Г. Евреи и социализм. - М.: Алгоритм, 2009 - 237 с.
- Лузгин В.В. Сионизм как источник фашизма. - Казань: Изд-во Казанс. ун-та, 2004 - 214 с.
- Ланкри Е. Письмо постоянного председателя Израиля при Организации Объединенных наций от 18 мая 2001 года на имя Генерального секретаря. - URL: http://www.un.org/russian/dialogue/doc/a56-79.pdf (дата обращения: 09.06.2011)
- Пугачев Г.И. Еврейский фашизм в России. - М.: «Витязь», 1998 - 174 с.
- Рабкин Я. Еврей против еврея. Иудейское сопротивление сионизму. - М.: «Текст», 2009 - 540 с.
- Резолюция ГА ООН 3379. - URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/789/33/IMG/NR078933.pdf?OpenElement (дата обращения: 06. 03. 2011)
- Резолюция ГА ООН 4686. - URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/586/18/IMG/NR058618.pdf?OpenElement (дата обращения: 06.03.2011)