(окончание) Киборгизация Homo Consumens (автор © Валентин Лохоня) Как известно, актуализация потребностей самого верхнего уровня (бытийных) расширяет сферу человеческого «Я», обогащает его Эго и поднимает его самоощущение на новый уровень. В современных условиях этот механизм становится настолько же неадекватным и устарелым, насколько архаичным и бесполезным является древний абак в офисе с WiFi. Отныне те самые ощущения и переживания, которые достигались творческими усилиями, муками самодисциплины и глубокого проникновения в суть внутреннего мира или в бытие Вселенной - легко реализуются при помощи расширения собственной identity искусственными (и - что важно! - доступными всем) продуктами технологий. Для индивидуума открываются новые рынки получения ощущений, подаваемых как качественно новые, но (помним!) являющимися производными от привычных, поставляемых физиологическими перцепторами. Станет возможным подключение органов чувств к любому игровому миру посредством интерфейса преобразования кодификаторов ощущений в нейронные импульсы, способные быть воспринятые соответствующими нервными цепями.
Резко снизится популярность турпоездок и вообще всей деятельности, связанной с физическим присутствием тела субъекта - вместо этого само понятие «Я» будет подвержено размытию, лишаясь ограничения (т.е. определяющего значения), основывающегося сейчас на физической оболочке субъекта. Облачный разброс «органов чувств», отсутствие их локализации (и потеря значения их сохранности для субъекта ввиду легкости мгновенного переключения на резервы и полной взаимозаменяемости) выведет самоидентификацию из тела-носителя, перенося акценты на используемые системы интерфейсов. Так как образ воспринимаемого мира будет определяться в первую очередь именно этой системой интерфейсов, к которым смог подключиться субъект, его личность станет формироваться в первую очередь брендами поставщиков услуг и своевременно обновляемых устройств. Транспортная промышленность испытает не просто спад - произойдет практически полный ее коллапс, сохранив лишь автоматические грузоперевозящие агрегаты. Все эти события неизбежны не только потому что подобное развитие технологий вполне реализуемо в ближайшее время, оно еще и экономически чрезвычайно выгодно обществу. Экология планеты наконец-то сможет оздоровиться - как только размножившиеся приматы прекратят тратить калории на бессмысленное перемещение собственных тушек в пределах городов или континентов, предоставив вместо этого электронике решать задачу доставки до нужных центров информационного контента любого формата (от зрительного, ставшего доступным еще на заре телевидения, до тактильного - достижимого уже в завтрашнем дне).
Детской наивностью было отношение к Робокопу как к настоящему киборгу. Но вопиющей глупостью будет непонимание того факта, что свою собственную Матрицу наша цивилизация Homo Consumens Ad Infinitum сооружает с огромной скоростью и с неутомимостью муравьев, возводящих свой муравейник. Но это не кошмарный голливудский сюжет, в котором четко разделены люди и машины, клиенты матрицы и ее владельцы. В нашем случае все они - одни и те же существа, трепетно заботящиеся о самих себе и своих потребностях.
5. Нужна ли икра в бутерброде Маслоу?
Абрахам Маслоу никогда не рисовал схему своей иерархии в виде пирамиды или какой-либо иной геометрической фигуры, но всегда утверждал в качестве вершины эволюции потребностей - нужду в саморазвитии и самосовершенствовании. В недалеком прошлом мотивационная энергетика могла добираться до этого «эвереста», оставив нам замечательные свидетельства его покорения в наследии знаменитых исторических личностей и плодах творчества великих людей. Механизмы, описанные Маслоу, работали - потому что уровень удовлетворения базовых потребностей этих людей находился в пределах функциональной «вилки Маслоу»: выше необходимого минимума, достаточного для функционирования здорового человека, но ниже предела удовлетворенности субъекта в целом. Однако после открытия возможности неограниченного подъема «минимума» базовых потребностей и с бесконечным ростом возможностей их насыщения человек может забыть о пике пирамиды и о любых бытийных потребностях, выходящих за предметную область базиса потребления. Он будет неограниченно получать все физиологичские удовольствия, к которым привык, он будет обеспечен невероятно богатым миром «социальных контактов» - и на этом его функционал будет исчерпываться, потому что ни на что иное не останется ни времени, ни желания. «Если вы внезапно стали испытывать скуку - срочно проведите апгрейд имплантантов! Не медлите, ибо эта дисфункция катастрофична для вашей личности и грозит зависанием системы!»
Теперь, когда физиологические ограничения - рудименты нашего природного конструктива - сняты великим технологическим прорывом, когда человеку подарили возможность неограниченно стимулировать самые базовые (и наиболее сильные) потребности - человечество должно пересмотреть теорию Маслоу и сократить пирамиду, убрав из нее вершину, оказавшуюся невостребованной и лишней для сформировавшегося Homo Consumens Ad Infinitum. Когда Маслоу говорил о хлебе, потребность в котором символизирует базис всей иерархии, он предоставил хорошую схему «бутербродной» метафоры. Отныне «хлеба» (пища, кров etc...) у нас вдоволь. На этом «хлебе» лежит изрядный слой «масла» (соцконтакты и т.п.). Мы обрели долгожданное «Panem et circenses»! Однако на этом слои бутерброда заканчиваются. Икры на масле - больше не ищите. Не будет никаких потребностей высшего характера, не будет нужды в самоактуализации, не будет самосовершенствования - как ставших лишними в этом бутерброде. Но зато, лишившись вертикального роста, этот огромный хлеб с маслом станет неограниченно расти вширь, покрывая все большие площади и удовлетворяя вечно голодных кибер-потребителей... Вы думали, что ежегодные конкурсы на самый большой хотдог, самый широкий блин, самый тяжелый торт - производятся ради рекордов в книге Гиннеса? Отнюдь нет, это в рекордах Гиннеса фиксируются ведущие символы потребительской парадигмы нашего сегодняшнего дня. И дня сытого будущего.
<<< К началу