Промышленность или услуги

Jan 30, 2021 00:19


Когда-то физиократ Франсуа Кенэ сказал, что единственным фактором производства является земля в прямом смысле - почва, которая дает первичный продукт. Землю можно иметь и возделывать, получая доход от продажи продукта. Землю можно иметь и передавать хозяйствующим субъектам, которые будут возделывать ее, продавать продукт и получать доход, часть которого будет передаваться владельцу земли. И это рента. На земле можно построить предприятие, дом, город, космодром, но рента не исчезнет никуда.

По мере развития производительных сил получение первичного продукта стало куда более масштабным и превратилось в промышленность, как и множество других отраслей хозяйства. 19-20 века стали веками господства промышленности и только к исходу 20 века в экономике что-то сломалось.

Рыночная экономика, которую строили в мире в последние лет 500-600, мало изменилась за это время и не очень далеко ушла от главной идеи меркантилизма - накопления денег (драгоценных металлов). Немного изменилось содержание понятия «деньги», а, вот, стремление накопить их как можно больше никуда не исчезло. С этой позиции рыночная экономика - ширма с красивыми павлинами, прикрывающая основную цель.

Признаки того, что эта модель катится к своему закату, появились еще в начале 20 века, но к его концу стало очевидно, что она уже нуждается в серьезном ремонте, а не попытке намазать новую штукатурку на старые стены.



Первым отремонтировать здание попытался Кейнс, утверждавший, что в условиях кризисов только масштабное вмешательство государства способно спасти экономику государства. Но его идеи, к сожалению, хотя и обрели некоторую популярность, быстро сошли на нет, как только миновала эпоха первого глобального экономического кризиса современного мира.

Наиболее удачной была попытка СССР и Китая построить экономику с высокой степенью государственного контроля и планирования.

А что предложил мир «Запада»? Он двинул экономику к развитию третичного сектора экономики - развитию сферы услуг. Точнее, к тому, что теперь стало называться услугами. А услугами стало называться просто все.

Даже медицина стала комплексом услуг. И в какой-то момент услуги стали основой экономики т. н. развитых стран. Появилось новое измерение «развитости»: чем лучше развита и функционирует сфера услуг, тем более развитой является экономика.

Но в основу рыночной экономики заложены системные кризисы, которые являются обязательными в модели «спрос-предложение», иначе рынок не сможет обеспечивать спрос, не создавая в итоге избыток предложения по любым позициям.

Такие кризисы, как кризис 1997-1998 годов, 2008 года и кризисы последних лет показали, что основной удар всегда приходится именно в сферу услуг. И чем выше добавленная стоимость у услуги, тем сильнее страдает это направление в кризис.

Буквально в последние 10 месяцев мы наблюдаем, как трещит по швам мировая экономика. И именно сфера услуг была буквально сметена в первые же недели карантинов, ограничений, локдаунов и прочих мер. Именно она стала основной мишенью различных финансовых вливаний и именно ее работникам потребовалась основная помощь.

Сфера услуг не справилась вообще ни с чем. Она оказалась беспомощна. У нее не было никакого запаса прочности. Выяснилось, что людям нужны не услуги, а пища, одежда, лекарства, электричество, интернет.

Но дело в том, что производство одежды - это промышленность, пищи - промышленность, лекарств - промышленность, электричества - промышленность. Разве что предоставление доступа в интернет - услуга. Но информационные технологии - это уже четвертый сектор экономики и он только начинает развиваться, а доступ к глобальной сети и ее ресурсам уже осуществляют очень крупные операторы.

Опора развитых стран на третий сектор экономики оказалась очень неустойчивой, хрупкой и требующей больше внимания, нежели это могли обеспечить «развитые» государства.

Зато именно этому сектору отвели основную часть производства добавленной стоимости, за что и были достаточно жестко наказаны. Тому есть простое объяснение:

Услуга - это процесс передачи некоего товара от поставщика к потребителю. Да, есть определение, которое считает, что услуга - это результат действия. Но услуга не может быть оказана, если не было процесса передачи.

И, вот, по какой-то причине этот процесс вдруг стал более ценным, чем производство самого товара. Но услуга не может быть оказана, если нет самого товара или инструментов для совершения действия.

Эти товары и инструменты, которые тоже в итоге являются товарами, производит соответствующая промышленность. Вообще, промышленность является источником вообще всего, что мы имеем. В товар заложены все операции по переработке сырья, добываемого на землях, переданных в ренту, все интеллектуальные ресурсы, вложенные в разработку товара, разработку средств его производства и доставки. Если не будет промышленности, не будет и услуги. Промышленность лежит в основе экономики.

Но по какой-то причине ведущую роль в современной экономике отвели услугам, под которые теперь подминается вообще все: врач оказывает вам услугу, завод оказывает вам услугу, генерирующая компания оказывает вам услугу, строители оказывают вам услугу.

Этот горячий бред стал мейнстримом экономики. Для чего? Без понятия. Возможно, как раз для того, чтобы совершить очередную попытку отремонтировать здание мировой экономики, заделав дыры мелкими камнями. Но больше это похоже на попытку заштукатурить трещины.

Только развитая промышленность может обеспечить устойчивость экономики. Более того, только развитая промышленность под управлением государства с применением планирования является залогом устойчивости.

Рыночная экономика не способна на нейтрализацию кризисов масштаба страны и, тем более, мирового масштаба. Она это уже неоднократно показала.

Поэтому вопрос о том, что является более важным - промышленность или услуга - не имеет двух и более ответов. Ответ всегда один - промышленность. А последствия отказа от этой элементарной парадигмы мы видим уже сейчас в т. н. «развитых странах».

экономически, история, читать, думать, для кругозора, теория, пиздецЪ особенно близокЪ

Previous post Next post
Up