Автодизайн, который смог

Jan 25, 2018 12:03





Если прошлый пост был о том, как автодизайн не смог, то этот будет не только о том дизайне, который смог, но и о том, какие автомобили будут доминировать на рынке в ближайшие годы. Все предпосылки к такому доминированию стали совершенно явными, когда АвтоВАЗ выпустил cross-версию Kalina-2. Здесь, конечно, речь идет непосредственно о российском авторынке и российском восприятии. За пределами России все без исключения автопроизводители уже давно обзавелись небольшими псевдокроссоверами в своих линейках. По-моему, самым известным «псевдо» для российского покупателя изначально была Toyota #RAW4. Именно от этого автомобиля, как мне кажется, в России ведется своеобразный отсчет эпохи так называемых «компактных городских кроссоверов». Там, конечно, много других моделей, но RAW4 знают все, а гламурные девицы провинциального масштаба считают этот автомобиль непременным атрибутом девицы с хорошим достатком и сейчас (у кого-то требования подросли, у кого-то, наоборот, упали).

[ДИЗАЙН, КОТОРЫЙ СМОГ]
Но в целом тенденция сохраняется - небольших автомобилей, которые внешне очень похожи на старших вседорожных братьев, становится больше. Да, оно и понятно: торчать в низкопольном седанчике, который едва ли не волочится пузом по асфальту, быстро надоедает. Впрочем, справедливости ради нужно сказать, что такая выраженная любовь к седанам - отличительная черта России и большей части постсоветского пространства. Если вы выедете за границы бывшего СССР, с удивлением обнаружите, что седанов на дорогах не то, чтобы мало (они там есть), но гораздо меньше, чем остальных типов кузовов. Европа любит универсалы. В Германии и вовсе они являются предпочительными. Завоевать европейский рынок - это практически наверняка антоним слову «седан». Соответственно, миникроссоверы стали особенно популярны именно в Европе.

Посмотрите немецкий сайт #Volkswagen. Там всего два седана во всей линейке - новый #Arteon (не самый дешевый автомобиль, в принципе), да #Passat. Все остальные модели представлены или в кузове «универсал», или «хетчбэк». Причем, даже #Arteon - не седан в полном смысле, этот тип кузова называется «лифтбэк» и даже, в немецком варианте - шрэгхек (у нас - «фастбэк»). То есть, седан он только внешне, да и то очень условно. Впрочем, сами смотрите:




Этот автомобиль Volkswagen хорошо показывает, как НАДО делать автомобили и какими они должны быть внешне. Его неоспоримое преимущество в том, что дизайнеры сохранили узнаваемые линии младших моделей. Для покупателя этот автомобиль будет «своим», потому что эту марку знают все. Традиционная простота и уверенность линий здесь вообще достигает своего предела. В отличие от японских концептов и серийных автомобилей немцы не боятся прямых линий и их сочетаний с плавными обводами.




Традиционность немцев всегда играет им на руку. Это как слон и моська. Моська, вроде бы, из шкуры вон лезет, пытаясь показать, что она не мелкая шавка, а большая собачища. А слон тем временем идет вперед. Азиатские автопроизводители, конечно, большей частью дизайн сами не делают, заказывая его в крупных ателье. Но пожелания и основные императивы эти ателье соблюдать обязаны. Так и рождаются монстры, которые берут публику эпатажем. Немцы же спокойно шагают вперед.

Если оценить этот автомобиль VW и его младшего брата, то нужно признать, что немцы снова победили, как победил бы любой автомобиль Audi в сравнении с аналогичным по цене корейцем или японцем. Arteon удачно сочетает в себе утонченность обводов кузова, будто сделанного из модельной глины, аккуратно отформованной самым лучшим инструментом, и современные тенденции, вписанные в эту утонченность бесшовно, без явных разногласий.




Боковые части не нуждаются в отдельном описании, про них уже все сказано выше. Они практически идеальны. «Практически» потому, что в живую лично я этот автомобиль не видел. Впрочем, даже на фотографиях и рендерах идеальность запредельная. В них нет ничего отталкивающего, все на своих местах и именно так, как ждешь от хорошего автомобиля. Он ничем не эпатирует, не поражает, но создает то самое ощущение английского классического костюма.

При взгляде сбоку от такого автомобиля не ждешь радикальных решений передней части. И тут Arteon тоже не обманывает. Такие выверенные формы решетки и фар, которые не делают перед слепым, но при этом идеально вписаны в общую концепцию. Даже фальшивые воздухозаборники по бокам здесь не выделяются. На них не застревает взгляд и передняя часть воспринимается целиком. Только при внимательном разглядывании начинаешь обращать внимание на некоторые особенности, которые выдают безупречность работы дизайнера, умело совместившего традиционные черты марки с новыми решениями. Хотя бы один пример: черная пластиковая накладка вокруг «воздухозаборников», которые, кстати, часто делают для того, чтобы воздух беспрепятственно поступал в колесные арки и у тормозных механизмов было хорошее охлаждение, продолжает заложенную в нижней части фальшрешетки линию и логично заканчивает ее аккуратной окантовкой всего воздухозаборника, при этом не вступая в противоречие с x-образной формой бампера. Даже эмблема марки здесь не выглядит чужеродно, несмотря на размер и округлость.




С другого ракурса становится понятно, каким образом передняя часть согласуется с внешним видом автомобиля. Теперь видно, что базовые линии заложенные в передней части, не теряются и продолжаются до самого заднего бампера. Немцы не побоялись просто срезать колесные арки, не пытаясь вписать их в линии корпуса. Просто срезали и все. Но при этом такая форма не только не сделала автомобиль хуже. Напротив, все очень удачно и острота таких срезов буквально поддерживает остальные прямые линии в дизайне. В задней части тоже нет никаких проблем. Тут все традиционно хорошо для #VW и традиционно выверено до милиметра. Не знаю, почему, но именно в таком цвете этот автомобиль мне особенно симпатичен. Очень хорошо и знакомо смотрится значок марки на задней двери. Отсылает прямо к легендарному «Жуку». Ну, а что? Марку должны узнавать.

Отдельно хотелось бы сказать о колесных дисках Arteon. Мне кажется, они, все же, тяжеловаты для такого легкого внешне автомобиля. Сделать спицы немного тоньше и прямее, и даже диски стали бы поддерживать весь автомобиль. Впрочем, диски можно сменить.

Но речь не только об Arteon. В линейке VW появился (в Германии - уже давненько) очень удачный и симпатичный автомобиль. В России он еще только ожидается, но уже наделал шума. Скорее всего, он станет своеобразной иконой класса городских кроссоверов. VW #TRoc - это такой #Touareg для начинающих или #Tiguan в детстве. Но ему вряд ли можно отказать в элегантности.




Впрочем, он претендует на нишу, которая уже занята другими мелкими кроссоверами вроде Hyundai Creta и Kia Spotage (или даже Kia Soul, который вообще странный и глупый). С европейского рынка эта ниша атакуется Renault Captur и отчасти Renaulеt Sandero Stepway. Может быть, где-то на самом верху будет Audi Q3, но он великоват и дороговат для ниши, где средняя стоимость будет колебаться около цифры в 1,2-1,4 млн рублей. Подохдит и Peugeot 2008. Другими словами, сегмент в России не пустой и занят достаточно известными марками. Но VW берет не только тем, что представляет новый для марки тип автомобиля (мелких кроссоверов у VW не было, если не включать сюда явно не кроссоверный CrossPolo).

На мой взгляд VW сделал все, чтобы дать по щам конкурентам. Во-первых, сама марка уже многое определяет в успехе модели на рынке. Во-вторых, комплектация по версии немецкого сайта для такого небольшого автомобиля очень впечатляет. Цена в Германии начинается от 21 тысячи евро, что для такого не самого мелкого автомобиля очень неплохо. В России, скорее всего, он будет стоить примерно столько же или даже дешевле. Впрочем, в Германии, где особое внимание уделяется экологичности двигателей, производитель не дал T-Roc «большой» двигатель, ограничившись малыми объемами и турбированными версиями.

[Моторы]




Впрочем, для автомобиля размером с Hyundai Creta турбированного агретата объемом 1,5 литра вполне достаточно. Двухлитрового дизеля в России, вероятно, не будет.

Интересное наблюдение: В конфигураторе автомобилей на немецком сайте VW после определения комплектации, в которую входит и выбор двигателя, кроме стоимости и ежемесячного платежа по кредиту (взять автомобиль в кредит в Германии - нормально) указывается ежегодный автомобильный налог, который придется платить владельцу.
Для автомобиля с бензиновым мотором 1,0 литра и мощностью 115 л. с. налог составит 64 евро (для бензинового 1,5 литра и мощностью 150 л. с. - 86 евро). А для дизельного двигателя объемом 2,0 литра и мощностью 150 л. с. - уже 268 евро. Сравните с нашими налогами в 5250 рублей за 150 л. с. вне зависимости от типа топлива. То есть, вам не придется выбирать между дизельным и бензиновым двигателями, высчитывая выгоду, которую вы получите за счет стоимости топлива и расхода.

Тут же в конфигураторе вы можете увидеть и стоимость топлива, которое вы потратите за 20 000 километров пробега. Для 115-сильного двигателя это 1329 евро, для 150-сильного бензинового - 1407 евро, а для 150-сильного дизельного двигателя - 1122 евро. То есть, условно, за 20 000 километров вы окупаете свой налог. А 20 000 километров в Германии накатать не сложно с их скоростными автобанами.




Не выделяясь ничем особенным среди конкурентов (заурядное, в общем, для класса, решение - хетчбэк с большим клиренсом) T-Roc выделяется роскошным для бюджетного сегмента дизайном. Дизайнеры взяли все самое лучшее от старшего Touareg и удачно вписали это в небольшие размеры компактного кроссовера. Впрочем, этого и следовало ожидать, ведь и T-Roc, и Tiguan, и Touareg - автомобили одной, в общем, концепции и одного «семейного» ряда. Дизайнерские решения поэтому кочуют между ними, практически не изменяясь, ведь поддержать идею кроссовера можно не только в общем, но и в деталях.




Впрочем, ценовой сегмент тут накладывает явный отпечаток и вносит существенные коррективы. В общем внешнем виде опять же соблюдена общая концепция марки. Но здесь уже гораздо больше сходства с другими автомобилями класса. Но в чем дизайнеры VW обошли конкурентов - это лаконичность образа. Если понимаешь, что не можешь баловаться изысками, сделай максимально просто то, что можно сделать просто.

Вот, например, Creta. Заметно, что ее хотели сделать «взрослее», без особой нужды увеличивая автомобиль и добавляя детали, которые тут не особо нужны. Может быть, в разногласии прямых линий боковин и изгибов переда есть смысл, но оно излишне усложняет внешность, делает ее сомнительной, разорванной, когда фары живут отдельно от фальшрешетки и противотуманных фар. То есть, они есть, но выглядят так, будто взяты по принципу «слепили из того, что было» или «на свободное место вставим противотуманки». Этот подход хорош для эконом-класса, но не для автомобиля ценой в полтора миллиона рублей.




T-Roc дизайном передней части уничтожает несуразность корейских одноклассников. Даже при ограниченных возможностях дизайнеры нашли способ уверенно и уместно вписать и фары, и противотуманки, и даже дневные ходовые огни, выделив им даже отдельное место. Перед здесь выглядит цельно, монолитно и взгляд опять же не цепляется за нелепости. Все линии, начатые здесь, логично продолжаются назад, включая линии капота, выходящие из верхних внутренних углов фар. Заметно, что немцы шлифовали этот автомобиль очень тщательно.







И задняя часть, воспринимая эти линии и повторяя концепцию передней, очень хорошо сочетает эти детали с типичным для современных кроссоверов «мощным» задним бампером (вернее, его накладкой). Фонари заслуживают отдельного реверанса, повторяя поперечную линию задней двери. В кросс-версиях T-Roc получает еще и красивые темные накладки на двери и характерную серебристую «губу», которые дополняют образ и делают из него практически полноценный кроссовер.




Все эти особенности являются хорошим примером автомобильного дизайна, который смог. Того дизайна, который, обходясь без китча, выгодно, тем не менее, представляет автомобиль, выделяя его среди массы вычурных уродцев, пытающихся заманить покупателя, который хочет выделяться. Автомобили Volkswagen не созданы, чтобы выделяться внешне с первого взгляда. Лишь после того, как такой автомобиль пролетит мимо, начинаешь обдумывать, чем же он зацепил взгляд...


Чтобы научиться делать автомобили, нужно не только иметь техническую базу и технологии. Нужно уметь облечь эти технологии в правильную внешность. А для того, чтобы не приходилось придумывать монстров, требуется немалая уверенность дизайнера и заказчика в марке, понимание ее сильных сторон, особое восприятие эстетики образа, которое необходимо передать владельцу, который будет проводить в автомобиле часы, дни, недели.

Такое могут себе позволить лишь патриархи автомобильного мира, марки, которые завоевали доверие не только технологиями, но и надежностью, ощущением уверенности, которое они дают владельцам. Ну, а дизайн только укрепляет это ощущение. Дизайн, который смог.

десигн, #passat, #tiguan, #volkswagen, #touareg, читать, #troc, техника, #raw4, #arteon, дзен, заметки, #t, auto, длинный пост, cross, #vw

Previous post Next post
Up