Чуть-чуть о военных потерях РККА

Nov 04, 2017 19:21


В 1939 году доля населения в возрастах 15-29 и 30-44 года составляла 26,3% и 19,7% соответственно. Вероятно, в 1941 году возрастной состав населения СССР изменился несущественно, поэтому примем эти цифры за отправные. Доля мужчин в СССР составляла около 47% (даже меньше), но пусть. Население СССР на 1941 год составляло 195,4 миллиона человек. Посчитав количество мужчин призывного возраста (18-44, даже забегая за верхнюю планку), получим 37,4 миллиона потенциальных призывников. Сюда включены и те, кто на момент начала войны уже служил в армии.

Мы достоверно знаем, что даже в тяжелый период призывались далеко не все, а партийные работники настаивали на призыве только определенного контингента и мы точно знаем, что призывников не выгребали под ноль. Также мы знаем, что в армию направляли только физически здоровых, не имеющих плоскостопия, миопии, гастрита, язвы... ну, и так далее, список не сильно изменился с тех пор. Сейчас доля непригодных к службе составляет от 30 до 40%. Но мы будем считать, что тогда люди были здоровее и предположим, что только 10% были непригодны (плюс, далеко не все причины для отсрочек сохраняются в военное время). Итого получаем около 33,7 миллиона подлежащих призыву, что, в общем, вполне соотносится с официальной цифрой в 34 миллиона человек, прошедших через военкоматы. Из них нужно вычесть тех, кто по политическим причинам (по требованию партийных работников) не попал в армию, жителей определенных территорий.

Так в приказе Новосибирского облвоенкомата от 2 октября 1941 г. предписывалось без каких-либо ограничений на укомплектование запасных частей Красной армии «отобрать призывников следующих национальностей - русских, украинцев, белорусов, казанских татар, мордву, евреев, армян, грузин и азербайджанцев, владеющих русским языком. Призывников всех остальных национальностей использовать на пополнение строительных частей и формирование рабочих колонн». Немцев, румын, финнов, болгар, греков, турок, японцев, корейцев, китайцев, венгров, австрийцев предписывалось направлять исключительно в рабочие колонны. Кроме того, долгое время не призывали поляков, чехов, эстонцев, латышей и литовцев. В конце 1942 г. было запрещено призывать граждан, ранее проживавших в Чечено-Ингушской, Кабардино-Балкарской, Дагестанской АССР. Не ошибусь, если скажу, что как минимум 2 миллиона человек можно вычесть. Мы же понимаем, что "призван" не равно "воевал".

Теперь давайте посмотрим списочную численность РККА. К маю 1945 года она составляла 11,3 миллиона человек. Причем, эта цифра практически не менялась с лета 1942 года. Отмечу, что это численность как действующих частей, так и всех частей, не задействованных в боях, тыловых частей, служб обеспечения армии. Это всего лишь в 3 раза выше численности армии довоенного времени. Если, как вы утверждаете, погиб каждый второй боеспособный, потери должны составить около 15 миллионов человек. Следовательно, к маю 1945 года в действующей армии должны находиться ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ мужчины в возрасте от 18 до 44 лет, чего, как мы знаем, не было. Конечно, были и добровольцы старшего возраста (более 44 лет) и младшего (менее 18), но, во-первых, закон о воинской обязанности исполнялся и призыв 1944 года, куда попали и 16-17 летние, в действующую армию не попал (конкретно 16-17 летние), во-вторых, это была только действующая армия, без учета тех, кто получил увольнительные ранее, получил ранения и другим образом вышел из состава действующей армии и флота (опять же, несмотря на многочисленные истории послевоенных лет, требования закона о воинской обязанности исполнялись строго, как и устав армии).

Здесь же стоит упомянуть об огромном количестве тех, кто имел возможность (и воспользовался ею) не служить. Это были научные сотрудники, имевшие на попечении детей младше 16 лет (при одном опекуне), жену-инвалида и т. д. (Закон о военной службе СССР То есть, по реальный призыв и отправку в войска попало еще меньше людей, чем 34 миллиона. А из тех, кто был зачислен в состав армии, многие были направлены на учебу в военные училища, в сроительные части, занимавшиеся восстановлением разрушенных территорий, во внутренние войска и т. д.

Доля же женщин в народном хозяйстве 1941-1944 годов составляла максимум 57%. Доля подростков даже в самые худшие годы составляла около 10-12% от числа работающих. Остальные - мужчины в возрасте от 18 лет. Причем, заместить людей в возрасте от 18 до 44 людьми старшего возраста физически невозможно, ибо их гораздо меньше. Работали на предприятиях также те мужчины, которые попали под призыв и были учтены. Просто выбрать 100% призывников не может себе позволить никто. Да, если учитывать, что служили женщины, их доля была крайне небольшой (не умаляя роль женщин, их доля высока была только в тыловых и медицинских службах, в санитарных - до 44% состава)

Иными словами, в действующей армии за все время с 1941 по 1945 годы вряд ли побывало более 26 миллионов человек. То есть, ВСЕГО в армии служило никак не больше 26 миллионов, а в действующих частях и того меньше. Так как к маю 1945 года РККА имела 11,3 миллиона человек в действующих частях, то потери как раз и окажутся в промежутке от 6 до 9 миллионов.

Ну, и в конце хочется отметить, что попытки приписать РККА потери в 15, 20, 26 миллионов человек просто математически несостоятельны, так как нельзя призвать больше людей, чем их есть на самом деле, нельзя убить больше солдат, чем находится в действующей армии. Нельзя написать (хотя, написать-то, как раз можно), что в 1945 году в стране не осталось мужчин от 18 до 44 лет, так как их было предостаточно. Такие дела.

экономически, история, читать, думать, люди, для кругозора, советское

Previous post Next post
Up