В 1961 году у человечества была мечта - полететь в космос. Во всех смыслах благородная и высокая мечта. Люди грезили Луной и Марсом, которые, казалось, вот уже завтра станут форпостами человечества во Вселенной. Время, однако, меняется и часто переворачивает все вверх дном. Сегодня мечта о полетах в космос осталась, но теперь мы хотим летать в
(
Read more... )
Comments 12
Но ведь так в любой отрасли бывает: сначала прорывные технологии, затем коммерческое массовое производство. Взять хоть компьютеры. Почему в области космических полётов должно быть иначе? То, что Вы считаете признаком кризиса системы, является признаком её нормального развития. Другое дело, что в некоторых странах существуют некоммерческие способы внедрения прорывных технологий, такие, как указы главы государства и сопутствующее им неограниченное финансирование из общественных фондов; но не все страны благословлены такой ценной возможностью.
Reply
Нам нужно привыкать к тому, что все большая доля технологий, ранее бывших исключительно специальными и «военными», будет входить в коммерческое использование. Но подавать их буду как всенепременно прорывные.
Reply
Reply
И так с любой закрытой технологией. На рынок попадает уже исчерпанная технология, которой просто находят нового потребителя. Так было с GPS, ЭВМ, ЖК и т. д.
Reply
Reply
Речь, в общем, идет о том, что все, что можно разработать для космоса, сегодня уже разработано и никаких способов снизить затраты, не меняя существенно основу запусков (рабочую пару, устройство двигателей и т. д.), нет. У Маска мы наблюдаем достаточно архаичные даже для Роскосмоса технологии, реализованные в очень узкой по возможностям развития системе.
Reply
Я не знаю, чем пугают детей в Европе. Это другой ключ. Ну представь себе, что ты серьезный бизнес в условной Англии, которму надо запустить что-то в космос. Лично я бы побоялся при прочих равных связываться с российской компанией. Или, там, с турецкой. Мало ли что - сегодня у них все круто, а завтра смотрищь - основателя посадили в тюрьму, а саму контору продали какой-нибудь Байкалфинансгрупп. Единственная причина, по которой это может иметь смысл - если у российской компании цена в два-три раза ниже, чем у конкурентов. Имперские же замашки не мешают бизнесу, а скорее помогают. Если, конечно, твой бизнес не в горячей точке.
Что касается Маска - вопрос, сможет ли он сделать эти технологии массовыми. Возьмем, например, самолеты. Принципиально конструкция самолетного двигателя не менялась уже лет 50 70. А вот доступность полетов повысилась на порядок. А всякие революционные Конкорды, как вишь, не летают - слишком много керосина жрут. Народ, даже очень богатый, по старинке ( ... )
Reply
Можно ли попросить текст про Hyperloop? С удовольствием прочел бы.
Reply
Другой вопрос - зачем усложнять и с какой целью, если все технологии отработаны до блеска и их только нужно взять. Собственно, к Маску всегда был именно этот вопрос.
Reply
Тогда остаётся два вопроса - какие категории пользователей могут «поднятуться» в случае ожидаемого, или хотя-бы заявленного снижения стоимости? Снижение стоимости в заявленных масштабах, как я понимаю, не сделает полеты сильно доступнее, поэтому реально разве что говорить, как Вы и указали, про перетягивание на себя одеяла и завоевание ограниченного числа существующих клиентов. Или есть какая-то потенциальная категория пользователей, которые ждут пока стоимость упадёт незначительно, скажем ещё процентов на 30?
Ну и второй вопрос - какой потенциал снижения стоимости у существующих технологий за счёт массовости, если не брать во внимание расположение космодромов. В случае если представить мифическую категорию новых пользователей, ожидающих этого снижения и увеличения количества запусков до, скажем, нескольких тысяч в год. Это фантастика, но всё-же. Насколько я понимаю, снижать стоимость топлива непросто, особенно если речь идёт о керосине. Сами ракеты, если их «поставить на поток»?
Reply
Кто может пользоваться услугами запуска, если они станут дешевле? Может быть, компании связи захотят выводить свои спутники, коммерческие системы навигации, может стать больше спутников мониторинга (тем более, что сейчас сами спутники становятся меньше).
Да, и поле для экспериментов становится больше (особенно, если учитывать тенденцию к запуску множества спутников одновременно). Но я не знаю, каким образом принимается решение о выводе спутников и какие процедуры нужно пройти на государственном уровне.
Я помню, рассказывали историю о том, как французы решили запускать спутники российскими носителями. Выяснилось, что монтировать спутник на стадии "лежачей" ракеты невозможно и его пришлось устанавливать уже на ракету, стоящую на стартовом столе.
Перетащить клиентов - это не только получить их деньги, а привязать их к своей системе запуска. Переделать это потом будет сложно, а запускать нужно.
Reply
Leave a comment