О том, почему российское кино пока еще мертво

May 30, 2017 00:24





Баланс. Во всем должен быть баланс. Кинематограф не является исключением. Должны быть фильмы, из которых мы узнаем историю. Должны быть фильмы для женщин, чтобы те могли пореветь и погоревать, а еще повздыхать по красивым мужикам. Ровно должны быть и фильмы, над которыми могли бы вздохнуть и мужики по очаровательным женщинам. Должны быть фильмы про войну, чтобы напоминать всем о том, что война - это совсем не то, что мы о ней думаем. Но это все о жизни.

Но должна быть мощная прослойка фильмов, которые не рассказывают нам, как мы жили или как живем. Прослойка фильмов без картин Звягинцева и Учителя, без Тарантино и прочих Куросав. Эта прослойка должна показывать, как мы МОЖЕМ жить. Это фильмы о будущем. Это #фантастика. Я никогда не устану повторять, что мы сами по себе достаточно инертны, у нас нет или очень мало внутренних стимулов для роста и для самореализации. Большинство из нас устраивает обычная жизнь обывателя, в которой есть офисная коробка или прилавок (или склад), автомобиль в кредит для поездок в магазины и на дачу. Мы же живем в ограниченном пространстве постоянной депривации. Наши прямоугольные дома, выстроенные по типовым проектам, погружают нас в мир вечного дня сурка, где нет поводов для прорывов, для побега из угловатой повседневности. Нас устраивает это.

Наш максимум - это новый телевизор, небольшой апгрейд персонального компьютера, новый смартфон, новый автомобиль с автопаркингом. В наборе вещей, которые между собой мы вряд ли можем связать, заключается наша житейская повседневность. Мы живем и смотрим фильмы о том, как живем. Это бесконечный и безначальный путь. Между тем новый смартфон, автомобиль с автопаркингом и новый телевизор с новым SSD для вашего ПК - это элементы будущего, которое уже наступило или, по меньшей мере, наступает огромными шагами, и они связаны между собой логически теснее, чем ваши родственники между собой. Но мы эту поступь увидеть не можем, потому что не ожидаем этого будущего, не живем в его остром ощущении. Почему? Да потому, что у нас нет образа этого будущего. Никто и ничем нам его не создает и мы сами уже не хотим этого.

Поэтому должна существовать и занимать значительную долю экранного времени фантастика. И тут надо сказать, что американская фантастика и фантастика европейская взяли за правило рисовать ощутимый технологический образ будущего. То, что мы можем создать сами. Это брутто-путь. Но он имеет право на жизнь. Это другая ипостась. Есть еще совершенная фантастика, которая исследует человека будущего, рисует его образ. Таковой была советская фантастика. Но и технологическая фантастика ценна тем, что вводит в мировоззрение человека технологические образы еще не свершившегося, расширяет горизонт доступного для воображения. Ведь художник рисует то, чего ему не хватает.




Не будет преувеличением сказать, что образ современных светлых и чистых городов, просторных жилых помещений, лишенных тяжелых предметов обстановки, дизайн вещей, все это пришло к нам не в последнюю очередь из фантастических произведений середины 20 века, из еще классической бытовой среды, из тех небольших помещений, заставленных мебелью едва ли не начала века. Из той эпохи, когда вдруг стало понятно, что вещь не обязательно должна быть утилитарной, что ее внений облик не должен быть вторичен по отношению к функции. Это эпоха прорыва вперед, время, когда угловатость сменилась утонченностью и плавностью, а границы возможного вдруг раздвинулись далеко в стороны. И фантастика начала рисовать то, чего так не хватало в то время людям, что уже витало в воздухе, было почти ощутимо, но требовало перемен.

Сейчас это время настало. Но мы по-прежнему уверены, что фильмы о том, как мы живем, содержат какую-то глубинную мудрость, философию жизни. Будто бы в них присутствует духовность, мораль, наследие или что там еще привлекают для набивания цены? Ничего они не содержат. Это спекуляции. Пусть такие фильмы существуют, но их ценность сейчас слишком завышена, как завышена ценность алмаза, который для технических нужд уже можно производить сотнями килограммов, не прибегая к рытью карьеров. Сегодня российский кинематограф увяз в болоте таких самоценных фильмов и когда он сможет, осознав свой просчет, взяться за свою часть в деле формирования образа будущего, - неизвестно.

Но нам это остро необходимо. Мы не сможем заглянуть поверх своего прямоугольного мира, если в каждом из нас не будет сформирован образ будущего. Образ того, что мы можем создать сами. Очень прискорбно, что российское кино стремится напротив загнать нас в обыденность и даже в омерзительную повседневность, подавая это под соусом какого-то тайного смысла, понятного только русским. Нет такого смысла. Есть или будущее, или девальвация мировоззрения. Сможем ли мы связать новый смартфон, автомобиль с автопаркингом и новый SSD для персоналки и встроить эти связи в единый образ уже наступающего будущего, которое уже почти здесь?

техника, гром-и-молния, на старт..., заметки, культура, космос, жись-игра, #фантастика, теория

Previous post Next post
Up