Демократия начинается с обязанностей

May 23, 2017 00:14


Виталий Кличко был не столь и не прав, когда сказал свое великое и уже вошедшее в века «А сегодня в завтрашний день не все могут смотреть. Вернее, смотреть могут не только лишь все. Мало, кто может это делать.» Со временем меняется отношение даже к таким фразам. Идиотичности у нее не убавилось, конечно же, но она крайне удачно характеризует ту прослойку людей, которые принесли Кличко в политику на своих руках. Тут речь идет не о государственной принадлежности, а о образе мышления.

Мы вообще очень любим сами себя. В России это проявляется особенно ярко. Лет 20-25 назад дачные участки были открыты друг перед другом, дорога между ними была широкой. Сегодня почти каждый обнесен забором в рост человека, который выдается к дороге так близко, что зеркала почти касаются его. Мы стали глубокими эгоистами и поэтому горизонт наш сузился до границы забор-небо. Сузился горизонт, сузился и кругозор. А за этим неизбежно следует и упрощение мировосприятия, сжимающегося до границ собственного эго, которое требует от человека удовлетворения самого себя.

Кстати, о теме заборов. Недавно наткнулся на беседу русских, живущих в Польше. Они делились друг с другом и с теми, кто еще не в Польше, своими размышлениями о различиях двух стран. Среди комментариев попался один, который, как мне кажется, выразил суть всей беседы. В нем автор говорил, что ездил к родственникам в Ленинградскую область после десяти лет отсутствия. Его поразило огромное количество домов за непроницаемыми заборами, а в Польше вокруг дома есть, разве что, невысокая (не больше метра) изгородь, которая часто заменяется аккуратно стриженными кустами.

Мы в России хотим, чтобы наше личное пространство оставалось незыблемым, неприкосновенным и реализуем это желание очень уродливо и гротескно, возводя его в ранг высших приоритетов. Не знаю, каким образом в Европе достигается сохранение личного пространства человека без вот этих монументальностей, но нам нужно у них учиться.

В целом, не об этом. Живя в мире собственных заборов, мы вдруг начали считать, что так желаемая нами демократия - это всенепременно реализация прав граждан. Все, что гарантировано демократическим государством, должно быть безусловно исполнено по требованию и составлять основу всего и вся. Тут и свобода слова, и свобода перемещения, и свобода деятельности, и ... да, много там еще таких свобод и прав. И прежде всего мы требуем именно прав.

У меня есть водительское удостоверение и диплом о высшем образовании. И вождение автомобиля, и получение высшего образования является моим неотъемлемым правом. Никто меня их не лишал и не лишит. Но прежде, чем я получил диплом и водительское удостоверение, мне пришлось сдать экзамены, без которых никаких дипломов и удостоверений у меня бы не было. Держать экзамены прежде получения диплома и удостоверения - моя обязанность, взамен исполнения которой я получаю право. В простейшем примере обязанность и право связаны напрямую и никто не протестует против такого порядка. Всем он кажется естественным и правильным. Более того, автовладельцы вряд ли поддержат того, кто купил права или получил их, не имея никаких знаний. И здесть все хорошо.

Но, когда речь заходит о правах и обязанностях, непосредственно не связанных между собой, мы коллапсируем. Нам сложно осознать, что за те права, которые казались нам естественными, мы должны отвечать своими обязанностями. Прежде всего, мы обязаны соблюдать закон. Закон нужно соблюдать. Но взамен мы получаем право его критиковать. Не нарушать, а критиковать и улучшать. Мы обязаны платить налоги, а взамен получать то, что называется «нематериальные блага», среди которых и те самые дороги и инфраструктура.

У каждого из нас есть обязанности. Но именно они вызывают у нас, почему-то, самые негативные реакции. В странах, которые мы называем демократическими, на первый план вынесены именно обязанности граждан, а не их права. Это легко увидеть, если вы начнете сравнивать жизненные и поведенческие стереотипы. Немец скажет, что он должен соблюдать ПДД. Русский скажет, что он имеет право ехать 110 там, где знаками определено 90. Немец скажет, что благоустройство территории - это его обязанность. Русский скажет, что имеет право на чистый воздух и чистые пешеходные дорожки.

Это универсальный принцип, который одинаково работает на всех уровнях организации общества. ТАМ все строится на том, что каждый человек осознает и принимает свои обязанности. ТУТ все построено на требовании своих прав. Но права не бывают «просто так», они базируются на обязанностях. И даже пресловутое равноправие мужчин и женщин - это утопия. А, вот, замени мы его на равнообязанность, все вопросы ушли бы сами собой.

Демократия - это тоже своего рода право человека, которое следует за его обязанностью. И здесь обязанность заключается в уважительном отношении к стране, власти и друг другу. Только на таком основании возможна демократия через конструктивную критику деятельности власти и совместную работу с нею.

Как-то так, товарищи!

политика, рецептура, люди, животноводство, теория

Previous post Next post
Up