Вот, например, есть учреждение, допустим, что даже государственное и даже допустим, что это институт Академии наук. Институт выпускает, как ему и полагается, массу всякой литературы от увесистых монографий, до мелких препринтов и разных форматов, хотя чаще всего - двух стандартных. Оформление этой литературы делается по принципу «нахуярю, как смогу». Это касается и обложек, и внутреннего оформления. Насколько вообще целесообразно начать работу по созданию единого стиля оформления изданий учреждения? Расскажу немного о том, что мы делаем. Ну, например, за последний год провели большую работу по смене внутреннего оформления некоторых изданий. Старались сделать внешний вид легче, восприятие - проще, а саму подачу - логичнее. На сегодня находимся в процессе, так как любое изменение даже в размере шрифта требует согласования на десяти уровнях. Так, например, очень долго не могли ввести новые цвета в оформление диаграмм и графиков. Крутились вокруг устоявшихся. Под катом много кликабельных картинок и нецензурных слов и словосочетаний.
[Спойлер для душевно больных]Когда я только получил в свое распоряжение два журнала из трех, ни один из которых еще не состоял в списках ВАК, с оформлением в них творился форменный пиздец.
Становилось плохо внутри и снаружи, глядя на жуткие, еще явно едва ли не середин лихих девяностых плашки, графики, диаграммы да и общий вид. Некоторые моменты были настолько плохи, что возникал вопрос о том, отчего куратор до сих пор не расстрелян или, хотя бы, не высечен розгами на центральной площади института.
И мы начали работать над исправлением косяков. И первым делом избавились (не сразу, а через длительный период согласований каждой срани) от уебищных внешне и по сути плашек, сделали их более внятными и пространственно определенными. Ушла в небытие тонкая красная линия, так давившая сверху на авторов, а текст подпиравшая снизу, будто бетонное основание, о которое постоянно спотыкался глаз.
Но от проблем это нас избавило только частично. Основная проблема - что делать, когда авторов более, чем двое - решена не была. На переходном этапе проблема решалась так:
И ничего мы сделать не могли, так как уже было сказано, что любое изменение, даже небольшое и даже полезное должно проходить согласования. Хотя, нет, не каждое, но вот такое, как это - без вариантов. И на согласования уходило больше времени, чем на работу. Суть такова, что любая перемена воспринимается в штыки, редакционная коллегия не хочет ничего менять до тех пор, пока все не станет слишком плохо. Но процесс пошел, и следующим вполне закономерным этапом стало выпиливание жутких псевдообъемных диаграмм и замена их нормальным монотонными.
На самом деле, даже такая перемена от ужасного к плохому была воспринята недоброжелательно. Редколлегия, правда, пропустила даже без согласований, но вырывающие глаз цвета пришлось пока оставить. Большинство диаграмм положили на бок, чтобы занимали меньше места по высоте и могли бы получить всю ширину страницы. В итоге информация стала читаться несколько лучше. Вообще же, в тексте статьи иллюстрация чего-то диаграммой носит именно иллюстративную функцию, а не функцию крутой инфографики, которая должна схватываться налету. Напротив, никто не мешает рассмотреть диаграмму, обдумать ее, но уничтожающие нахуй мозг вертикальные столбики а-ля стальные чушки должны были и почили в Бозе. Далее мы обратили внимание на другие типы диаграмм, которых было предостаточно.
От круговых диаграмм избавились вовсе, хотя первое время и оставляли, даже пытались придать им какой-то вменяемый вид, как на последней картинке вверху. Но занятие это было бесперспективным, заведомо безрезультатным. Надо сказать, что до сих пор в журналах бывают круговые диаграммы, но это является более исключением, чем правилом. Зато начали экспериментировать с разными типами диаграмм, которые до этого никто особенно даже не рассматривал. Соответственно изменился и подход к их внешнему виду. Теперь диаграммы не должны были выглядеть кучей мусорного текста, в них при необходимости вводятся поясняющие элементы.
Мы перестали бездумно копировать авторские схемы, как это делалось до нас по принципу «оставить, как есть». Не меняя смысла, начали перерисовывать их в едином для всех статей и обоих журналов стиле. По-прежнему получается порнуха, но уже не дикая американская ебля, а деликатное германское порево.
В середине прошлого года нам удалось-таки продавить едва ли не самое важное изменение в оформлении и логике. Мы добились того, чтобы уебищные розовые плашки исчезли, а их место заняли несколько менее уебищные светло-зеленые, но с совершенно иным оформлением и логикой. Теперь совершенно посрать, писал ли статью один человек или же это горбатилась сотня мудаков, так и не сумевших родить ничего стоящего.
Параллельно вошло в обиход еще несколько идей, связанных с оформлением графиков. В частности, мы стали разносить графики из одного поля в разные. Примерно так, как на уже показанном и в некоторых других случаях.
Теперь стоит задача - уйти, наконец, от страшно-уебищных, уничтожающих глаза и взрывающих нахуй мозг цветов. Такие цвета любит старая «гвардия», так как даже при очень плохом зрении можно будет, хотя бы, порадоваться яркой картинке, а спокойные цвета, конечно же, в жопу не уперлись. Частично мы уже начали это делать и теперь некоторые элементы выглядят куда более привлекательно.
Не идеально, но уже лучше, чем было два года назад. По мере продвижения работ складывается образ того, что должно получиться. В общем случае хотелось бы прийти к формату, сходному с вэб-версткой, найти идеальную цветовую гамму, понять, в каком виде должны присутствовать авторские схемы. Для последних постепенно вырабатывается свой единый стиль оформления, появившийся после избавления от ужасных насыщенных цветов. Мы мощно изменили восприятие иллюстраций, когда, например, подписи значений на графиках стали того же самого цвета, что и линия графика. До этого требовалось иногда разбираться, к какой точке на которой из линий относится значение. А еще попробовали иллюстрации в оттенках серого. Получилось интересно и просто.
Мы не претендуем на лавры мудака Темы Лебедева, так как наша задача не состоит в создании шедевра. Мы работаем над внешним видом двух научных журналов по экономике и социологии. Один из них буквально пару недель назад был включен в список ВАК. Считаю, что и наши усилия повлияли на это. С какого-то из двух следующих номеров один из журналов изменится полностью, мы уже подготовили образец или превью, или новый макет, или шаблон... как хотите. После периода отпусков он уйдет на согласование. Так что перемены совсем еще не закончились.
Такая вот история, которая располагает к размышлениям о создании единого стиля оформления для всего, что пишет и печатает институт.