На что можно потратить полтора миллиарда долларов

Nov 09, 2012 12:35

Гонка вооружений, которую вели между собой США и СССР, привела не только к огромным затратам на разработку вооружений и их производство, но и к мощному развитию технологий. В это время были сформулированы едва ли не все основополагающие требования к современному вооружению, которые актуальны и по сей день. С одной стороны большую роль, как мне кажется, здесь играли параноидальные настроения, заставлявшие создавать все более высокотехнологичные образцы, превосходящие по своим характеристикам технику противника. С другой стороны, тогда уже можно было теоретически предсказать дальнейшие направления развития, так как наука уже стояла на самом пороге тех открытий, которые сегодня полностью изменили наш мир. Дорожки конструкторов начали сходиться. Стремление к достижению максимального результата приводило к сходным решениям. И это - лирика.
Конец шестидесятых - период глубокого разочарования для множества ученых и конструкторов в СССР. США - первые на Луне. Причем, не в виде автоматических станций, они отправили туда людей. А ведь Королев мечтал о Луне и даже в срочном порядке создавал свою царь-ракету Н1, которая, к сожалению, не полетела. Есть мнение, что она и не могла полететь, потому что керосин-кислородные двигатели, доведенные до технологического совершенства, работали на пределе возможностей. Сама компоновка была не совсем удачной. Валентин Глушко и его КБ отказались помогать Королеву, ввиду того, что тот не хотел использовать гораздо более мощные гептиловые двигатели, а разработать кислород-водородные тогда не представлялось возможным. Сам Глушко сильно переживал лунное поражение Советского союза и всегда держал в приоритете именно лунную ракету.
История, однако, повернулась совсем иначе. В США лунную программу свернули за нерентабельностью и отсутствием ближайшей перспективы. Летать - летали, но практического интереса в этих полетах не было. Поэтому в США переключились на многоразовые корабли. В 1966 Сергей Павлович Королев скончался и его работы продолжил Василий Мишин, но успехов он также не достиг. А вот Глушко продолжал работать над своей ракетой, которую иначе, как лунную не рассматривал. Когда в СССР решили догнать и перегнать США в направлении многоразовых кораблей, была дана команда начать работы над аналогом проекта SpaceShuttle. В общем-то, первые образцы были полными копиями американских аппаратов вплоть до схемы компоновки носителя и корабля. Но Глушко не хотел ни копировать, ни создавать носитель узкой специализации. Его занимала идея универсального сверхтяжелого носителя, способного выводить на орбиты десятки тонн полезной нагрузки. Тогда же были нащупаны пути решения проблем кислород-водородного двигателя, а в КБ были созданы керосиновые двигатели огромной мощности.
Справедливости ради нужно отметить, что разработки многоразовых кораблей в СССР были начаты раньше, чем в США и даже были доведены до «металла», как проект «Спираль», но были остановлены по разным причинам. При этом отрабатывались не только ракетные старты, но и воздушные, с самолетов-носителей. Однако именно в США добились успехов практического значения. Советский проект «Энергия-Буран» был вполне адекватным ответом на американскую программу с учетом особенностей условий СССР. А тут и некоторое отставание в электронике, превосходство в двигателестроении и географическое положение. О последнем нужно сказать отдельно.
Дело в том, что все возможные стартовые площадки в СССР находились в более высоких широтах, чем космодром им. Кеннеди в США, что требовало большего расхода топлива на вывод одинакового груза на одну и ту же орбиту. Поэтому всегда советские и российские носители делались более мощными, чем аналоги в других странах, что сильно увеличивало их стоимость и снижало ресурс. К тому же отсутствие возможности спуска отработанных ступеней на воду заставляло усложнять системы их спасения. У США в этом отношении положение было более выгодным: отработавшие ступени спускались на воду, чем резко снижалась вероятность серьезного повреждения. Поэтому большинство советских и российских носителей имеют не спасаемые модули. Однако в конструкцию ракеты-носителя «Энергия» была заложена возможность спасения боковых разгонных блоков с жидкостными керосиновыми двигателями. Сами блоки являются ни чем иным, как несколько доработанной ракетой «Зенит», на что и рассчитывал Глушко, взявший курс на разработку универсальной платформы, способной выводить в космос любой груз, а не только многоразовый корабль. Интересно, что в задании было оговорено, что в конструкции должны использоваться только отечественные материалы, никаких заимствований быть не должно. Все необходимое должно было быть создано в СССР. Лично я считаю эту директиву очень полезной. Она подстегнула отечественную промышленность и науку.




Итак, ракета-носителя сверхтяжелого класса была создана. Шли работы над самим кораблем. Монтаж корабля на ракете-носителе позволял использовать только четыре блока первой ступени, что давало 100 тонн выводимой полезной нагрузки. А если использовать все восемь возможных блока первой ступени, масса полезного груза возрастала до рекордных 200 тонн. Такой ракеты не было ни до, ни после. Наверное, ее стоило бы назвать супертяжелым носителем. Этот проект был апофеозом всей советской космической промышленности. Ни в одной стране мира не взялись бы за такие разработки. Хотя бы потому, что даже в СССР не все верили, что такую технику вообще можно создать. Однако время внесло свои коррективы.
В США челноки уже летали, а у нас работы только еще подходили к завершению. Корабль был построен, но испытания продлились бы несколько лет. В спешке первые экземпляры «Энергии» не стали оснащать системами спасения отработанных ступеней и вместо десяти ресурсных запусков получался один. Сам «Буран» хоть и был более совершенным кораблем, чем американские челноки, уже не нашел бы применения в космосе, так как идея многоразового корабля постепенно начала сдавать позиции перед более эффективными одноразовыми, которые в купе с советскими ракетами-носителями «Союз» сделали доставку грузов на орбиту боле дешевой. А потом случилась авария «Челленджера» (на «Буране», кстати, была предусмотрена система спасения экипажа, чего не было на американских челноках). Это дало повод задуматься над общей эффективностью программы.




Сейчас многие говорят о финансовой стороне дела. Один запуск «Энергии» с кораблем «Буран» стоил СССР 1,2 миллиарда долларов в современном эквиваленте. Это самая дорогая система в истории космонавтики. Особенно часто этот аргумент можно услышать в рассуждениях как раз американских специалистов по космической технике. Советскими (теперь - российскими) конструкторами ракета также оценивается неоднозначно, некоторые в самом начале работ над ней предлагали продолжить совершенствовать ракету Н1, кто-то и вовсе призывал отказаться от лунной гонки. Но что такое - полтора миллиарда за один запуск?
Вот, к примеру, известный бомбардировщик Northrop B-2 Spirit, созданный в США в 80-90 года 20 века и поступивший на вооружение в количестве 21 штуки. Стоимость одной единицы составила 1,16 миллиарда долларов только за «железо». С учетом эксплуатационных расходов стоимость одного самолета составила почти 2 миллиарда долларов. И это без учета всей работы над его проектом. В результате США получили эффективный высотный малозаметный бомбардировщик, который не оказал никакого существенного влияния на ход какого-либо вооруженного конфликта. Однако, об этом ни один из военных специалистов США не упоминает, расценивая В-2, как исключительно удачный проект, который создал задел на будущее, позволив перейти к производству более совершенных самолетов с технологией низкой заметности.




Один самолет узко специального назначения и огромный мощный ракетный комплекс с почти неограниченными возможностями использования и модернизации - два варианта использования полутора миллиардов долларов. Кто-то скажет, что самолет - многоразовый и его можно использовать несколько лет, а ракета - это один запуск. Но не зря же речь шла о системах спасения. Их реализация позволила бы снизить стоимость запуска до вполне приемлемой для сверхтяжелого носителя. Тем более, что «Энергия» создавалась с расчетом не только на лунную, но и на... марсианскую программу. Да, именно так. Глушко работал на дальнюю перспективу, прекрасно понимая, что одной Луной дело не закончится. К сожалению, проект выпал на период упадка СССР (по чьей вине - другой вопрос). Это не дало ему возможности выйти на практическое использование, но он оставил после себя множетсво заделов на будущее. К слову, мы до сих пор летаем в космос благодаря конструкторам из СССР. Носители «Союз», по сути - королевские «семерки», ракеты «Протон», двигатели для них - все это создано в СССР, там доведено до совершенства и введено в повседневную эксплуатацию. Так что, есть за что сказать спасибо и лишний раз сравнить масштабы и полезность одного самолета и одной ракеты с многоразовым кораблем, а на основании этого сделать соответствующий вывод.

техника, думать, люди, на старт..., заметки, космос, история, для кругозора, эволюция, как это было

Previous post Next post
Up