Сакура в Вашингтоне

Apr 08, 2024 11:39





Сакура в Вашингтоне



Вокруг Капитолия - клумбы с огромными тюльпанами



Туна китайская, или Цедрела китайская Toona sinensis

Вашингтон -  город переполненный цветами. Особенно радуется глаз в центральной его части, возле Капитолия. Огромного размера и разной расцветки тюльпаны на клумбах. И множество цветущих деревьев, совсем незнакомых мне, приехавшему с другой стороны Земли.

Впрочем, сейчас определить дерево и цветок гораздо легче, чем во времена, скажем, Карла Линнея. Был бы только мобильник под рукой. Наводишь фотоаппарат на растение, а дальше - к твоим услугам всемогущий Google. Великий сетевой библиотекарь, историк, учёный, галерейщик, галантерейщик, провокатор и кинопрокатор. Ну, и великий сетевой ботаник тоже.



Сакура в Вашингтоне. Словно розовый снег

Но, получив от этого великого сетевого ботаника ответ с распознанием красивого розового цветка, привлекшего моё внимание по пути к Капитолию, я подумал, что Google, который никогда не ошибается, на этот раз ошибся. Он чётко определил, что это - сакура. Какая сакура? Я ведь не в Японии!

Нет, возразил мне Интернет, выступивший на этот раз в роли всемирного сетевого историка, не прав всё-таки я. В Вашингтоне, округ Колумбия, произрастает огромное количество деревьев сакуры. То есть, дикой вишни, не приносящей плодов, хотя красиво цветущей. Из медитации на эти цветы японцы сделали национальную традицию.



Сакура в Вашингтоне. Она бывает и белая.

Не знаю, придаются ли целебной медитации на сакуру прагматичные вашингтонцы. Но каждую весну американская столица становится захватывающим зрелищем, когда в ней зацветают тысячи вишневых деревьев.

Сверкающие розовато-белые цветы создают мимолетную иллюзию снегопада посередине весны. Моё пребывание в Вашингтоне совпало с этим очаровательным событием. Цветение сакуры в Вашингтоне в 2024 году происходило с 20 марта по 14 апреля. О чём опять же сообщил мне великий Google. Некоторые приезжают в Вашингтон из соседних городов и штатов поглядеть на цветущую сакуру. А мне вот просто повезло.

Обычно цветение сакуры в Вашингтоне используют как повод для различных фестивалей дружбы (конечно, дурацкое советское слово, но в данном случае, оно подходит) между США и Японией. 80 лет назад - жестокая война, сейчас - взаимовыгодное сотрудничество. Вот чему надо учиться! Это не дебильное «Можем повторить»!



Цветущая сакура. Фотография Элизы Скидмор из журнала «National Geographics», раскрашенная вручную.



Элиза Скидмор и Хелен Тафт

Кстати, о Японии. Как раз в те дни, когда я приехал в Вашингтон, там же был премьер-министр Японии. По этой причине к Белому дому никого ближе, чем на километр не подпускали, и традиционной для туристов фотографии на фоне белой колоннады резиденции американского президента я не сделал. Повод приехать ещё раз!

Вишнёвые деревья из Японии в Вашингтон привезли более века назад. История о том, как они сюда попали, весьма интересна. Большую роль в этом сыграли две женщины. Первая из них - талантливая писательница, путешественница и фотограф Элиза Рухама Скидмор (Eliza Ruhamah Scidmore; 1856-1928). Она известна своими работами по популяризации азиатских культур и в некотором смысле была первооткрывательницей многих азиатских стран для широкого американского читателя. Элиза Скидмор была первой женщиной, ставшей членом Национального географического общества.

Госпожа Скидмор открыла для американцев не только азиатские страны, но и свою территорию, Аляску, которую США приобрели 18 октября 1867 года. В 1884 году Элиза Скидмор совершила своё первое большое путешествие в Аляску и на Алеутские острова, а в 1885 году  она опубликовала свою первую книгу, которая рассказывала американским читателям о новых американских территориях.

После своих поездок в Японию, Элиза Скидмор «заболела» мыслью засадить улицы и парки американской столицы японскими вишнёвыми деревьями. Казалось бы, для этого созрели подходящие условия.

Как известно, столицу США возвели в особом федеральном округе, названном Колумбия. Землю для этого выкупили у частных владельцев в неплохом, казалось бы, месте, неподалёку от процветающего города Джеймстауна в низовьях широкой реки Потомак. Однако из-за близости реки некоторые участки оказались заболоченными и представляли явную опасность, как источники опасных болезней, малярии и жёлтой лихорадки. Армейские инженеры осушили болотистые участки и возвратили городу крупный кусок земли, который сейчас известен, как Потомакский парк.

Скидмор предложила для того, чтобы облагородить и улучшить восстановленные земли посадить здесь японские вишневые деревья. Она была достаточно известно, чтобы её предложение было услышано. Но... Правительственные чиновники, которые восхищались её репортажами из Японии, вежливо отвергли это предложение. Япония - это так далеко!

Однако Элиза Скидмор была упрямой женщиной и сдаваться не собиралась. В 1909 году произошла инаугурация 27-го президента США Уильяма Говарда Тафта. Элиза Скидмор обратилась со своим предложением к первой леди Хелен Тафт. Хелен Тафт имела сильный характер, обладала прогрессивными взглядами. К тому же, когда её муж был губернатором Филиппин, она также побывала на Дальнем Востоке и восхищалась элегантностью вишневых деревьев. Поэтому Хелен Тафт с готовностью согласилась содействовать проекту по разбиению в столице вишневого сада. Она считала, что это поможет не только украсить Вашингтон, но и изменить район Потомакского парка, который уже становился прибежищем бродяг и преступников всего в нескольких милях от Конгресса и Белого дома. В общем, женщина всегда поймёт женщину.

Вскоре, 27 марта 1912 года, прибыло 3000 вишневых деревьев, подарок мэра Токио. Хелен Тафт и жена японского посла, виконтесса Чинда, посадили первую сакуру в Вашингтоне. Сегодня десятки тысяч деревьев растут и в самом Вашингтоне, и в его окрестностях. Среди этой тысячи осталось только 150 деревьев, которые были первоначально посажены в 1912 году.

Подарок Вашингтону от Токио оказался взаимовыгодным. В 1981 году один из видов  сакуры был полностью уничтожен во время наводнения. Японские садовники приехали в Вашингтон и получили черенки именно этого сорта, тем самым восстановив его в родной стране.

Элиза Скидмор прожила достаточно долго, чтобы увидеть, как сакура, приводившая её в восхищение, расцветает на берегу Потомака, украшая её родной город и доставляя радость жителям города и его гостям.

За морем житьё не худо (Отчёт о поездке в США)

путешествие, США, ботаника, Вашингтон

Previous post Next post
Up