Незадолго перед отъездом из США я
ходил по сувенирным магазина, искал подарки из Америки для родных и любимых. Выбор сувениров был однообразен и не очень привлекателен. Среди прочего я обратил внимание на футболку с надписью «Я выжил в Нью-Йоркской подземке!». Посмотрел и понимающе улыбнулся: да, Нью-Йоркский subway - чудовище. Заблудиться здесь - пара пустяков. Выбрать правильный маршрут сложнее, чем пересчитать градусы Фаренгейта в градусы Цельсия.
Путеводная нить в большом городе
Московское метро. Картина 1970-х годов. Обратите внимание на то, какой простой была схема тогдашнего метро.
Хотя по своему опыту я знал, что метро - транспорт не только самый быстрый, самый удобный, но и самый простой для ориентирования в большом городе. В бытность свою московским студентом я сначала выучил схему московского метрополитена, а потом начал прикреплять к станциям метро разные городские объекты. Большой театр - площадь Свердлова, площадь Революции или проспект Маркса. Детский мир - Дзержинская. Институт стали и сплавов - Октябрьская. Боже ж ты мой, какие старинные советские названия!
И не я один так делал. У станций метро назначали свидания и деловые встречи. Хороший ориентир в большом городе, однако! Сообщая адрес гостям уточняли: это у станции метро «Профсоюзная». Снимая квартиру озабоченно спрашивали: «А до метро далеко ли?»
В скором времени московские адреса, наложенные на довольно простую схему городского метро, начинали соединяться между собой. И в путанице московских улиц уже не трудно было разобраться. Оказывалось, что от иного пункта А до пункта Б проще было не ехать на метро, а дойти пешком или же доехать поверху, на трамвае или на автобусе. Благодаря метро большой город обживался, становился своим.
Но московское метро - семечки по сравнению с нью-йоркской подземкой. Так же, как метро в Вашингтоне и в Сан-Франциско нельзя даже ровнять с адским ужасом нью-йоркских подземелий. В Нью-Йорке количество переходит в качество. 36 линий, 29 маршрутов, 472 станции, из них 32 пересадочных!
Да, чтобы ориентироваться в сабвее Нью-Йорка, следует учиться.
Я, конечно, на роль учителя не подхожу. Во-первых, элементарно не хватает практики. Во-вторых, несколько раз я терялся в нью-йоркском подземелье самым позорным образом. Например,
5 апреля 2024 года, когда решил сходить посмотреть на американский авианосец времён Второй мировой войны. Мужчинам ведь интересно любое оружие, а тут целый авианосец!
Subway, Lily Furedi, 1934 Картина из Смитсоновского музея искусств в Вашингтоне.
Жил я в восточной части Манхеттена, в Ист-энде. Причал, у которого стоял авианосец, находился на западе Манхеттена, в Вест-энде. Ширина острова Манхеттен всего 2 мили - не более 4 километров. Если идти пешком по одной из улиц, протянувшихся с востока на запад, можно было бы дойти менее, чем за час. Но я решил поехать на метро. И это решение было неправильным. Хотя я вышел за полтора часа до назначенного времени, я всё же опоздал. К тому же где-то в середине пришлось пересаживаться на автобус, и это было отдельное приключение.
Но если бы это была единственная ошибка! Нет, я то и дело, пользуясь сабвеем, приезжал не туда, куда собирался. В какой-то день я застрял на одной из станций в реальном ступоре. Чувствовал, что куда бы я не поехал, поеду неправильно и приеду непонятно куда. Очень неприятное чувство. Хочется плакать и звать на помощь. И ещё попробуй объясниться с людьми на ломанном английском языке!
Но не зря назвал Пушкин опыт «сыном ошибок трудных». Поэтому всё же кое-чем я поделиться смогу. Очень многие проблемы решаются, если понять, чем нью-йоркское метро отличается, например, от московского. Речь пойдёт о принципах транспортной сети, а не о внешнем убранстве станций. Об оформлении нью-йоркской подземки мы поговорим, так сказать, «на сладкое»
Как устроено метро в Москве?
Схема московского метро времён моей юности. Сейчас эта схема гораздо сложнее. Но принцип тот же.
Если посмотреть на схему московского метрополитена, можно увидеть, что его основой являются линии. Каждая линия - это железнодорожные пути, соединяющие несколько станций. Линии обозначаются на схеме разными цветами. Эти цвета стали стандартными. Красная линия - первая, «от Сокольников до парка», как когда-то пел Утёсов. Зелёная, синяя, оранжевая - тоже не меняли свой окрас, поэтому вместо длинного официального названия «Арбатско-Покровская линия» можно было сказать «синяя», и все понимали, о чём речь.
Линии метро могли быть радиальными, имеющими начало и конец, или замкнутыми (Кольцевая). Поезда движутся по линиям, останавливаясь на каждой станции. Названия станций так или иначе соответствуют некоторым городским объектам, чаще всего близлежащим улицам и площадям («Шаболовская»), но не только («Филёвский парк»). Названия станций обозначаются на стенах, на табличках и объявляются по радио. Если случайно пассажир проехал нужную ему станцию, чаще всего, можно выйти из вагона, перейти на противоположную платформу, сесть на поезд, идущий в противоположном направлении и вернуться до необходимой станции.
Переход с линии на линию осуществляется на пересадочных станциях. Чтобы попасть на другую линию, пассажир должен выйти на пересадочной станции, и, чаще всего, пройти по переходу на другую пересадочную станцию другой линии. Иногда обе пересадочные станции называются одинаково («Октябрьская» на кольцевой и на радиальной линии), иногда по-разному («Театральная» и «Охотный ряд»).
Таким образом, в Московском метро пассажир на начальной станции должен разработать свой маршрут, для чего найти, на какую конечную станцию он держит путь и где ему сделать пересадку. Можно даже оценить время поездки. Для этого посчитать количество станций, которое предстоит проехать, добавить количество переходов и результат умножить на 3 минуты.
А как это делается в Нью-Йорке?
Фрагмент карты Нью-Йоркской подземки. Станции, которые экспрессные поезда проходят без остновки, обозначаются чёрными точками. Станции, где экспрессные поезда останавливаются, обозначаются белым кружком.
Подземка Нью-Йорка является огромной транспортной сетью из 36 линий и 472 станций. Линии обозначаются различными цветами, и цвета эти так же, как в московском метро, закреплены за каждой линией. Направление движения поезда по линии, пролегающей по территории острова Манхэттен обозначается словами «Uptown» (на север Манхэттена) и «Downtown» (на юг Манхэттена).
Но главное отличие нью-йоркского сабвея от московского метро состоит в том, что при планировании движения здесь существенны не линии, а маршруты поездов, которых насчитывается 29. Это больше напоминает обычную железную дорогу. На начальной станции садимся на поезд, и если этот же поезд привезёт нас на конечную станцию, спокойно едем на нём, скажем, от Новосибирска до Москвы. Если же на конечную станцию наш поезд не идёт, ищем другой который доходит до станции назначения и на одной из пересадочных станций делаем пересадку. Вроде как по пути из Воронежа в Новосибирск приходится делать пересадку на Казанском вокзале в Москве, потому что прямой дороги Воронеж - Новосибирск нету.
Маршруты и линии между собой не связаны. Каждый из 29 маршрутов в своём движении от начальной до конечной станции может переходить с линии на линию. Например, на прилагаемой карте можно увидеть, как маршрут D проходит по нескольким линиям, например, по 8-й, 6-й и 4-й авеню. На картах, станциях и в вагонах этот маршрут обозначается оранжевым цветом, поскольку проходит по оранжевой линии 6-й авеню.
Маршруты нумеруются либо цифрами, либо буквами. Это - память о том, что когда-то подземку Нью-Йорка обслуживали две компании, которые нумеровали свои маршруты по-разному. Поскольку поезда каждой компании имели свою ширину, и соответственно, туннели были разного диаметра, разную нумерацию не стали приводить к общему единообразию.
На плакатах, развешанных над входом на станцию всегда указывается цвет линии и номер маршрута. Вход на станцию, работающую круглосуточно, обозначается зелёными шарами-фонарями, которые можно увидеть на следующем снимке.
Вход на станцию «Shepherd Avenue», где проходит синяя линия и маршруты А и С.
На самой станции над лестннцей, ведущей на платформу, всегда указывается цвет линии, номер линии и направление движения поездов мимо этой платформы. Информация же о самих маршрутах поездов указываются на плакатах, висящих уже внизу, на платформах над путями.
Цвет линий, направление движения (Uptown / Downtown) и номера маршрутов обозначаются на плакатах при входе на платформы
Но это ещё не всё!
Каждая линия имеет не два пути (туда и обратно), а четыре, по два в каждую сторону. По дальнему пути, который не подходит к платформе, поезда проходят без остановки на данной станции. Такие поезда называются экспрессными.
Поезда, которые делают остановку на каждой станции называются местными или локальными.
На картах-схемах метро станции, которые экспрессные поезда проходят без остновки, обозначаются чёрными точками. Станции, где экспрессные поезда останавливаются, обозначаются белым кружком. Естественно, что локальные поезда здесь тоже останавливаются. В этом случае на плакатах указывают платформы для экспрессных и для локальных поездов.
Название станции указывается на столбах и видно из каждого вагона. Слева - платформа принимающая поезда-экспрессы, справа - локальные (со всеми остановками)
Кроме того, на самой платформе на столбах, а иногда на стенах, указывается название станции.
Название станции указывается на столбах и видно из каждого вагона.
При прохождении поезда по Манэттену, кроме направления движения «Uptown» и «Downtown» добавляется ещё название района, куда он затем движется. Поэтому надо знать ещё и относительное расположение районов города, которые называются бОро (borough).
Вот как расположение районов Нью-Йорка выглядит в реальности, при взгляде на город сверху:
Районы (боро) Нью-Йорка. Нью-Джерси - это уже не район Нью-Йорка, а другой штат. Хотя находятся они рядом, через реку Гудзон.
А вот, как расположение районов Нью-Йорка выглядит на схеме. Staten Island никак не связан с поездами подземки Нью-Йорка и его можно не принимать во внимание, перемещаясь под землёй. Хоть какое-то облегчение!
Районы Нью-Йорка на схеме. Staten Island никак не связан с поездами подземки Нью-Йорка и его можно не принимать во внимание, перемещаясь под землёй. Хоть какое-то облегчение!
Например, поезд может идти вверх по Манхэттену («Uptown»), а потом в Бронкс, или на юг («Downtown»), а потом в Бруклин. Эта информация указывается на путевых плакатах.
На этом плакате вся необходимая информация. Это синяя линия, по которой идёт экспрессный маршрут А. Направление движения - вдоль 8 авеню, на юг Манхеттена, а потом в Бруклин.
На картинке для примера показан плакат, размещённый на станции над путями. Здесь указана вся необходимая для пассажира информация. Пассажир видит, что он находится на станции, расположенной на синей линии. Название станции можно посмотреть на ближайшем столбе или на стене. По данному пути идёт экспрессный маршрут А. Направление его движения - вдоль 8 авеню, на юг Манхеттена, а потом в Бруклин. Посложнее, чем в других метро, например, в московском или вашингтонском, но что поделаешь!
Поезд маршрута А. Номер маршрута высвечивается на первом вагоне, а также на боках вагонов.
Главное - считать всю информацию и правильно ею воспользоваться. Если пассажир ожидает прибытия поезда маршрута А, то его не удивит прибытие поезда, на первом вагоне которого будет высвечен номер А. Этот же номер будет дублироваться на боках других вагонов.
Итак, отправляясь в дальний путь по сабвею Нью-Йорка, следует искать не станции, которые находятся на той или другой линии, а маршруты, проходящие через нужные станции. Алгоритм действия при этом будет такой.
1. Посмотреть с какой станции начинать движение, понять, поезда каких маршрутов здесь проходят.
2. Прикинуть, до какой станции следует ехать и посмотреть, поезда каких маршрутов приходят на станцию назначения.
3. По схеме метрополитена или по соответствующему приложению определить станции пересадки с одного маршрута на другой.
Конечно, при этом нет простой формулы расчёта времени поездки. Но не беда! Существует несколько хороших приложений для мобильных телефонов, которые помогают странникам ориентироваться в пещерах нью-йоркского сабвея.
Всё понятно? Несмотря на это, поездка под землёй в Нью-Йорке - сложная задача для новичка. Не всем удаётся выбрать правильный поезд, идущий в нужном направлении («Uptown» или«Downtown»?), да ещё и выйти на нужной остановке.
Вход на станцию «33 Street», где проходит зелёная линия, и маршрут 6 идёт только в одну сторону, на юг Манхеттена. Вам нужно в другую сторону? Ищите где-то рядом, может быть на другой стороне улицы или на другом углу, станцию с тем же названием, но «Uptown only»
Эта ошибка тоже может стать причиной дополнительных проблем. В «нормальном» метро всё просто. Если зазевался, выходишь из вагона на следующей станции, переходишь на другую сторону платформы и возвращаешься назад. В Нью-Йорке всё осложняется тем, что поезда обратно идут не до той платформы, откуда пассажир отъезжал, а до другой, от которой к прежней станции ещё надо добраться по переходам. Иногда случается, что переходов нет. Тогда надо выходить на улицу и искать другой вход на станцию с тем же названием. Может статься, что северо-восточный и юго-западный вход на станцию с одним названием приведут совсем на разные платформы. Конечно, это дополнительная головная боль, но когда знаешь, что такое возможно, это не сбивает с панталыку. Можно, например, для успокоения души вспомнить, что в Москве на двух разных линиях существуют станции «Арбатская» и «Смоленская», между которыми нет никакого перехода, кроме как поверху.
Немного о красоте
Первая станция нью-йоркской подземки «City Hall»
Поэтому, может быть, и хорошо, что станции нью-йоркской подземки имеют весьма скромное убранство. Ничего не будет отвлекать новичка от главной задачи - поездки в поезде и выходе на нужной остановке. Чай не Москва!
Москвичи вполне заслужено гордятся тем, что их метрополитен самый красивый. Это, действительно, так. Особенно в «сталинской» его части. Толпы туристов водят на «Комсомольскую» или на «Маяковскую». Впрочем, не следует забывать, что до войны строительство подземных дворцов обильно финансировалось государством не только как транспортная инфраструктура, но и как объект пропаганды. Монументальной, что уж возражать. На станцию «Киевская»-кольцевая с её красивейшими мозаиками туристов тоже водят. Тамошние мозаики, демонстрирующие дружбу двух народов, особенно поражают своей лживостью в нынешнее весёлое время.
Да и количество станций московского метрополитена во времена так называемых, «архитектурных излишеств» измерялось максимум двумя десятками. Сейчас, когда в московском метрополитене количество станций превышает 263, их оформляют красиво, но менее помпезно. В нью-йоркском же сабвее с его 472 станциями не до украшательств. Невыгодно! Хотя кое-где стены украшены достаточно скромными мозаиками.
Впрочем, когда подземку в Нью-Йорке открыли в 1904, её первая станция «City Hall» была не только функциональна, но и по-настоящему красива. Через стеклянный потолок в подземелье проходили лучи света! Сейчас эта станция закрыта, но её можно проехать на поезде. Кроме того, сюда водят экскурсии.
Бар в вагоне Нью-Йоркского сабвея. 1930-е годы
В 1930-е годы дирекция Нью-Йоркского сабвея больше внимания уделяла не украшению стен на станциях, а наведению на станциях элементарного порядка, борьбе с хулиганами и вандалами, обновлению подвижного состава. Новые вагоны делали более вместительными, менее тряскими, снабжали кондиционерами и удобными сидениями.
Испытание нового вагона 28 марта 1939
В наше время огромный отстойник для вагонов нью-йоркского метрополитена находится на бывшем товарном дворе нью-йоркского порта. Когда-то сто лет назад здесь по многочисленным путям сновали паровозы и тащили в разные стороны грузовые вагоны.
Иной раз даже по городской улице! Сейчас здесь новый район «Хадсон ярд», но бывшие железнодорожные пути оставили. Пусть послужат ещё сто лет!
Вагоны метро в отстойнике в районе «Хадсон ярд»
За морем житьё не худо (Отчёт о поездке в США)