Только для смелых! Плавание в проливе Дрейка.

Nov 07, 2021 05:22





Антарктида на глобусе. Цифрами обозначены три попытки капитана Кука достичь континента Не гостеприимное местечко

Пролив Дрейка разделяет самую южную точку американского континента и Антарктиду. Он считается самым широким проливом в мире, более 820 километров. И по глубине это чемпион среди проливов. Здесь встречаются глубины свыше 5 километров.

Пролив Дрейка - очень неприятное место для мореплавателя. Здесь почти всегда холодно, ветрено и гуляют высокие волны. Причин тому несколько.

Во-первых, между 40° и 50° южной широты вокруг Антарктиды в направлении с востока на запад проходит мощное холодное течение. Течение это по-научному называется циркумполярным или, более поэтично, течением Западных Ветров. Поскольку на пути этого течения нет никаких крупных препятствий, оно движется с ускорением от более тёплых мест в районе Новой Зеландии к местам более холодным. И как раз в проливе Дрейка скорость циркумполярного течения максимальна, 14.5 километров в час. Её приходится преодолевать всем кораблям, идущим по проливу Дрейка из Атлантики в Тихий океан.

Во-вторых, не только ветры разгоняют течение, но и течение подгоняет ветер. В результате такого взаимного ускорения между 50° и 60° южной широты постоянно дуют сильные ветры, и сила шторма то и дело достигает десяти баллов по шкале Бофорта. Представьте себе, каково здесь было плавать под парусами в 17 - 19 веках! Недаром моряки прозвали эти широты «неистовыми пятидесятыми».

И, наконец, в-третьих, ещё одно обстоятельство, чтобы плавание в проливе Дрейка не казалось лёгким. Здесь реально можно натолкнуться на дрейфующие льды и даже на айсберги. Летом (которое в этих широтах продолжается с ноября до марта) айсберги можно увидеть даже в северной части пролива, у берегов Огненной Земли. А зимой замерзает вся южная часть пролива.

Именно эти сложности плавания в водах вокруг Антарктиды, не позволила Джеймсу Куку во время его второго кругосветного плавания 1772 - 1774 годов открыть ещё один континент в дополнение к уже открытой им Австралии. Открытие выпало на долю русской экспедиции Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева в феврале 1820 года.

В общем, пролив Дрейка - опасное место для плавания, а для небольшого парусного судна опасность повышается в разы. Хотя, конечно, пролив этот во многом замечателен. Циркумполярное течение во многом определяет погоду на планете. Кроме того, оно поднимает на поверхность воду из океанских глубин. Вода эта поглощает из атмосферы углекислый газ и вновь уходит на глубину. Таким образом, циркумполярное течение является одним из важных естественных механизмов, направленных на подавление глобального потепления. Модная сейчас тема!
Название пролива

Пролив назван по имени английского мореплавателя и пирата 16-го века, которого королева Елизавета I посвятила в рыцари 4 апреля 1581 года. Заметим, посвящение происходило на палубе пиратского корабля, только-только возвратившегося из разбойного рейда вдоль тихоокеанского побережья Америки. Там Френсис Дрейк разграбил города и порты, принадлежавшие Испании, совершенно не ожидавшие налёта врагов с этой стороны. Но Дрейк в 1578 году обогнул Американский континент с юга, и оказавшись в роли волка в овчарне, порезвился на славу.

В Тихий океан Дрейк попал, пройдя Магелланов пролив. Однако многие, видя на карте пролив, названный именем великого мореплавателя, считают, что Дрейк проплыл через него первым и назвал своим именем по праву первооткрывателя. Но зачем опытному капитану было гнать свой корабль на несколько сот миль южнее в холодные и, как мы уже знаем, негостеприимные воды?

Магелланов пролив, конечно, в нескольких местах узок и не слишком глубок. Поэтому современные крупные грузовые суда и идут вокруг южной оконечности Америки через пролив Дрейка. В Магеллановом проливе они попросту застрянут. Фрегат же Дрейка был небольшого водоизмещения. Так что узкий пролив был для него вполне проходим.

Первыми прошли через волны и штормы пролива Дрейка голландцы. Произошло это только спустя пятьдесят лет после плавания знаменитого англичанина. В 1615 - 1616 годах моряки из города Хорн, решились повторить маршрут Магеллана, чтобы добраться до Молуккских островов, захваченных уже Голландской Ост-Индской компанией. Молуккские острова называли ещё Островами Пряностей, там выращивали гвоздику и душистый перец, мировой спрос на которые был необычайно велик. Так что прорыв на Молукки сулил такое же богатство, как попадание в золотые копи. Голландская Ост-Индская компания бдительно охраняла свою монополию, и её корабли сторожили выход из Магелланова пролива в Тихий океан. Так что авантюристов из Хорна, выбери они изведанную дорогу непременно бы задержали соотечественники. Поэтому смельчакам пришлось идти в обход материка более южным, более длинным и опасным путём. 29 января 1616 года  они обогнули мыс, который назвали мысом Горн в честь родного города, а затем благополучно прошли бушующий пролив.

Имя же Френсиса Дрейка было присвоено этому проливу уже в двадцатом веке моряками, участниками британской антарктической экспедиции.
Что впереди?

После того, как был открыт для судоходства Панамский канал, пролив Дрейка опустел. Лишь крупнотоннажные грузовые суда и контейнеровозы решаются проходить его суровые воды. Да ещё военные корабли классом не меньше крейсера лихо режут высокие штормовые волны. Корабли, следующие в Антарктиду, также иногда прокладывают здесь свой путь.

Может показаться странным, но многие считают, что в недалёком будущем судоходство в этом негостеприимном проливе станет живее. Главные надежды у них на туризм в Антарктиду.

Не будем вспоминать времена Беллинсгаузена и Лазарева. Даже в наши дни попасть в Антарктику нелегко, а трудности проживания там делают освоение шестого континента нашей планеты по сложности вполне сравнимым с освоением космоса. Но если в наше время серьёзно говорят о начале космического туризма, то, по-видимому, и туризм в Антарктиду ожидает подъём. Даже сейчас в сторону Антарктиды стартуют ежегодно несколько десятков туристических круизов.



Карта Антарктики и 3 попытки Дж. Кука приблизиться к Южному континенту.
Не стоит этому удивляться. Круизы на кораблях ледового класса к Северному полюсу уже стали привычными. Их организуют многие туристические компании, и эти путешествия, несмотря на дороговизну, окупаются. Людям нравится романтика первооткрывателей, даже если трудности первооткрывательства максимально облегчены. Может быть, потому и нравится.
Что можно увидеть в Антарктиде?

Даже «перерыв» на пандемию не охладил интереса энтузиастов к посещению труднодоступных холодных краёв.

Сейчас могучие ледокольные корабли могут доставить туристов на Северный полюс, так сказать, на макушку Земного шара. Антарктида, конечно, край более суровый, чем Арктика. Поэтому вряд ли в ближайшее время туристов ожидает высадка на Южном полюсе. Но в окрестностях самой южной точки планеты посмотреть им будет на что.

Существует два направления маршрутов круизов в Антарктиду. К западной оконечности континента корабли направляются из Аргентины или из Чили. К восточной части Антарктиды туристы отправляются из Австралии.

Начальным пунктом путешествия в Антарктиду из Южной Америки чаще всего является самый южный город на Земле Ушуая, принадлежащий Аргентине. Городок этот сам по себе достоин внимания. Бывший когда-то местом ссылки для преступников, нынче он живёт от туристических доходов, и потому выглядит красивеньким и ухоженным. Среди развлечений - поездка на раритетном поезде, который тянет старинный паровоз, по самой южной в мире железной дороге. Эту поездку иногда называют «Железнодорожным путешествием на краю света».

Ушуая находится на берегу пролива Бигль. Пролив получил своё название в честь брига «Бигль», совершившего кругосветное путешествие в 1831 -1836 годах. Корабельным учёным на «Бигле» в том путешествии был Чарльз Дарвин. Благодаря ему этот корабль и остался в памяти потомков. А благодаря кораблю, прошедшему здесь 10 июня 1834 года, получил имя и пролив. Одной из здешних туристических достопримечательностей является самый южный в мире маяк, который тоже показывают туристам.



Мыс Ханна на о. Ливингстон (Южные Шетландские острова) вблизи Антарктиды, популярный среди туристов
Туристы, конечно, проплывают пролив Дрейка. Те, у кого нет морской болезни, любуются грозной красотой высоких волн. Те же, кто морской болезни подвержен, радуются, когда плавание происходит по более спокойным водам. Случается и такое!

Обычно круизы в Антарктиду включают высадку пассажиров на прибрежный лёд шестого континента, небольшой поход вглубь материка, плавание вдоль берегов и, иногда, посещение одной из научных станций. Кроме того, туристы посещают уникальные острова, расположенные в южных широтах. Это могут быть Южные Шетландские острова, где находится около десятка полярных станций. Кого-то везут на Фолклендские (Мальвинские) острова, единственное из постоянно населённых мест в приантарктическом регионе. На островах Южная Георгия когда-то останавливались китобои. Сейчас заброшенные китобойные базы восстановили, и они являются местной романтической достопримечательностью. На островах Короля Георга - множество пингвинов, и - диковинка в этих суровых краях - постоянный аэропорт.

Именно сюда из чилийского города Пунта-Аренас прилетают те, кто не боится трудностей и склонен к бóльшему риску. Здесь лихие туристы начинают совсем экстремальные туры к берегам Антарктиды на борту парусной яхты. Полная возможность представить себя на месте Джеймса Кука, а также Беллинсгаузена и Лазарева и совершить собственное открытие Антарктиды.

Статья опубликована на сайте Жизнь замечательных имён


Полезные ссылки:
  1. Кто же открыл Антарктиду?
  2. Как Антарктида стала общей?
  3. Мог ли Джеймс Кук открыть Антарктиду
  4. Вся власть пингвинам
  5. История официального дележа Антарктиды
  6. Пролив Дрейка -  самое штормовое место на планете
  7. Течение Западных ветров давит глобальное потепление
  8. Углекислый газ не виноват

ЖЗИ, Антарктида, пролив Дрейка, география

Previous post Next post
Up