Стали обходить Квадратный зал. Жервеза просила объяснить сюжет картины "Брак в Кане Галилейской". Как глупо, что не пишут содержание картины на раме! Купо остановился перед "Джокондой"; он находил, что она очень похожа на его тетку.
Э.Золя. Западня
![](http://i751.photobucket.com/albums/xx154/eponim2008/School%20of%20life/Louis_Beroud_-_Mona_Lisa_au_Louvre_1911.jpg)
Тем, кто едет в Париж и собирается посетить Лувр, я даю один полезный совет. К знаменитому музею надо попасть незадолго до открытия, войти туда в числе первых, но направиться не к началу осмотра, которое находится в крыле Ришелье (Richelieu). В Лувре никто не запрещает входить в музей и с противоположной стороны, через крыло Денон (Denon). Тогда быстро пройдя по еще пустому коридору, можно оказаться почти что наедине с «Моной Лизой », ради которой, собственно, в Лувр приходит 99 процентов туристов. Считайте, что в этом случае Вам повезло. Вы увидели именно знаменитую картину Леонардо, а не японских туристов, непрерывно фотографирующихся на ее фоне.
Минут через десять-пятнадцать, зал станет наполняться публикой. Тут же японцы начнут процесс фотографирования, а еще через полчаса воздух от обилия посетителей здесь ощутимо загустеет. Все, можно уходить к другим шедеврам, которых в Лувре немало. Один из них - прекрасная картина П.Веронезе «Свадьба в Кане галилейской ». До недавнего времени она находилась в одном зале с «Моной Лизой », и картину эту мало кто замечал, поскольку все взгляды устремлялись на прославленную «Джоконду ». Я бы сказал, черезмерно прославленную.
Здесь я становлюсь в позицию, очень удобную для побивания камнями. Или фразами типа той, которую приписывают Ф.Раневской: «Эта дама уже сама может выбирать, на кого ей производить впечатление». Но все же частокол восторженных эпитетов, окружающих этот экспонат Лувра, заставляет задуматься о несоразмерности всеобщих восторгов реальному впечатлению, производимому картиной Леонардо.
Картиной, без сомнения, гениальной. Это было признано еще при жизни художника в первую очередь его коллегами по живописному цеху (и соперниками в гонке за дорогими заказами). Рафаэль, например, позаимствовал для нескольких своих портретов и композицию картины Леонардо, и даже технику исполнения. Король Франциск I в полной мере оценил талант Леонардо, купив «Джоконду » за небывало высокую для того времени цену. По нынешним же временам стоимость картины не берутся оценить даже искусствоведы, заявляя, что она бесценна. По этой причине «Мона Лиза » - единственная в Лувре незастрахованная картина. Зато самая охраняемая.
![](http://i751.photobucket.com/albums/xx154/eponim2008/School%20of%20life/4587819470_ab5d6d42d5_o.jpg)
Впрочем, так было не всегда. В начале 20-го века, например, самым знаменитым экспонатом Лувра считалась Венера Милосская. Именно ее держали в качестве эталона красоты и тиражировали для широкой публики в виде маленьких, средних и больших статуэток. А «Мона Лиза » висела себе вместе с другими картинами итальянских и испанских художников на красной стене в так называемом «квадратном зале ». Сюда заходили посетители, но более всего этот зал приглянулся художникам-копиистам. Тем, кто делал копии знаменитых картин по заказам. Либо тем, кто желал научиться секретам живописи великих мастеров, копируя их работы.
Среди таких художников был и Луи Беру (Louis Beroud) (1852 - 1930), вполне успешный в те годы и не до конца забытый в наше время. Он часто бывал в залах Лувра, копировал картины по заказу и «для души». Рисовал он и художников-копиистов в окружении шедевров. А иногда «хулиганил», представляя, что случилось бы, если бы персонажи картин ожили.
Во вторник, 22 августа 1911 года, он пришел в «квадратный зал», чтобы сделать наброски для сатирической картины, одним из «участников» которой должна была стать «Мона Лиза», недавно застекленная для пущей сохранности. Л.Беру придумал забавный сюжет: парижский модник (а может быть, модница) поправляет прическу, глядя в картину Леонардо, как в зеркало.
Но на том месте, где недавно висела картина, зияла пустота. Л.Беру поинтересовался, где картина. «Вероятно, у фотографов» - ответили ему. Художник проявил настойчивость, и выяснилось, что у фотографов картины нет. «Мона Лиза» пропала! Похищена!
Поднялась паника. Музей закрыли. Полиция начала обыск огромного дворца. В конце концов, была установлена картина преступления. Неизвестный похититель зашел в музей в воскресенье, переночевал в одном из закоулков на первом этаже. В понедельник музей был закрыт для публики, но служащие работали. На похитителе был халат служащего. Поэтому он, не вызывая особого интереса окружающих, зашел в «квадратный зал», снял картину с крюков, вынес ее на одну из боковых лестниц, где освободил от рамы и от стекла, после чего под мышкой, даже не слишком таясь, вынес украденный шедевр из ворот и ушел по набережной. Помните фильм «Старики-разбойники»? Кража «Джоконды» произошла приблизительно так же, и даже еще более спокойно.
На стекле был обнаружен отпечаток большого пальца похитителя. Однако, ход следствия это не продвинуло. «Информационную поддержку» оказали журналисты. Известная парижская газета объявила награду в 40 тыс. франков наличными тому, кто принесет украденную картину в редакцию или 20 тыс. франков указавшему ее местонахождение. На изрядные деньги никто не польстился. Зато в редакцию пришло письмо. Автор письма выбрал себе псевдоним «Вор» и констатировал, что охрана в Лувре никудышная. «Вор» признавался, что сам похитил из музея несколько иберийских статуэток. «Я продал статуэтки парижскому художнику, моему другу. Он заплатил мне очень мало, всего 50 франков, которые я проиграл в ту же ночь» - признался он.
Как потом оказалось, автором этого письма был Жери Пьере (Gery Pieret), приятель поэта Гийома Аполлинера. Перье был авантюристом и искателем приключений на свою задницу, чем и привлек эксцентричного Аполлинера. Парижским же художником, упомянутым в письме, был Пабло Пикассо. Узнав о письме, Г.Аполлинер и П.Пикассо не на шутку струхнули. Попадать в полицию по обвинению в ограблении Лувра им, иммигрантам без французского гражданства, было никак нельзя. Купленные задешево артефакты были утоплены в Сене.
Что, впрочем, не спасло Г.Аполлинера от ареста. Желая выйти на след преступника, полиция «рыла носом землю». Кто-то донес, что поэт называл музеи кладбищем и призывал сжечь Лувр. Этого было достаточно для ареста по подозрению в краже «Моны Лизы». Г.Аполлинера выпустили только после заступничества нескольких известных писателей и журналистов.
«Искусство - в массы!» С таким девизом
из Лувра стибрили Мону Лизу.
По этому делу парижским копам,
перетряхнувшим зады Европы,
попался Гийом на блошином рынке.
И.Бродский «История двадцатого века»
Благодаря сенсационной краже «Джоконда» не сходила с первых страниц газет и газетенок в течение долгого времени. «Информационный шум» принес свои плоды. Количество посетителей «Лувра» после исчезновения бесценного шедевра возросло. Часто люди приходили только в «квадратный зал», чтобы поглядеть на место, где висела знаменитая картина.
![](http://i751.photobucket.com/albums/xx154/eponim2008/School%20of%20life/the-villian-vincenzo-peruggia-jerry-cooper.jpg)
А пресса не давала сенсации остыть. Поскольку преступника искали, но не находили, журналисты начали выдвигать гипотезы одну фантастичнее другой. Кражу картины приписывали немецким шпионам, которые сделали это, дабы унизить великую Францию… Картину вывезли в Америку и продали знаменитому мультимиллионеру Моргану… И все это обсуждалось и перемалывалось, тысячу раз проходя через людские уши и головы. И название картины в головах застревало. И рождалась мысль: действительно, великая картина, если вокруг нее столько шума.
Срабатывал также принцип, сформулированный великим Козьмой Прутковым: «Что имеем, не храним, потерявши, плачем». Те, кому посчастливилось увидеть «Джоконду», делились воспоминаниями о ней. Ценность утраты непрерывно росла. «Мона Лиза» медленно, но верно становилась в общественном сознании лучшей картиной Лувра! Лучшей картиной Франции! Лучшей работой Леонардо да Винчи! Ставки росли. Может быть, искусствоведы нашего времени безмерно печалились бы о потере самой лучшей картины в мире, если бы «Джоконда» не обнаружилась в декабре 1913 года!
При этом обошлось без погонь и перестрелок. Флорентийский торговец антиквариатом Альфредо Джери (Alfredo Geri) получил из Парижа письмо за подписью некоего Винченцо Леонарди. В письме предлагалось продать «Джоконду». Джери, приняв все это за шутку, пригласил автора в свою флорентийскую контору. 10 декабря 1913 года автор письма, худой тридцатилетний человек с усами, одетый в черный, не слишком новый костюм, явился к Джери и представился, как Леонарди. За украденную картину он попросил 500 тысяч франков, упирая, однако, на то, что как итальянец-патриот, он рад возвратить на родину произведение итальянского искусства, украденное французами во времена Наполеона. По-видимому, вор не знал о том, что «Мона Лиза» была честно куплена у автора французским королем Франциском I.
По словам похитителя, картина находилась в его гостиничном номере. Вместе с экспертом, директором галереи Уффици Джованни Поджи, антиквар пошел в гостиницу, где Леонарди достал картину из чемодана с двойным дном. Убедившись в подлинности картины, антиквар сообщил в полицию, и вора задержали вместе с «Моной Лизой». Его настоящее имя было Винченцо Перуджиа (Vincenzo Peruggia) (1881 - 1947). Живя в Париже он некоторое время работал в Лувре столяром и стекольщиком, но к моменту кражи в штате не состоял. Потому и подозрение на него не пало.
![](http://i751.photobucket.com/albums/xx154/eponim2008/School%20of%20life/ML-ACQUAMINERALE.jpg)
На суде Перуджиа утверждал, что кражу совершил, желая восстановить справедливость и вернуть итальянцам произведение великого итальянского художника. Поскольку суд проходил во Флоренции, а не в Париже, патриотические заявления свое дело сделали. Похититель отделался наказанием довольно мягким: один год и пятнадцать дней тюрьмы. По-видимому, у многих итальянцев «подвиг» Перуджио вызвал одобрение. По крайней мере, вскоре появилась минеральная вода (со слабительным действием), под названием «Джоконда», на которой кроме прославленной картины был изображен и хитрый мужчинка с усами, весьма похожий на «похитителя столетия»
Сама же «Мона Лиза» уже 20 декабря 1913 года возвратилась в Лувр. И возвратилась настолько известной, что плоды этой известности туристам приходится пожинать и поныне. Вряд ли сейчас можно по-настоящему разглядеть великое творение Леонардо без маленьких хитростей, о которых я написал в начале статьи.
Много ли тут увидишь? В зале Лувра, в котором находится знаменитая картина
Статья опубликована на сайте
Школа жизни
Полезные ссылки:
- Подробности кражи картины Леонардо да Винчи.
- И еще одна статья на ту же тему.
- Сайт, посвященный "Моне Лизе" и только ей!
- Дм. Мережковский. Мона Лиза Джоконда.
- Г.Козлов. Мона Лиза - путь звезды
- "Джоконда" на сайте Лувра (англ.)
- Да и вообще, сколько можно серьезничать, говоря о "Джоконде"?
- Как Г.Аполлинера и П.Пикассо чуть не обвинили в краже "Моны Лизы"
- Лувр снизу вверх. Среди легенд Лувра - кража "Моны Лизы"
- "Монну Лизу" не хотят выставлять во Флоренции.
- В итальянском фильме "Человек, который украл Джоконду" герой совершает кражу во имя любви. (ит.)
- Снят также документальный фильм о Винченцо Перуджиа, "Исчезнувшая картина"