Памятник Мигелю Сервантесу в Мадриде на площади Испании
В каждой стране - свои праздники. Факт известный и факт понятный. Иной раз одно и то же событие отмечают по-разному в разных странах, делая упор на различные стороны этого события. Что тоже вполне понятно. Для кого-то история легла оптимистическим орлом, а для кого-то - не вызывающей радости решкой-решёткой.
Ярчайший, пожалуй, пример - день открытия
Америки Колумбом, годовщину которого отмечают
12 октября. Это событие, происшедшее в 1492 году, без всякого преувеличения стало во всемирной истории важнейшей вехой. Для европейцев открылся новый мир, который на первый взгляд был сказочно богатым. Особенно, если сравнивать с Европой, обделённой, казалось бы, всеми ресурсами, кроме человеческого.
Но именно этот ресурс был пущен в дело. И именно он сотворил чудо. Смелые, хищные и наглые мужчины ринулись во вновь открытый мир. Они сами для себя придумали страну Эльдорадо, где вожделенного золота было немереное количество, и ринулись на поиски и завоевание этой страны. Их жестокое упрямство и немеряная смелость совершили чудо. Огромный континент, простирающийся чуть ли не от полюса до полюса, захватила банда, состоящая из пятисот человек, не более!
И это при том, что новая земля была густо населена. На её просторах в это время жили миллионы местных жителей. Колумб, нимало не сомневаясь, назвал их индийцами, поскольку считал, что он приплыл в Индию. Во многие языки это до сих пор вносит неясности. Например, по-английски, и жители Индии, и коренные обитатели Америки называются одинаково, «indians». Вот и разберись!
В русском языке, однако, изменив всего одну букву, получили возможность различать между Чингачгуком Большим Змеем и Махатмой Ганди. Индийцы отделились от индейцев. Заметим, что такое разделение смыслов произошло не так уж и давно. Вот ведь ещё Пушкин в начале 1820-х годов, описывая суету Макарьевской ярмарки в Нижнем Новгороде, замечает:
Сюда жемчуг привез индеец
Нет сомнений, что при этом поэт имеел в виду купца из Индии, а не обитателя заокеанских дальних стран.
Можно сказать, что завоевание Америки европейцами сорвало интересный природный эксперимент. Америка до вторжения испанцев была единственным местом на Земле, где человеку, чтобы выжить, не требовалось выкладывать все силы и работать на износ.
Альдонса Лоренцо, скульптура у памятника Сервантеса в Мадриде. Скульптор Federico Coullaut-Valera (1912-1989)
Людей было относительно немного, а естественных ресурсов - огромное количество. Охотники, выходя на охоту, были уверены, что принесут добычу. Сельское хозяйство основывалось на кукурузе, которая давала урожай 20 к 1. То есть из одного посеянного зерна вырастало 20! Казалось бы, райские условия. Но в результате относительно сытой жизни индейская цивилизация зашла в тупик. Колесо там не изобрели. Тяжести таскали на себе или на домашних оленях-ламах. А уж ценность человека в государствах Америке была значительно ниже, чем даже в перенаселенной Азии. В американских индейских империях процветали кровавые ритуалы, а также изрядная бестолковость в общественном устройстве.
Окажись у индейцев побольше времени для развития, наверное, этот тупик был бы преодолён. Кто знает, что было бы, окажись радиус Земного шара чуток побольше, а Атлантический океан немного шире?
Однако, истории не ведомо сослагательное наклонение. Получилось то, что получилось. Испанцы смогли разорить и ограбить и империю инков в нынешнем Перу, и империю майя в нынешней Мексике. Коренных жителей поработили и под страхом смерти крестили. Так во многих южноамериканских странах появилось очень своеобразное население: потомки индейцев, говорящие по-испански и верующие в Христа (правда, с местными и весьма языческими особенностями). А если добавить, что предприимчивые работорговцы начали привозить ко вновь открытым берегам чёрных рабов из Африки, здесь образовался удивительно своеобразный генетический коктейль. Залог будущего успеха новых наций. А может быть, их будущего провала.
В любом случае, в США, в Испании и в странах Латинской Америки одно и то же событие, день открытия нового континента, отмечают совсем по-разному.
В США этот день назван днём Колумба и отмечается во второй понедельник октября как национальный праздник. День открытия своего континента американцы отмечают различными торжественными церемониями. Над государственными учреждениями поднимаются флаги США.
Дульсинея Тобосская, статуя у памятника Сервантесу в Мадриде. Скульптор Federico Coullaut-Valera (1912-1989)
Впрочем, в последние годы не всё так торжественно. Многочисленные организации индейцев и афроамериканцев демонстрируют своё несогласие с официальной радостью. Им, потомкам коренных жителей континента, потерявшим родные просторы, или потомкам привезенных в неведомые страны рабов, что праздновать-то?
В Испании день 12 октября тоже праздничный и нерабочий. Этот праздник называется днём испанской нации (Fiesta Nacional de España). У него есть и другое название, «День Испанидад» (Día de la Hispanidad), то есть, день сообщества испаноязычных стран. Испанцам есть что праздновать, есть чему радоваться. Они завоевали почти всю Южную Америку, которая по этой причине называется также и Латинской Америкой. В этот праздник стараются вспоминать о приобщении коренного населения Америки к европейской культуре, которое произошло благодаря все тому же испанскому завоеванию. При этом жестокое уничтожение индейцев конкистадорами остаётся как бы за скобками. Довод довольно известный тем, кто жил на просторах Советского Союза. Официальные пропагандисты излагали идею о том, что народы Средней Азии и Сибири благодаря российскому завоеванию приобщились к мировой культуре.
Лучшим символом подобного понимания истории видится памятник Мигелю Сервантесу в центре испанской столицы. На памятнике нашлось место не только самому писателю. Здесь же представлены герои романа, ставшего основой испанского литературного языка. Куда же без Дон-Кихота, Санчо Пансы? А рядышком с ними - статуя крестьянки Альдонсы, которую воображение дона, свихнувшегося на рыцарских романах, превратило в благородную госпожу Дульсинею из Тобоссо. Интересно, что представлены обе женщины: и реальная крестьянка, и воображаемая прекрасная дама.
У подножия памятника - фонтан Испанидад. Он, в соответствии с названием, украшен гербами всех испаноязычных стран. Но самую интересную сцену можно увидеть на вершине колонны, у подножья которой которой сидит сам писатель Сервантес. Здесь - глобус, вокруг которого собрались и индейцы, и филиппинцы, и испанец в латах. Они все дружно читают «Дон-Кихота», чем и приобщаются к культуре. Идиллия, да и только!
А вот многие страны Латинской Америки не желают воспринимать день открытия континента Христофором Колумбом, ни по-американски, ни по-испански. В большинстве этих стран, где население, как было уже сказано, является потомками порабощённых индейцев, в этот день поминают как раз коренное население, претерпевшее страдания во время испанского завоевания. В огромной стране Аргентине, которая является самой большой из испаноязычных стран региона, второй понедельник октября отмечается не как день Колумба и не как день общности испаноязычных стран, а как День расы (Día de la Raza). Такое название праздника подчёркивает, что он учрежден в честь коренных народов, живших на территории страны. Аргентинский день расы фиксирует внимание не на культуре пришельцев и колонизаторов, а на собственной культуре индейцев, которые жили в этих местах и на её последующее развитие, получившее мировую известность благодаря латиноамериканской литературе.
Читатели, очарованные прозой латиноамериканских писателей, согласятся с тем, что на континенте выросла очень своеобразная и очень симпатичная культура, сказочная, переполненная различными местными поверьями, довольно слабо связанными с христианством. И обращающаяся к миру на испанском языке. Так всё же, Vive la Hispanidad?
Статья опубликована на сайте
Жизнь замечательных имён
Полезные ссылки:
- Одно событие - три праздника
- Почему Дон-Кихот - Ламанчский?