Как открывалась знаменитая Третьяковка?

Aug 15, 2016 21:00




Знакомясь с новым городом, турист всегда составляет себе программу-минимум: что обязательно надо посетить. Как говорят по-английски, must see. Не ошибусь, если скажу, что для тех, кто впервые приезжает в Москву, один из объектов, обязательных к посещению - Третьяковская галерея.

Третьяковская галерея - одна из крупнейших картинных галерей в мире, и, вероятно, самая крупная коллекция картин русского и советского изобразительного искусства.

Москвичи нежно называют галерею «Третьяковкой». А официальное ее название - Государственная Третьяковская галерея. Не галерея имени Третьякова, а Третьяковская.  Тем самым подчеркивается основополагающая роль в создании галереи Павла Михайловича Третьякова (1832 - 1898), московского купца и мецената.

Третьяков и его брат Сергей были успешными купцами и заводчиками. Основой их деловой активности была торговля льном. В Костроме они построили льнопрядильную фабрику, а затем в Подмосковье - бумагопрядильные фабрики (производство хлопчатобумажных тканей). В середине 19-го века главной отраслью производства и в мире, и в России была текстильная промышленность. На предприятиях этого «хайтека» 19 века, принадлежавших братьям Третьяковым, трудилось около 5 тысяч человек.  Дело братьев Третьяковых было в высшей степени прибыльным. Достаточно сказать, что после смерти Павла Михайловича его состояние оценивалось в 3.8 миллиона рублей.

Свою коллекцию Павел Михайлович Третьяков начал собирать в 1850-х годах. Что сыграло главную роль? Любовь ли к искусству, европейская ли мода на собирание коллекций, начавшаяся распространяться тогда и в России, желание ли сделать известным творчество русских художников? Скорее всего, и то, и другое, и третье.

Третьяков интересовался живописью. Он покупал рисунки, гравюры, картины зарубежных художников. Но определиться с направлением своего коллекционирования Третьяков пока еще не мог. Не вполне понимал он и какова цель создания коллекции. Вполне возможно, что мысль о собирании произведений русских художников посетила Павла Михайловича в 1856 году, когда он познакомился с коллекцией чиновника Прянишникова. В коллекции этой были только полотна русских художников, всего около 150 картин. В коллекции Прянишникова среди картин довольно посредственных, были сокровища. Например, портреты Кипренского, картина Федотова «Сватовство майора». Коллекция Прянишникова Третьякову понравилась. Он задумал ее купить, но в те годы для него стоила она неподъемно дорого, 70 тысяч рублей. Проще самому собрать такую коллекцию, даже еще лучшую.

И Третьяков загорается этой задачей. При этом уже в самом начале своей деятельности он осознавал, что в конце концов передаст свою коллекцию родному городу, Москве. Еще в 1860 году, то есть задолго до смерти коллекционер составил завещание, в котором было написано, что главное его желание - создать общественное и общедоступное хранилище изящных искусства, которое бы приносило многим людям пользу, и всем - удовольствие.

В 1856 г. Павел Михайлович покупает две жанровые картины, «Искушение» Шильдера и «Финляндские контрабандисты» Худякова. Эти две картины заложили основу будущего собрания произведений русского искусства.

Дальше пошел «взаимно обогащающий процесс». Третьяков, не будучи специалистом-искусствоведом и не слишком разбираясь в живописи, начинает посещать художественные выставки и приобретать на этих выставках картины. Одновременно, он прислушивается к словам и мнениям критиков и художников, критически их оценивает и вырабатывает свой собственный вкус.


С другой стороны, Павел Третьяков, начав покупать картины, становится известным среди русских художников, как возможный крупный заказчик. Следовательно, он сам, его вкусы, его выбор, начинают влиять на то, что делают художники, на выбор ими тем для картин и на технику исполнения. Многие из картин в собрании Третьякова были написаны по его заказу. Например, картина Ф.А.Бронникова «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу», которая впоследствии стала любимой картиной жены мецената, Веры Николаевны Третьяковой. Так что, думается, вклад Третьякова в формирование русской живописи не ограничивался только  созданием Третьяковки.

То здание в Лаврушинском переулке, которое стало основой его знаменитой галереи, Третьяков построил в 1874 году. А в 1881 году галерея была открыта для посещения публикой. Этот год и следует считать годом открытия галереи.

В 1892 году Павел Михайлович передал всю коллекцию и здание галереи в собственность Московской городской думы. Это был грандиозный подарок. Москва ответила на него тем, что присвоила Павлу Третьякову звание Почетного гражданина. Саму галерею стали называть «Городской художественной галереей Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». В 1893 году П.М.Третьяков был избран действительным членом Петербургской Академии художеств.

По-видимому, деяние П.М.Третьякова было замечено не только академиками-художниками. В апреле 1895 года Николай II издал указ об открытии в Санкт-Петербурге крупнейшего музея русского искусства (нынешний Русский музей). Надо думать, что еще живого Павла Михайловича подобная конкуренция только обрадовала.

П.М.Третьяков скончался в декабре 1898 года. Вероятно, он был удовлетворен результатами своей жизни. Его трудами и заботами в Москве, в России, появилось значительное и авторитетное собрание русской живописи и скульптуры. Имя П.М.Третьякова оказалось накрепко связанным с любимым городом и с культурой его родины.

Опубликовано на сайте Топавтор

Полезные ссылки:
  1. Кто открыл миру русскую живопись?
  2. Государственная Третьяковская галерея в Википедии
  3. Третьяков и цель его жизни
  4. Хорошая статья о П.М.Третьяков
  5. История человека и мецената
  6. Павел Третьяков. Человек и галерея

ЖЗИ, живопись, Москва, П.Третьяков, эпоним, топавтор, интересные факты, искусство

Previous post Next post
Up