Кто такой Александр Астрюк?

Jul 30, 2016 16:28



По всеобщему мнению французских деятелей искусств Александр Астрюк (Alexandre Astruc; 1923-2016) был человеком духовно свободным, изменчивым, уверенным в себе и тонко чувствующим. Своими идеями и своей деятельностью он внес большой вклад в решение важных вопросов 20-го века. Астрюк был кинорежиссером, и кино было для него не только работой, но и образом жизни.

Впрочем, французам свойственно говорить много красивых слов и переоценивать вклад своей нации в мировую культуру.

Астрюк родился в Париже, в 1923 году. В юности он увлекался математикой и готовился к поступлению в знаменитую Политехническую школу. Однако, увлекшись литературой и искусством, пошел в университет, где получил филологическое и юридическое образование. Тогда же он начал писать и с 20 лет публиковался в различных журналах и газетах.

Те, кто умеют считать, определят - это было во время Второй мировой войны. Франция и Париж оккупированы. На Эйфелевой башне - нацистский флаг. Между тем жизнь продолжается, в том числе и культурная. Немного голодная жизнь, но вполне себе веселая.  Нет, нам трудно понять, что во время всемирной бойни можно дружить с экзистенциалистами и спорить с ними, сидя в кафе в квартале Сен-Жермен-де-Пре.

В 1945 году Астрюк решает заниматься кино. В одном из интервью он признавался, что в кино влюбился в 1938 году, посмотрев фильм «Набережная туманов»

Но прежде, чем включиться в процесс кинопроизводства, Александр Астрюк пишет несколько статей, в которых делает обзор кинофильмов, появляющихся после войны в начале 1950-х годов, в том числе голливудских фильмов, советских фильмов, фильмов итальянского неореолизма и даже первых появившихся во Франции японских фильмов. Тогда же, в 1948 году, он публикует в журнале  «L'Écran français» («Французский экран») программную статью о рождении нового авангардного стиля в возрождающемся после войны французском кино. Этот стиль Астрюк назвал «камера-стило» («la caméra-stylo».  По мнению Астрюка, кино превратилось в язык, на котором режиссер может выражать свои мысли, как абстрактные, так и очень конкретные, подобно тому, как это делают литераторы. И как у литераторов, у каждого режиссера может быть свой стиль. Одновременно А.Астрюк участвовал в основании киноклуба «Объектив-49».


Начиная с 1948 года Астрюк снял несколько короткометражных экспериментальных кинолент «Туда и обратно» (1948), «Улисс, или дурные встречи» (1949).

В 1953 году  Александр Астрюк снял свой первый фильм для «большого» кино. Это был короткий (44 минуты) фильм «Багряный занавес».  Этот фильм удостоился приза Каннского фестиваля. Александр Астрюк становится известным.

Следующие фильмы Александра Астрюка - экранизации известных литературных произведений «Жизнь» (1958 год; по роману Ги  де Мопассана) , «Воспитание чувств»  (1962 год; по роману Гюстава Флобера), «Колодец и маятник» (1964 год; по рассказу Эдгара По).

В 1967 году выходит на экран фильм «Долгий  марш» («La Longue Marche») о временах французского Сопротивления 1944 года. В 1967 году Астрюк снимает несколько драм для телевидения по романам Бальзака.

В 1968 году А.Астрюк снял совместно с Югославской киностудией фильм о партизанской войне в Югославии  «Пламя над Адриатикой». Фильм в прокате провалился.  После этой неудачи А.Астрюк вернулся к тому, с чего он начинал: к литературе и к журналистике и литературе. Он также продолжал работать на телевидении и снимать телефильмы.

В 1994 году А.Астрюк получил премию Французской академии за вклад в кинематограф имени Рене Клера.

Скончался Александр Астрюк 19 мая 2016 года.

Опубликовано на сайте Топавтор

Полезные ссылки:
  1. Le cinéaste et écrivain Alexandre Astruc est mort
  2. Александр Астрюк в Википедии

люди, топавтор, кино, биографии, Франция

Previous post Next post
Up