Китайцы загрузили работой умиравшую было почту и развратили мир.
Чего только не предлагают китайские Интернет-магазины! И по каким бросовым ценам! При взгляде на эти цены рука сама тянется к кошельку и к кредитной карточке. И мы покупаем.
А зачем?
А затем, что любая покупка для нас - это не только обмен денег на необходимый товар, но и множество сопровождающих этот обмен чувств. И чаще всего, покупая очередную цацку, мы думаем не о пользе, которую от этой цацки получим, а стремимся в очередной раз насладиться пряным ароматом чувств, сопровождающих очередную покупку.
С одной стороны, это хорошо. Значит, прошли те времена, когда у нас денег было мало, и главную роль при покупке играла цена и качество покупаемого товара. А иногда (в условиях вечного дефицита) срабатывало просто название вещи. «Там, в универмаге, женские сапоги выбросили!» Ни цвет, ни фасон, ни производитель, а иногда даже и размер особого значения не имели. Главное было - приобрести дефицитный товар.
Слава Богу, дефицита сейчас нет. Но мелкие крючочки, которые заставляют нас покупать то, что нам не нужно, остались. И мы на эти крючочки то и дело попадаемся.
Что это за «крючочки»?
Ну, во-первых, потрясающе низкая цена. Один мой знакомый рассказал сослуживице о дне всеобщих распродаж 11.11, проводимом в китайских Интернет-магазинах. Рассказал, и решил продемонстрировать праздник скидок. Зашел на сайт, «завис» на каком-то классном мобильном телефончике, поглядел на цену и... купил. При том, что в его кармане лежал вполне приличный мобильник, который он, будучи в трезвом рассудке и здравой памяти, не собирался менять еще несколько лет. Но трезвый рассудок и здравая память куда-то улетучились, когда он посчитал, что сможет сэкономить 70 процентов! О том, что за низкую цену, обычно, приходится расплачиваться и низким качеством, он тогда не подумал.
Второй «крючок» как раз противоположного свойства. Это свойство формулируется старинной русской поговоркой «Дорого да мило», внедряющей в наше сознание прямую связь между ценой и качеством. Высокая цена воспринимается как гарантия высокого же качества. Более того, она создает впечатление «элитарности» покупаемого товара. А к элите хочется принадлежать всем. Из желания принадлежать к «избранным» мы попадаемся и на следующий «крючок».
Третий «крючок» состоит в том, что мы зачастую покупаем не более или менее полезный товар, а статусную вещь. Тем самым, меняя свои деньги на исполнение мечты или на самоутверждение. Тут на первом месте - покупки автомобилей. «Мини-Купер» или «Юндай» вполне могут удовлетворить 99 процентов потребностей в поездках. Но желание показать, какой ты могучий перец, заставляет мужчину покупать статусную и дорогую «тачку». Только потом, уже расставшись с деньгами, он иногда вздохнет, подумав о том, что три четверти уплаченной когда-то суммы были уплачены зря.
Целые отрасли промышленности заняты производством статусных и ненужных, как правило, вещей: дорогущих механических часов, перьевых ручек и чернил к ним, ламповых радиоприемников и проигрывателей для виниловых пластинок, женских платьев, от стоимости которых волосы встают дыбом и которые надеваются всего один раз, по случаю. Лет пятнадцать - двадцать назад таким же статусным и очень дорогим предметом был мобильный телефон. Чаще всего покупали этот «кирпич» (в те годы мобильник, в самом деле, напоминал по размерам кирпич) не для ведения разговоров, а для того, чтобы продемонстрировать принадлежность к кругам, решающим судьбы человечества. Никак не меньше!
Самоутверждению способствует не только качество, но иногда и большое количество покупаемых товаров, совсем даже не статусных. Приятно ощущать себя богатым и могучим, катя к кассе заполненную с верхом товарную тележку в супермаркете! Да еще - для полного торжества - оформив потом доставку всей этой кучи домой. Что поделаешь, шопинг иногда излечивает плохое настроение и временную депрессию. А за лекарства не жалко заплатить.
Именно этот «крючок» закладывают в рекламу хитрые маркетологи. Реклама рассказывает не о реальных параметрах покупаемого товара, а о том, как после покупки изменится к лучшему жизнь покупателя. Ты купил роскошный автомобиль? Значит, рядом с тобой скоро появится роскошная женщина. Ты купила новую косметику? Мужчины будут пялиться на тебя и послушно следовать за тобой по пятам. Ваша семья купила новый дом? И вот уже во дворе этого дома бегают милые карапузы.
Перечисленные уловки следует держать в уме, чтобы не позволить себе слишком «разгуляться по буфету» и не накупить множество лишних и ненужных вещей. Реализовать которые будет просто невозможно, даже если эти вещи еще ни разу не использовались. За это тоже следует сказать отдельное спасибо китайцам, наводнившим потребительский рынок дешевыми товарами.
Опубликовано на сайте
ТопавторПолезные ссылки: