Пожалуй, самое лучшее время для посещения Израиля - осень. Небо еще ясное, но уже не слишком жарко. Мозги, так сказать, не плавятся. Однако и сезон зимних дождей еще не наступил. В общем, осенью самое время ходить, гулять и глазеть на жизнь, построенную по совсем другим лекалам.
«Других лекал» в Израиле много. Даже календарь здесь отличается от того, к которому привыкло «все прогрессивное человечество». И построен еврейский календарь по иному принципу, чем европейский, и названия месяцев в нем необычные. Глагол времен, металла звон: элул, тишрей, хешван. И праздники в израильском календаре совсем другие. Все они, за исключением Дня независимости, имеют тысячелетнюю историю.
Вот и осенний праздник Суккот не является исключением. Его празднование - память о сорокалетнем скитании евреев по пустыне после выхода народа из Египта. Во время этого похода евреи жили в шатрах. Шатер - жилище временное, переносное и не очень приспособленное для постоянного в нем проживания.
В праздник Суккот согласно еврейской традиции следует проводить время в жилище, еще менее приспособленном для постоянного проживания, в шалаше. Шалаш этот на иврите называется «сукка». (Ударение на последнем слоге.) На церковно-славянском языке шалаш называется «кущами». Поэтому в синодальном переводе Библии праздник Суккот называется «праздником кущей».
Как уже было сказано, Суккот - праздник осенний. Празднуют его в конце сентября - начале октября. В 2016 году праздничная неделя начинается 16 октября.
Праздник Суккот связан также с окончанием сбора урожая. Заповедь все семь дней этого праздника жить, есть и спать в наспех построенном шалаше - напоминание о тех временах, когда земля была главной кормилицей. В осенние дни следовало поскорее собрать в закрома урожай. Поэтому во время полевых работ люди старались не тратить времени на возвращение домой. Возводили в поле легкий шалаш, в нем и жили.
В детстве почти все мы строили шалаши. Так что кажется, построить сукку - дело не хитрое. Однако существуют довольно строгие правила возведения этого временного жилья.
Во-первых, у сукки должно быть, по крайней мере, три стены. Материал для стен может быть любым. Подходит даже натянутое полотно.
Во-вторых, сукка должна находиться под открытым небом. У сукки не должно быть надежной крыши. Покрывают шалаш ветками или соломой. Это позволяет днем укрываться под такой кровлей от солнца. Ночью же через крышу сукки должны быть видны звезды. Суккот - начало сезона дождей. Так вот крыша шалаша не должна быть слишком плотной, чтобы капли дождя проникали вовнутрь этого временного жилья. Поэтому сукку нельзя ставить ни под навесом, ни под раскидистым деревом.
В-третьих, сукка - это не просто шалаш, это - место празднования. Поэтому сукку украшают разными способами. На стенах закрепляют рисунки. Чаще всего эти рисунки делают дети. Но иногда украшением служат сами полотняные стены сукки. На них наносят рисунки. Чаще всего на этих рисунках изображают Храм или эмблемы праотцов. Внутри развешивают гирлянды из бумаги и цветные лампочки. Базары, на которых продают украшения для сукки, странным образом напоминают аналогичные базары, на которых в Европе и в Америке продают украшения для рождественских елок.
В Израиле рядом с евреями проживают самаритяне. Они тоже празднуют Суккот, и в честь этого праздника тоже ставят сукку и украшают ее. Самаритяне украшают сукку очень красиво, убирая ее свежесобранными плодами и разноцветными гирляндами. Правда, в отличие от евреев, они ставят праздничный шалаш в доме, под крышей.
Одна из особенностей проектирования многоквартирных домов в Израиле связана с правилами построения кошерной, правильной, сукки. Выше уже было сказано, что над крышей праздничной сукки следует быть хотя бы небольшому кусочку открытого неба. Поэтому балконы в многоквартирных домах строят особым образом: не в один ряд один над другим, а с небольшим сдвигом. Или нижние балконы делают шире верхних. Все это позволяет жильцам построить сукку на своем балконе, не нарушая правил, и наслаждаться праздником, не выходя из своей квартиры. Бродя по Иерусалиму в дни праздника Суккот, стоит обратить внимание и на эту особенность архитектуры Святого Города.
Возможность отпраздновать праздник надо дать всем. Праздничные шалаши ставят рядом с гостиницами и на тротуарах возле кафе, закусочных и ресторанов. Это делают для того, чтобы позоволить всем желающим исполнить заповедь: принимать пищу в сукке. В многоквартирных домах во дворах для этого строят сукки, которыми могут воспользоваться все жители дома. Каждый может спуститься во двор и устроить трапезу в общей сукке. При этом в сукку не запрещается приходить и другим соседям. Всем гостям рады в праздничном шалаше.
Вообще Суккот - это самый гостеприимный среди всех еврейских праздников. В сукке не только можно, но и должно принимать любого прохожего, как желанного гостя. Есть красивый обычай, возникший давно, еще в 16-м веке. Этот обычай называется словом из арамейского языка, «ушпизин», что означает «гости». По поверью в каждый из семи дней продолжающегося праздника любую сукку посещают незримо библейские персонажи. Это Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, Моисей, Аарон и Давид. Символы этих семи праотцов и их имена, как уже было сказано, часто изображают на полотняных стенах праздничных шалашей.
Кстати, в Израиле был снят очень трогательный фильм, который так и называется, «Ушпизин». Пересказывать его содержание не стоит. Но отыскать его в Интернете и посмотреть очень рекомендуется. С пониманием проблем не будет, потому что этот фильм дублирован на русский язык. А вот новый взгляд на страну, на проблемы израильского общества, которые, в конце концов, оказываются проблемами общечеловеческими, этот фильм дает.
Суккот известен еще тем, что в дни этого праздника во времена правления царя Соломона был освящен Первый Иерусалимский Храм (I Ц. 8). Храм этот был местом, в котором обитал Бог-Творец. Будучи священным местом для евреев, он не был закрыт и для других народов. Пока Храм стоял на Храмовой горе, к нему стекались паломники из Святой Земли и из окрестных стран. Особенно поток паломников усиливался в дни праздника Суккот.
С обычаем совершать в дни Суккота паломническое путешествие в Иерусалим связана одна замечательная современная традиция, которая называется «Иерусалимский марш». В один из дней праздничной недели по улицам города проходят паломники из самых разных стран мира, которые исповедуют различные религии, но в соответствии с тем, что написано в одном из псалмов, «просят мира Иерусалиму». Иерусалимский марш - зрелище красочное, зрелище радостное, одно из тех событий, которое стоит не только понаблюдать, но и поучаствовать в нем.
Статья опубликована на сайте
Школа жизниПолезные ссылки:
- Что такое сукка в Википедии
- Праздник гостеприимства Суккот.