Ф.М.Достоевский (статья о нем "
Кто такой Федор Михайлович Достоевский?" опубликована 14.03.2014) однажды сказал: «Красота спасет мир». Фраза красивая, но не мироспасительная.
Красота сама по себе, а спасение мира - само по себе. И не связаны они между собой никак.
Иной раз адские силы так красивы, что не удержишься - эстетически насладишься совершенным их видом. Как в фильме Копполы «Апокалипсис сегодня». Красивые американские вертолеты красиво летят под красивую музыку Вагнера, под знаменитый и грозный «Полет валькирии», чтобы красивым ракетным выстрелом смести с лица земли вьетнамскую деревушку.
Немецкий кинорежиссер Лени Рифеншталь (Leni Riefenstahl) (1902 - 2003) - режиссер, классик кино. Студенты, изучающие кинорежиссуру, в обязательном порядке смотрят ее фильмы «Триумф воли» и «Олимпия», мастерски снятые и до сих пор производящие впечатление на зрителя. Несмотря на то, что эти фильмы эстетизируют нацистский режим. Впрочем, за свои симпатии к нацизму Лени Рифеншталь свое получила. Несколько лет судебных преследований и пожизненный остракизм за то, что она благодаря своему несомненному таланту превратила нацистскую пропаганду в настоящую красоту. Которая должна была спасти мир, во что верили многие, в том числе, и она сама.
Хелена Берта Амалия Рифеншталь родилась в состоятельной буржуазной семье. Она выбрала своей дорогой искусство и в 1923 году впервые выступила на театральной сцене и с танцевальными номерами. Ее женское обаяние помогало сценическим талантам и умениям. Мужчинам она нравилась. Она их очаровывала. И, в общем-то, легко меняла партнеров.
Но после травмы ноги карьера танцовщицы стала невозможной. Рифеншталь встретилась с режиссером художественного кино Арнольдом Фанком и начала сниматься в его кинофильмах, посвященных приключениям альпинистов. С 1927 по 1931 год она снялась в 4 художественных фильмах об альпинистах и приключениях в горах. Однажды на съемочной площадке ей пришлось взять в руки кинокамеру, и Лени Рифеншталь нашла свое призвание. Она должна быть режиссером!
В 1932 году молодой режиссер Лени Рифеншталь представила публике свой первый фильм «Голубой свет», в котором она, к тому же, снималась в главной роли. На Венецианском кинофестивале 1932 года фильм получил золотую медаль.
В феврале того же, 1932 года, призошла первая встреча Лени Рифеншталь с Гитлером. Она услышала его выступление в берлинском Дворце спорта. Фюрер очаровал ее. В мае 1932 года Рифеншталь написала Гитлеру письмо, и спустя несколько недель они встретились. Повторная встреча с Гитлером и Геббельсом состоялась в мае 1933 года. На этой встрече Лени Рифеншталь получила первый заказ от нацистской партии - снять фильм о пятом съезде партии, который должен был проходить в Нюрнберге. Фильм назывался «Победа веры». Его премьера состоялась 1 декабря1933 года. Этот фильм стал для режиссера Рифеншталь пробной работой и своеобразной претензией на будущее.
Претензия оказалась услышанной. В 1934 году Лени Рифеншталь получила заказ на съёмки фильма «Триумф воли», о следующем съезде национал-социалистической партии НСДАП, который партийные пропагандисты называли «съездом единства и силы». Съемки фильма финансировались из партийной кассы. За неделю в Нюрнберге, пока проходил съезд, с 4 по 10 сентября, было снято материала на несколько сотен часов. 30 кинокамер позволяли вести съемку каждого события одновременно с нескольких точек. Их даже поднимали в небо на дирижабле.
С помощью мастерского монтажа был сделан фильм продолжительностью 114 минут. Вместо хроникального репортажа получился фактически художественный фильм, главную роль в котором исполнял Гитлер. Зрители чувствовали это, даже если фюрер отсутствовал на экране. Заданные в начале фильма ритм и движение (главные инструменты киноискусства) не прерывались ни на секунду, «затягивая» зрителя, создавая эффект личного присутствия на партийном съезде.
Премьера фильма «Триумф воли» состоялась 28 марта 1935 года. На премьере присутствовал Гитлер и нацистская партийная верхушка. За этот фильм Лени Рифеншталь получила множество наград, в том числе и международных.
9 декабря 1935 года Лени Рифеншталь получила заказ на фильм об Олимпийских играх, которые должны были состояться в Берлине летом 1936 года. В работе над фильмом участвовали известные немецкие кинооператоры. В ходе съемок применялись новаторские кинотехнические приёмы. Съемки велись на земле (в том числе, со специальной операторской тележки, которая двигалась параллельно беговым дорожкам), под водой, с верхних точек стадиона, то есть, можно сказать, с воздуха. В съёмочной группе было 170 человек. Монтаж фильма длился почти два года. Премьера фильма состоялась 20 апреля 1938 года. И снова успех, снова награды, немецкие и международные. Общий пафос фильма создавал образ сильной и красивой, национально единой и национально чистой Германии. Задание партии было выполнено! При этом Рифеншталь не затушевывала успехи спортсменов из других стран, и даже победы чернокожих американских атлетов, столь не понравившиеся Гитлеру, не обошла молчанием.
Однако, политика потеснила эстетику. В Германии начались еврейские погромы. Показ «Олимпии» в Соединённых Штатах Америки и в Великобритании не состоялся. Но мастерство режиссера никто не оспаривал. Уже после войны, в 1956 году, фильм «Олимпия» был признан голливудским жюри одним из десяти лучших фильмов мирового кино. Многие спортивные фильмы и репортажи делались и делаются по «выкройкам» «Олимпии».
Красота в очередной раз не спасла мир. Германия развязала войну. Чем для страны закончилась эта война, известно. С середины 1945 года до 1952 года Лени Рифеншталь проходила процесс денацификации. Среди прочего ей предъявлялись обвинения в том, что на съемки одного из своих фильмов во время Второй мировой войны она привлекала цыган из концентрационного лагеря. Лени Рифеншталь была оправдана за отсутствием улик. Однако ее признали «сочувствующей нацизму» или - замечательный советский термин - «попутчиком». В 1948 году фильм «Олимпия» стал лауреатом Золотой медали Международного олимпийского комитета.
Новые кинопроекты, которые Лени Рифеншталь рассчитывала запустить в производство, не реализовались, и Лени Рифеншталь нашла для себя новую нишу. Она увлеклась фотографией и с апреля 1956 года начала совершать экспедиции в Африку. Ей в это время было уже 53 года, но она оставалась женщиной энергичной и обаятельной. В Африке она прожила несколько лет, снимая жизнь и обычаи нубийских племен, живших в серединной части Судана. Результатом трудов стал фотоальбом «Последние нубийцы», фотографии в котором были настолько красивы и откровенно сексуальны, что это вызвало упреки многих критиков. Рифеншталь, певицу арийского мифа, объявили в возрождении нацисткой идеологии за фотографии людей, которые согласно гитлеровской «расовой теории» относились к классу «недочеловеков». Она возражала, что снимает красивые тела, потому что они красивы и привлекают ее сильнее, чем уродство. Красота спасет мир?
Многих женщин интересует вопрос о том, как сохранить молодость и притягательность несмотря на возраст. Об этом, например, хорошая статья
«Как сохранить молодость тела после 30 лет?», опубликованная 02.11.2014. По-видимому, в этом деле важны не только физические упражнения и оздоровительно-косметические процедуры, но и характер, то есть, качество врожденное. По-видимому, Лени Рифеншталь была наделена этим качеством сверх всякого предела. В возрасте 68 лет она сошлась с 28-летним кинооператором Хорстом Кеттнером. Их совместная жизнь продолжалась еще 38 лет. Значит был в этой даме запал, по мощности сравнимый с ядерной бомбой!
И снова неутомимые поиски красоты. В 72 года она получила удостоверение аквалангиста и с 1976 по 2000 год совершила 2 тысячи погружений, снимая вместе с Хорстом Кеттнером фильм «Подводный мир» и множество фотографий для книги «Коралловые сады». Для Лени Рифеншталь красота формы была всегда важнее, чем содержание, которое это форма передавала. Нацизм в его попытке достигнуть всеобщего счастья (в пределах одной нации и под властью одного фюрера) она видела таким же привлекательным, как черные и коричневые тела нубийцев, длинные половые члены их мужчин и большие груди их женщин. И не менее привлекательными виделись ей подводные коралловые сады и их безмолвные обитатели. Тем более, что в те коралловые рифы на Мальдивах, где снимали свои фильмы и фотографии Хорст Кеттнер и Лени Рифеншталь, акулы не заплывали.
А вот нубийцам повезло меньше. Разразившаяся война в Судане фактически извела под корень небольшое племя, в котором когда-то снимала свой фотоальбом Лени Рифеншталь. В 2000-м году она убедилась в этом, посетив Судан. Красота в очередной раз не спасла мир. Даже такой маленький, как мир нубийцев племени Кау.
Лени Рифеншталь скончалась 8 сентября 2003 года, через две недели после того, как отпраздновала свой 101-й день рождения. Спутник её жизни, кинооператор Хорст Кеттнер, которому исполнился уже 61 год, был у ее постели до самого конца.
У Л.Рифеншталь не было детей. Может быть в этом и состоит судьба привлекательных женщин? Пролететь красивой кометой по небу жизни, никого своей красотой не спасти и не согреть. И исчезнуть без следа.
Опубликовано на сайте
ТопавторПолезные ссылки:
- Лени Рифеншталь триумф воли и мистический фашизм
- Лени Рифеншталь: нацистский гламур
- Лени Рифеншталь, человек-легенда
- 110 лет Лени Рифеншталь
- Сексуальная бабушка Лени Рифеншталь
- Л.Млечин - Сердце изо льда
- Лени Рифеншталь
- Одри Салкельд. Лени Рифеншталь
- Лени Рифеншталь. Мемуары