Венеция - великолепный город. Даже с блестящим
Парижем не сравнимый. Потому что в Париже нет Лагуны. Не найти там такого водного пространства. А значит, и гондол там тоже нет.
Гондола - она типичная дочь Венецианской лагуны. Проворная, стройная лодка чёрного цвета, скользит по каналам, пробирается между зданиями, ныряет по мосты. Прокатиться на гондоле - удовольствие дороговатое, но множество туристов заглатывает этот блестящий крючок: хочется немного почувствовать себя венецианцем.
Певучее слово «гондола», возможно, происходит от итальянского слова «dondolare» (раскачиваться), а возможно от греческого названия коротких лодок, «kondura». Строго говоря, ударение следует ставить на первый слог слова, но в этом случае оно бы плохо рифмовалось. Вот своевольные поэты, дабы воспеть Венецию, и сместили ударение на один слог к концу.
В 1920-е годы слово «гондола» стало также и техническим термином. На аэропланах так называли место установки двигателя, которое затем закрывалось металлическим обтекателем, а у стратостатов - герметичную кабину для экипажа.
Гондола - лодка традиционная. Как всякий предмет, изготовление которого связано с традицией, венецианские лодки изготавливаются неспешно. Гондолу собирают из 280 деревянных деталей, которые изготавливают из 8 различных пород дерева. Раньше одну лодку делали за год, теперь - за несколько месяцев. Поэтому стоимость гондолы высока - около 40 тысяч евро.
Гондола - это асимметричная лодка длиной около 11 метров, левая сторона у которой шире, чем правая. Асимметрия упрощает управление лодкой, а управляется она с помощью всего лишь одного длинного весла. Весло вставляется в фигурную уключину, форма которой также освящена традицией и которая называется фóркола (fórcola). Форкола для гондолы, как ключ для автомобиля. В конце дня гондольер ставит свою лодку на прикол, вытаскивает форколу из соответствующего отверстия в корпусе гондолы и забирает с собой.
Гондола - лодка достаточно длинная, однако она имеет плоское дно и у неё нет киля. Это делает её чрезвычайно вёрткой при плавании по нешироким городским каналам. В воду погружена только небольшая часть корпуса, а нос и корма приподняты над водой. Поэтому гондола может легко маневрировать, едва ли не разворачиваясь на месте. При этом гондольер должен мастерски держать равновесие, чтобы не свалиться с кормы в воду. При движении по узким венецианским каналам, когда нельзя увидеть за поворотом встречную лодку, гондольер обозначает своё присутствие характерным криком «оэ!», и крик этот тоже стал одним из признаков Венеции, необычного города на воде.
У деревянной гондолы только две большие металлические части - это железное покрытие кормы и носа. Главное назначение этих металлических деталей - защита от ударов. Корму защищает fero di poppa. (Теперь строгие бабушки могут объяснить хулиганистым внучатам происхождение не совсем красивого русского слова: poppa по-итальянски - это корма)
И если на железную обивку кормы мало кто обращает внимание, то железное украшение носа венецианской гондолы, fero da próva, у всех на виду. Не заметить такую красоту невозможно. Характерная «зубастая» форма носа гондолы, шесть зубьев, обращённые вперёд - это шесть больших островов-районов Венеции (которые потому и называются «сестиери»). Один зуб носа гондолы обращён назад. Это символ большого острова Джудекка, защищающего город с юга. Верхушка наконечника, как считается, копирует форму шляпы венецианского дожа, а дугообразный выступ на нём - мост Риальто. Таким образом весь нос гондолы - это символ Большого канала. Если приглядеться, между большими зубцами, которые отображают районирование Венеции, можно увидеть три маленьких фигурных зубца. Это символы островов Мурано,
Бурано и Торчелло, которые находятся в Лагуне, но на некотором отдалении от центральной части города. Добраться на эти острова на гондоле-плоскодонке затруднительно, почти невозможно. Такое отдаление, в том числе, и транспортное, исторически способствовало изоляции островов, где венецианское правительство селило «секретных специалистов», в первую очередь, стеклодувов и зеркальщиков. Затеряться в кварталах Венеции представлялось возможным, на островах же каждый человек был под присмотром.
Как уже было сказано, гондола - лодка традиционная. А поэтому кажется, что она неизменной пришла к нам из глубины веков. Это, конечно, не так. Форма городских лодок в Венеции изменялась с течением времени. На картинах, изображающих венецианскую жизнь в 15 - 16 веках, можно увидеть совсем другие суда. Они были более короткими, более широкими, а главное, не асимметричными. Плоские нос и корма не поднимались над водой так высоко, как теперь. Никакого украшения на носу не было, только строго функциональная обивка железным листом. Уключины (форколы) тоже были очень простыми. В общем, лодка была как лодка. Этому баркасу ещё предстояло получить высокое имя венецианской гондолы.
В 17-м веке гондолы стали всё чаще использоваться для представительских поездок. Тогда-то их вид начал приближаться к нынешнему, каноническому. Длина лодки увеличилась, железные носы взметнулись вверх и стали более украшением, чем функциональной деталью. Корма и нос поднимаются над поверхностью воды, становятся наклонными. Красиво? Красиво! Но не удобно. Поэтому на корме появляется отдельная плоская площадка для гондольера - упор-то ему нужен. Форкола тоже забыла свое простое уключное происхождение и стала изогнутой и, можно сказать, ветвистой. Но здесь всё-таки большую роль играла функциональность. Такая форма улучшала управление лодкой, гондола могла теперь проходить по самым узким городским каналам. Длина гондолы окончательно установилась: 11 метров.
Свой благородный чёрный цвет гондолы приобрели в 17-м веке после нескольких указов Венецианского Сената, направленных на борьбу с излишней пышностью убранства. Обычные городские лодки начали золотить и обивать дорогими тканями! Стыд и позор! Скромность, господа, спасёт наш город, только скромность!
Оказалось, что градоначальники ошибались. В 18-м веке экономическое значение Венеции падало, зато всё гуще становился романтический флёр вокруг города. Сюда приезжали уже не зарабатывать деньги, а тратить их. Соответственно, гондолы становятся романтическим городским транспортом. И вновь появляются весёленькие украшения, золочение, бархатные сидения и тенты, делающие поездку более интимной и комфортной. Гондольеры также приобретают романтический вид. Сила рук и знание городской географии по-прежнему в цене, но входит в моду красивый голос и умение исполнять местные сладкие венецианские песни, da batèlo. Именно тогда гондолы становятся асимметричными: гондольер как бы отделялся от пассажиров. Кучер ушёл на свой облучок.
Венеция создана, как необычный город на воде, Венеция создана, чтобы любоваться ею с воды. Поэтому гондола стала одним из неотъемлемых символов Венеции. Попробуйте представить этот город без гондол. Правда, чего-то важного не хватает?
Статья опубликована на сайте
Школа жизниПолезные ссылки:
- Венецианская гондола
- Что такое гондола?
- Венецианская гондола в деталях. Первоисточник:
- Гондола-гондола
- История гондолы (ит.)