Кого называли "научным генералом"? - Вэнневар Буш

Apr 25, 2014 00:02


В 2001 году в городе Екатеринбурге произвели реконструкцию здания железнодорожного вокзала. Среди прочего, потолки в залах были украшены фресками с изображением "этапов большого пути" истории Урала.  Одна из этих фресок вызвала небольшой информационный шорох в прессе, а особенно, в Интернете.

На фреске, помеченной 1960 годом, изображены два события. Первое: создание Белоярской АЭС, а более обобщенно, создание советской атомной промышленности. Второе событие - уничтожение американского самолета-шпиона, управлявшегося летчиком Ф.Г.Пауэрсом. Его сбили зенитной ракетой над Свердловском 1 мая 1960 года. Оба этих события некоторым образом взаимосвязаны. Пауэрс летел на разведку советских атомных объектов, "упрятанных" в уральской тайге.

Упомянутый же информационный шорох возник из-за того, что на этой фреске был изображен Л.П.Берия, казненный 50 лет назад как "враг народа" и с тех пор прочно закрашенный черной краской. Для изничтожения памяти о нем была даже проведена операция, достойная произведений Дж.Оруэлла. К тому времени уже вышел 5-й том Большой советской энциклопедии, в котором была помещена хвалебная статья про Лаврентия Павловича на две страницы и его портрет  в маршальской форме и со звездой Героя Советского Союза. После ареста и расстрела Героя редакция энциклопедии разослала всем подписчикам специальное письмо, в котором просила прежние страницы вырезать аккуратно бритвой или ножницами, а на их место вклеить прилагавшиеся новые, с большой статьей про Берингов пролив. Требование прислать в редакцию вырезанные страницы как бы обеспечивало контроль исполнения. Однако, многие этот почти приказ не выполнили, портрет и статья остались на прежнем месте. Разбаловались людишки!

Л.П.Берия, долгое время бывший главой советского карательного ведомства, по странному стечению обстоятельств оказался главным организатором советской же науки, причем самых ударных ее направлений, связанных с созданием ядерного и термоядерного оружия, а также космических ракет-носителей этого оружия. Уже этим он выделяется среди прочих монструозных руководителей сталинской эпохи, которые были мастерами все разваливать, но совсем не создавать.

С другой стороны Лаврентий Павлович белым и пушистым никогда не был. Превратить кого-то в лагерную пыль он мог не задумавшись. Все руководимые им научные светила прекрасно это понимали. Разве что П.Л.Капица сопротивлялся. Высказывание одного из героев романа Д.Гранина "Иду на грозу": "Я трудов Берия по физике не читал, так же как и он моих. Правда по разным причинам" едва ли не один к одному списано со слов Петра Леонидовича.

Но без всякого сомнения, маршал Берия был человек в общем-то неординарный, и руководил вверенными ему отраслями советской науки эффективно, хотя довольно своеобразно. Своеобразность этого стиля руководства становится особенно примечательной при сравнении его со стилем руководства американской наукой в те же годы, во время Второй мировой войны. Это руководство осуществлял тогда человек не менее замечательный и неординарный, Вэнневар Буш (Vannevar Bush) (1890 - 1974).

Вэнневар Буш был не только одним из самых успешных организаторов американской науки, но также выдающимся ученым и виртуозным инженером.

В 1913 году по окончании колледжа он пришел на работу компанию «General Electric». C 1923 года В.Буш - профессор Массачусетского Технологического Института. Первая его научная  специальность - изучение переходных процессов, которые возникали в электрических линиях и цепях при передаче электроэнергии. Среди учеников профессора В.Буша был Клод Шеннон, основатель теории информации.


Переходные процессы в электрических цепях описывались сложными дифференциальными уравнениями и системами дифференциальных уравнений. Сейчас подобные непростые математические задачи решаются с помощью компьютерных программ. Но в 1930-м году компьютеров еще не было. Вэнневар Буш придумал для решения подобных задач  аналоговую вычислительную машину. Это был набор стандартных электронных блоков, соединяя входы и выходы которых можно было легко собирать электронные схемы, позволявшие интегрировать самые разнообразные дифференциальные уравнения.

В мои студенческие годы  мне пришлось изучать курс аналоговых вычислительных машин. Курс этот был и полезным, и запоминающимся. Особенно запоминались лабораторные занятия, на которых каждый студент не раз и не два получал ощутимый удар током, когда неосторожно хватался за провода, подключенные к выходу работающей машины.

Точность подобных вычислительных устройств составляла 3-4 значащих цифры, что сравнимо с точностью логарифмической линейки. Намечая, что следует сделать для того, чтобы вычисления стали более точными, В.Буш пришел к выводу, что следующим шагом должно быть цифровое программируемое вычислительное устройство. Интересно, что таким же путем, от схем электроснабжения к аналоговым вычислительным устройствам, а от них - к цифровым вычислительным машинам, прошел изобретатель первой советской ЭВМ Сергей Алексеевич Лебедев (1902 - 1974). Сам же Вэнневар Буш к созданию вычислительной техники больше не возвращался. Потому что начался его крутой подъем по административной лестнице.

В 1932 году В.Буш становится вице-президентом Массачусетского технологического института. В 1938 году его избирают президентом института Карнеги. Эта организация, находившаяся в Вашингтоне,  была основана мультимиллионером-филантропом Э.Карнеги в 1902 году. Ее целью было финансирование научных исследований. Так В.Буш стал главным «кормильцем» науки в США.

Когда США вступили во  Вторую мировую войну, Вэнневар Буш стал председателем Государственного комитета оборонных исследований при президенте США, председателем Комитета по военной политике и советником президента США по научным вопросам. У него «под крылом» находился  проект, который из соображений секретности назвали «Манхеттен». Это был проект по созданию атомной бомбы. Вэнневар Буш был не только руководителем этого проекта, но и главным поставщиком кадров него. Немаловажное умение для руководителя - быстрое и правильное решение кадровых вопросов. В.Буш этим умением обладал в полной мере. Он обладал замечательным чутьем на людей и к тому же лично знал многих американских ученых-физиков.

В апреле 1944 года журнал «Time» поместил на обложке портрет Вэнневара Буша и статью о нем. В статье ученого назвали «генералом от физики». Маршальских званий в американской армии в заводе не было, а то журналисты могли бы смело назвать В.Буша даже «маршалом». Его заслуги трудно было переоценить.

В 1944 году,  президент Рузвельт задумался над тем, как следует организовать науку после окончания войны и попросил В.Буша дать рекомендации по этому поводу. Обстоятельная докладная записка В.Буша под названием «Наука. Бесконечный фронт»  попала в руки уже следующему президенту США, Г.Трумэну.

Под командованием товарища Берии находилась одна из лучших разведок мира. Учитывая это, докладная записка В.Буша вполне могла бы попасть со стола президента Трумэна на его стол в кабинете на Лубянке. Интересно, где бы поставил свои отметки в этом докладе Лаврентий Павлович, которому тоже пришлось поруководить наукой, и не менее успешно.

В.Буш писал в этой записке, что «...государственные интересы в области науки и образования могут быть наилучшим образом достигнуты созданием Национального фонда науки». Пожалуй, советский научный маршал не сразу бы понял: к чему какие-то фонды-шмонды? Вся казна Страны Советов к твоим услугам - черпай! На оборону, как известно, советский народ и товарищ Сталин денег никогда не жалели. А другая наука нам не нужна - правда?

На каких принципах, по мнению В.Буша, следовало организовывать финансирование научных исследований?

Во-первых, правительству следовало поддерживать фундаментальные исследования. Исследования, которые производят промышленные компании, не могут считаться фундаментальными, поскольку они ориентированы на реализацию узко поставленных задач, результат которых хорошо предсказуем.

Абсолютно неправильно! - подумал бы товарищ Берия и поставил бы на полях жирный минус. - Ученым только волю дай, они сто лет будут бездельничать, бабочек препарировать. Нет, деньги мы, как настоящие большевики, должны давать тем, кто быстро и качественно сделает для нас то, что нужно нам.

Во-вторых, финансировать следовало конкретных ученых, а не организации или проекты. Свое отношение к этому вопросу В.Буш выразил афористично: «Дайте людям деньги и свободу, и они вернутся к вам с чем-то полезным».

"Пхе!" - подумал бы товарищ Берия, вновь проставляя минус на полях. - "Зачем так сложно: и свободу ему, и деньги. Мы его лучше сначала посадим, а потом в шарашку направим. Пусть старается, свою вину перед советской властью исправляет. И дешевле обойдется: дополнительная пайка масла и две ложки сахара к утреннему чаю. Да, еще разрешить иностранные журналы читать, да всякие глупости между собой болтать. Пусть болтают, мне не жалко! Самое главное - атомную бомбу они мне сделали. И еще какую-то водородную обещают."

В-третьих, деньги ни в коем случае не следовало выделять секретным или закрытым организациям, и наибольшее предпочтение предлагалось давать самым открытым научным организациям - университетам.

Тут уж товарищ Берия двойной минус на полях поставил. "Совсем неправильно пишет этот господин, как его, Вэнневар Буш. Как так - открытым научным организациям? Они же все секреты капиталистам разболтают!"

Наконец, В.Буш предлагал финансировать наиболее перспективных исследователей, а особенно студентов, которые решили посвятить себя науке.

«Сегодня все понимают, что авторами всех замечательных изобретений являются яркие индивидуальности, но при этом редко задумываются о том, что для них нужно создавать соответствующие условия».

"Соответствующие условия создаем" - товарищ Берия окинул бы мысленным взором цепь секретных научных городков, постороенных в стране от Байкала до Киева. Городки были, как за границей. Чистые улицы, двухэтажные коттеджи, построенные немецкими пленными, снабжение лучшими продуктами без всяких карточек. Коммунизм, да и только! И все под надежной охраной. И, довольный, поставил бы на полях крупную птичку.

Здесь мы, пожалуй, оставим маршала Л.П.Берию поразмышлять о столь различных  путях развития науки в Советском Союзе и в Соединенных Штатах, и вернемся еще раз к Вэнневару Бушу. К одной его идее, которая во время публикации, в 1945 году, казалась многим интересной, а лет через 20 - смешной. Но прошло еще 10 лет, и эта идея оказалась пророческой. С тех пор на нее часто ссылаются, когда говорят о гиперссылках, и в первую очередь, о гиперссылках в Интернете.

В 1945 году, в журнале «The Atlantic Monthly» В.Буш опубликовал статью под названием «Как мы можем мыслить» («As We May Think»). В этой статье В.Буш заметил, что хотя целью науки является классификация, люди мыслят не логически и не дедуктивно (от общего к частному), а ассоциативно, по аналогии, и индуктивно (от частного к общему).

Для активизации научного творчества В.Буш придумал устройство, которое он сам назвал "мемекс" (то есть, «memory extender», «расширитель памяти»).

Мемекс по замыслу В.Буша должен был быть большим столом, оборудованным проекторами микрофильмов и c доступом к огромной, в перспективе, всемирной фильмотеке. Микрофильмы должны стать единственным носителем информации. На них следовало перенести содержимое всех имеющихся в мире книг и все имеющиеся в мире изображения. Более того, любой исследователь мог сделать свой микрофильм, фотографируя все, что касается, например, проводимого эксперимента. Для этого он мог пользоваться специальным миниатюрным фотоаппаратом, закрепленным у него на лбу. (Привет, дон Румата Эсторский!) Такого фотоаппарата тогда не было, но В.Буш не сомневался в том, что создать его технически возможно. Если бы он знал, что всего через 60 лет куда более качественная камера будет вмонтирована в каждый мобильный телефонный аппарат, и что сфотографировать все, что угодно можно будет без всякого труда!

А вот дальше начинается самое главное. Исследователь мог снабжать микрофильмы метками. Как это сделать, Буш знал. Еще до войны он запатентовал устройство для создания меток на микрофильмах, которое позволяло быстро промотать микрофильм до нужной метки. Сделанные метки позволяли связывать между собой самые различные кадры, относящиеся, возможно, к самым различным отраслям знаний. Переход по одинаковым меткам от одного меченого кадра микрофильма к другому (может быть, находящемуся совсем на другом микрофильме) фиксировал бы ход мысли ученого в виде ассоциативной цепочки, то есть в виде, привычном для человеческого сознания.

Замените кадры микрофильмов Web-страничками, а метки Интернет-ссылками, и перед Вами - современная всемирная паутина, WWW, множество Web-страниц, содержащих самую разнообразную текстовую и графическую информацию и связанных между собой гиперссылками

Статья опубликована на сайте Школа жизни
Полезные ссылки:
  1. Ванневар Буш - царь науки
  2. Потолочная роспись Екатеринбургского вокзала
  3. В.Корнев. Атомное наследие Сталина
  4. Еще раз о фреске на потолке вокзала
  5. Лаврентий Палыч на Транссибе
  6. Исторические загадки на фресках ж/д вокзала
  7. Лаврентий Берия. Ликвидация

    image Click to view

P.S. А вот тут симпатичная фотография с первомайской демонстрации 2014 года. Любит народ товарища Берию!

интернет, Л.Берия, США, книга об Интернете, В.Буш, школа жизни

Previous post Next post
Up