Кто разрушил самый большой средневековый город Европы?

Sep 24, 2009 10:35

Cтолицей прекрасной Франции всегда был прекрасный Париж. Однако, французские короли старались держаться подальше от этого замечательного города. Сперва они селились в замках Луары, а позже обжили Версаль, небольшой городишко, построенный среди лугов и полей на месте королевского охотничьего домика.  Вполне возможно, что из такого далёка Париж,  действительно, выглядел прекрасным.

В реальности же он таким не был. А был он тесным, беспорядочно застроенным, грязным и дурно пахнущим городом.  Даже к середине девятнадцатого века Париж сохранил все "прелести" города, в котором жил еще д'Артаньян. Города средневекового, плохо пригодного для жизни. К тому же, города, населенного бунтовщиками. Регулярные восстания парижан по самым разным поводам были еще одной причиной, по которой французские короли предпочитали держаться от своей столицы на изрядном расстоянии.

Большинство из нас так или иначе влюблены в Париж. В столицу мира, город высоких стильных зданий и широких бульваров. И, влюбленным, нам трудно представить, в какой клоаке жили парижане всего-то сто пятьдесят  лет назад. Не только жили, но и умирали тоже. Потому что отдать Богу душу в том Париже было совсем не трудно. Так сказать, увидеть Париж и умереть. Напившись, например, воды из грязной Сены, куда беззаботно сливали нечистоты. Или встретив темной ночью на узкой улочке шайку лихих грабителей.


Так что следует добрым словом вспомнить человека, который разрушил самый большой в Европе средневековый город Париж, и на том же месте построил Париж новый, по образу и подобию которого начали перестраивать себя все европейские крупные города. И не только европейские.

Самым лучшим местом для такого поминания, конечно, был бы парижский бульвар Осман. Никакой связи с Османской империей у этого бульвара нет. Назван он в честь Жоржа Эжена барона Османа (Georges Eugene baron Haussmsann) (1809 -  1891). Великий градостроитель родился именно в этом месте, которое впоследствии неузнаваемо изменилось благодаря его же трудам.  В 1809 году на месте широкого бульвара стоял небольшой дом с садом,  принадлежавший выходцу из Эльзаса Николя-Валентину Осману,  интенданту в армии Наполеона.

На эльзасское происхождение нашего героя бесхитростно указывает его явно не французская фамилия. Любой немец прочтет ее по-своему,  Гауссманн, и будет прав. Эльзас - пограничная между Германией и Францией область. Долгое время она была предметом споров и войн, переходя от одного монарха к другому. Местные жители смирились с этим. Они одинаково  хорошо говорили и по-немецки, и по-французски, и одинаково успешно вели свои дела, вне зависимости от того, на территории какой страны в настоящий момент проживали. Дед Османа, тоже Николя (а, может быть, на немецкий манер, Николаус-Клаус) обосновался в городке Кольмар, где открыл текстильную фабрику. Благодаря тому, что один из сыновей основателя, Жан-Мишель, был знатоком химии, фабрика Османов преуспела в выпуске цветных тканей и обеспечила прочное материальное положение семейства.

Османы активно участвовали во французской революции. Дед со стороны отца, Николя, заседал в  Законодательном собрании и в Конвенте, управлял одним из примыкающих к Парижу департаментов и занимался снабжением революционной армии. Дед со стороны матери, генерал Денцель, воевал в армии Наполеона.

Получив юридическое образование, Жорж Осман пошел по дороге, проторенной предками. Его ждала карьера чиновника-администратора. Начиная с 1831 года он исполняет должности префекта или заместителя префекта в провинции, постепенно приближаясь к Парижу. В июне 1851 года Жорж Эжен Осман становится префектом департамента Сена, включавшего в себя французскую столицу. На этом посту Осман находился до 1870 года. На этом посту он и прославился, совершив главное дело своей жизни.

Париж по прежнему оставался головной болью правителей. То и дело здесь разражались эпидемии. В 1831 году эпидемия холеры, например, стоила городу более 19 000 жизней. Еще хуже, что Париж продолжал бунтовать, сотрясая устои власти. В результате происшедшей в начале 1848 года революции, король Луи-Филипп отрекся от престола и была провозглашена Вторая Республика. На выборах в конце 1848 победил племянник императора Наполеона, Луи-Наполеон Бонапарт. Его избрали президентом Франции. Но Луи-Наполеон претендовал на большее. В 1851 году он совершает государственный переворот, ликвидирует республику и объявляет себя императором,  Наполеоном III.

До восхождения на престол Наполеон III два года (1846 - 1848) провел в изгнании. Он жил не на острове Святой Елены, как дядя, а в Лондоне.  И в Лондоне жить ему понравилось. Да что там, Лондон поразил будущего императора своей цивилизованностью. После пожара в 1666 году, когда город выгорел дотла, столица Англии восстанавливалась по единому плану. Лондон стал примером нового, чистого и красивого города. Император захотел и свою столицу обустроить по-новому. Правда, для того, чтобы уничтожить все за века накопившееся старье, нужен был великий пожар. Или, что почти то же самое, решительный администратор.  Такой, как Жорж Осман.

Получив от императора согласие и средства на производство работ, Осман начал реконструкцию столицы. Реконструкция производились под девизом "Украсить, раздвинуть, оздоровить Париж".

"Оздоровить" в первую очередь означало "проветрить". Тогдашняя медицинская наука объясняла возникновение эпидемий, например, недавней эпидемии холеры в Париже,  скоплениями на узких улицах "испорченного" воздуха. Источниками свежего воздуха должны были быть входящие внутрь города лесные массивы и парки, а "проветривать" город должны были широкие проспекты, проложенные в направлении север-юг и запад-восток.


Одна из первых работ Османа по благоустройству Парижа - оборудование для прогулок горожан Булонского и Венсенского лесов, а также создание парков Монсури и Бют-Шомон. Находящийся же в центре города Люксембургский сад был урезан, чтобы построить одну из радиальных магистралей, пересекающих Париж в направлении с севера на юг. Сейчас эта магистраль называется бульваром Сен-Мишель на левом берегу Сены и бульваром Севастополь на берегу правом. В своих воспоминаниях Осман пишет, что отказался от предложения императора назвать нынешний бульвар Сен-Мишель бульваром Османа. Скромность здесь была не при чем. Хитрый префект надеялся на то, что его имя получит бульвар, проложенный в том месте, где он родился. И не ошибся в своих ожиданиях.

Широкие радиальные улицы и опоясывающие центр кольцом бульвары были необходимы не только для того, чтобы впустить в город свежий воздух. Этим также пытались раз и навсегда задавить бунтарский дух парижан. Широкий бульвар баррикадой не перегородишь. А даже если перегородишь, на другом конце улицы можно поставить пушки, и артиллерия сметет оплоты восстания за считанные минуты. К тому же новая, радиально-кольцевая структура города позволяла быстро перебрасывать войска в те места, где начиналась очередная "заварушка". В эффективности этих мер на своем горьком опыте убедились в 1871 году парижские коммунары.


На месте безжалостно сметенных старых кварталов были построены новые высокие и красивые, хотя и однообразные здания. Это было одно из первых применений типового проектирования в городском строительстве. В основу типового проекта парижской застройки были положены всего два типа зданий: доходный дом и особняк. Облицовка тоже была типовой: светло-серый камень, доставлявшийся в Париж из Бретани. Писатель Эрнест Ренан даже обвинил Османа в том, что из-за проводившихся под его руководством работ у берегов Бретани исчез целый остров! Был разобран на камень для строительства. Тут писатель несколько преувеличил. Остров этот, Иль-Гранд (Ille-Grande) до сих пор существует. Он находится в море напротив городка Племьер-Боду (Pleumeur-Bodou), но стоит его посетить, чтобы увидеть огромные каменоломни и оценить масштаб работ.

Новые, только что построенные бульвары выглядели совсем не романтично. Длинный строй однотипных домов. Парижские "черемушки", да и только. Романтика пришла потом, когда зазеленели деревья, открылись магазины и кафе. Одним словом, когда на новые улицы пришла жизнь.

Впрочем, это была совсем другая жизнь, чем прежде. Новые дома заселили новые люди, которые были в состоянии заплатить за право жить в "столице мира". Бедняки либо перебрались на окраины, либо вообще переселились в провинцию, где жизнь была несравненно дешевле парижской.

К слову сказать, Осман был не чужд культуры. Ведь одновременно с изучением права он обучался также в парижской Консерватории и стал вполне приличным музыкантом. В ходе реконструкции Парижа были отремонтированы многие церкви и построены два театра. Знаменитый на весь мир ансамбль площади Звезды и широченные Елисейские поля - тоже задумка Османа.

Кстати, было немало критиков, жаловавшихся на то, что Париж изуродовали широченные бульвары. Жалобы прекратились в конце девятнадцатого столетия, когда появились автомобили. Вскоре оказалось, что проложенные Османом улицы даже несколько тесноваты для такого обилия транспорта.

Однако, самые революционные достижения в строительстве нового Парижа были скрыты от глаз и оценить их могли немногие. Инженер Евгений Бельгранд (Eugène Belgrand) построил новый парижский водопровод и канализацию. В ходе этих работ была впервые составлена карта существовавшей канализации. Оказалось, что парижская канализационная сеть состояла почти их двухсот тоннелей. О многих из этих туннелей ничего до этого не знали.

Хитрые инженеры сэкономили на производстве работ. Они распространили слухи, что при прокладке туннелей под улицами Парижа были найдены богатые клады. Эти слухи побудили многих парижан поучаствовать в расчистке канализации. Работали все, но древние клады открыли только некоторые счастливчики.

Во многом благодаря новом водопроводу и канализации жизнь в Париже стала не только приятной, но и безопасной для здоровья. Подземные коммуникации до сих пор исправно служат городу и горожанам. Кроме того, они - один из интересных туристических объектов столицы Франции. Так что добро пожаловать в парижский музей канализации!

Деятельность барона Османа совершенно преобразила Париж.  И его труды были по достоинству оценены. Он получил баронский титул, стал кавалером ордена Почетного легиона, сенатором и членом Академии изобразительных искусств. С другой стороны, многие журналисты и политики подозревали Османа в финансовых махинациях. Но серьезных нарушений обнаружено все же не было. Не удивительно. Старшая дочь Османа, Генриетта в 1860 году вышла замуж за банкира Камилла Дольфуса. Все финансовые потоки, направленные на реконструкцию Парижа (а только с 1865 по 1870 год на эти цели было выделено более 500 млн франков) проходили через банк Дольфуса и имели стопроцентно законное прикрытие.

Перепитии строительства нового Парижа и сопровождающие это строительство безобразия описаны в романе Э.Золя "Добыча".

Осман рассчитывал начать реконструкцию по типу Парижа и других французских городов. Но в начале 1870 года его противники в правительстве одержали верх, и барон был смещен с поста префекта. Проведя несколько лет в провинции, он снова возвратился к политической жизни и стал депутатом Национального собрания от Корсики. Кроме того, в течение последних лет своей жизни он написал многотомные мемуары,  которые до сих пор с интересом читают те, кто изучает историю Франции или историю градостроительства в Париже.

Перепечатка с сайта Школа жизни




Интересные Интернет-ссылки по теме:

  1. Из грязи... Как барон Осман сделал Париж современным городом
  2. Самый старый дом Парижа Дом Николя Фламеля на ул Монморенси в 4ом округе, в квартале Марэ - самый старый из ныне существующих домов Парижа
  3. Рассказ о доме Николя Фламеля (франц.,  англ.)
  4. Новый Париж. Площадь Европы во время дождя. И еще без автомобилей. 1877 год Известная картина Гюстава Кайбота
  5. Парижский музей канализации. На французском и русском языках

ЖЗИ, Ж.Э. барон Осман, Париж, книга о Ситроене, А.Ситроен, Европа 19в, Франция

Previous post Next post
Up