Многие обижаются на Чарльза Дарвина за то, что тот «разжаловал» человека из венца Божьего творения в одного из представителей животного царства. Не самого, заметим, симпатичного представителя.
Между тем, вся история человечества говорит о том, что даже если человек и является биологическим родственником хвостатых мартышек, то родственником, явно отмеченным большими талантами и способностями. Если угодно, Божьей искрой. Потому что человеку оказалось под силу то, чего другим животным до сих пор не удавалось - выйти из-под жестокого контроля естественного отбора. Как? Посредством создания вокруг себя оболочки, искусственной среды обитания, которую принято называть цивилизацией.
То, что называют этим словом, исторически возникло как реализация тех небольших, но существенных отличий, которыми предки человека обладали по сравнению с другими приматами.
Во-первых, даже первобытный человек имел гораздо бОльший объем мозга, чем был у его обезьяньих родственников и конкурентов. Большой мозг позволял запоминать гораздо больше информации, что наделяло его обладателя и необычной осторожностью, и необычной способностью к предвидению.
Во-вторых, даже на ранних стадиях своей истории человек был существом прямоходящим. Грубо говоря, уже «слез с дерева». Передние конечности перестали играть существенную роль при перемещении и освободились для других славных дел. А именно, для создания простейших орудий. Орудия и инструменты серьезно повысили шансы первобытного человека (а вернее первобытной человеческой стаи) на выживание. Помните, благодаря чему возвысился над животным царством Маугли? Благодаря ножу и огню. Нож из кремня, огонь и каменный топор очень рано стали постоянными спутниками человека. И не только они. Уже имевшиеся орудия использовались для создания новых. Процесс производства орудий и инструментов стал саморазвивающимся и самоускоряющимся. Так возникла та часть цивилизации, которую мы сегодня называем техникой.
В-третьих, человек обладал еще одним существенным отличием от своих обезьяньих родственников. Его голосовой аппарат позволял производить более разнообразные звуки. В сочетании с развитым головным мозгом это привело к возникновению особой сигнальной системы, человеческой речи, а также к тому, что появилось абстрактное мышление или мышление образами. Следует сказать, что процесс формирования абстрактного знания также был саморазвивающимся и самоускоряющимся. Существующие слова и абстрактные понятия стали своеобразными «кирпичиками», из которых строились новые слова и понятия. В результате на этой основе возникла та часть цивилизации, которую нынче принято называть наукой.
Наряду с наукой существовал и существует целый комплекс знаний, основанных не на логической, объективной основе, а на основе субъективных эмоций и более или менее глубоких переживаний. Дать четкое определение таким понятиям, как красивое и безобразное, хорошее и плохое, полезное и вредное невозможно. Необъяснимы логически многие обычаи и поверья. Почти несовместима с логикой религия, вера в сверхъестественное и в чудеса. Между тем, как оказалось, это огромное и не совсем ясно организованное царство эмоций тоже необходимо человеку, поскольку является продукцией деятельности его необычайно развитого головного мозга. Побочной или же основной продукцией - об этом можно спорить. Однако, бесспорно, что в цивилизации большую роль играет та ее часть, которая занимается осмыслением и упорядочиванием человеческих эмоций. Эта часть называется культурой.
К сожалению, полезные навыки, помогавшие первобытному человеку выжить и все более выделявшие его из прочих животных, не передавались по наследству. Поэтому в любом человеческом сообществе налажена постоянная передача жизненно важных знаний от предыдущего поколения к следующему. Для чего возникла еще одна составляющая цивилизации, которая называется образованием.
Иной раз слово «цивилизация» или «цивилизованность» используют для того, чтобы подчеркнуть высокий уровень развития какого-либо человеческого сообщества. Мол, у высокообразованных, технически развитых народов цивилизация имеется, а у «дикарей» - нет. Такой взгляд неправилен в принципе. Любое человеческое сообщество, если оно существует и выживает в борьбе с природой, окружает себя цивилизационной оболочкой. И у примитивных, казалось бы, племен связи и взаимодействия в этой цивилизационной оболочке могут оказаться не менее сложными, чем у развитых наций.
Статья опубликована на
сайте Рутвет