Кто такой Клод Луи Бертолле?

Sep 06, 2016 23:57



Как известно, Эйфелеву башню построили в 1889 году, в качестве своеобразной входной арки на территорию всемирной выставки, и по окончании мероприятия должны были разобрать. Ан нет, до сих пор она стоит, и стоять будет, ибо стала одним из символов Парижа. Правильно говорится: нет ничего более постоянного, чем временное строение.

Кстати, провести всемирную выставку на том месте, где сейчас высится Эйфелева башня, решили неспроста. 110 лет назад Парижа здесь не было. Теперь в это трудно поверить, но всего в километре от Эйфелевой башни ниже по течению Сены располагались огороды, где выращивали овощи и небольшой рыбацкий причал. Здесь находились деревни Гренель (Grenelle), Вожирар (Vaugirard) и Жавель (Javelle).

Местечко было прелестное. Совсем недалеко от Парижа, но уже не Париж.  На выходные приезжали сюда утомленные жители большого города. Приплывали на лодках гребцы с девушками. Помните знаменитую картину О.Ренуара? Вот так оно приблизительно и было. Деревня, мельница, таверна… Что еще жителю столицы нужно для хорошего отдыха?

Во время Первой мировой войны на месте полей, засаженных капустой, появились цеха завода Андре Ситроена (1878−1935). Завод изготавливал боеприпасы, шрапнельные снаряды. После войны А.Ситроен переключил свое производство на выпуск мирной продукции, автомобилей, благодаря чему и стал знаменит.  Мало того, завод Ситроена стал еще одной достопримечательностью Парижа.

Производство автомобилей в этом районе прекратилось в 1970-е годы. В 1992 году на месте завода открыли еще один городской парк Парижа, очень симпатичный парк Андре Ситроена. В то же время и набережную Жавель переименовали в набережную Андре Ситроена.

Есть места «намоленные». По-видимому, есть места и «натруженные». Промышленное производство в районе Жавель началось гораздо раньше, чем там стали производить автомобили и даже раньше, чем там начали выпускать снаряды. Уже в 1777 году здесь было открыто химическое производство. И открыл его известный французский химик Клод Луи Бертолле (Claude Louis Berthollet; 1748 - 1822).

Имя Бертолле мы чаще всего вспоминаем в связи с «бертолетовой солью», хлоратом калия (KClO3). Это - неустойчивое соединение, которое в смеси с серой или фосфором может взорваться от легкого удара или от трения. Поэтому капсюли с бертолетовой солью в свое время использовали для инициирования взрыва динамитных шашек. Еще одно взрывчатое вещество, открытое Бертолле, - нитрид  серебра, «гремучее серебро». Но славен он был не только производством взрывчатки.


Бертоле родился в герцогстве Савойя. Савойская династия владела территорией в предгорьях Альп в окрестностях Турина. Места здесь потрясающе красивы. Настолько, что в 19-м веке слова «Савой» и «красота» стали едва ли не синонимами. Недаром во многих городах Европы и Америки появились роскошные гостиницы с названием «Савой». Тем более, к тому времени Савойская династия стала королевской и правила Италией. Посему отели «Савой» обставляли с претенциозностью поистине королевской.

Закончив учебу на медицинском факультете Туринского университета, Бертолле работал по специальности, был врачом и аптекарем. В 1772 году он поселился в Париже и поступил на службу лейб-медиком к герцогу Орлеанскому. Как известно, в королевской Франции этот титул присваивали принцу крови, второму сыну короля. Так что Бертолле был, можно сказать, королевским доктором.

Обязанности серьезные, но и оплата была королевская. Поэтому у доктора Бертолле нашлось время и средства для того, чтобы заинтересоваться химией. Благодаря этому интересу он познакомился с Антуаном Лавуазье (1743 - 1794).

Это было очень полезное знакомство, как для одного, так и для другого, и для химии, в том числе, тоже.

Как раз в это время химия становилась наукой. Гениальный Лавуазье вводил строгие понятия и не менее строгие законы в этой области, где наука еще не вполне отделилась от ремесла и от шарлатанства. Бертолле подобный подход пришелся по вкусу. Химическая номенклатура, правила наименования веществ, которыми мы пользуемся до сих пор - результат трудов Лавуазье и Бертолле. В 1780 году Бертолле стал членом Парижской академии наук. И вполне заслуженно.


Бертолле разработал методы химического анализа, благодаря которым ему удалость установить состав аммиака, болотного газа, синильной кислоты и сероводорода. Он также исследовал явление химического равновесия и установил, что химические реакции могут происходить как в одном направлении, так и в противоположном. Из этого наблюдения впоследствии возникла физическая химия.

Уже тогда, на заре возникновения химии, оказалось, что наука эта совсем не простая, и зачастую в ней возможны два, казалось бы, взаимоисключающих ответа на один вопрос. Как в еврейском анекдоте, где раввин говорит каждому из спорящих, что он прав. А когда жена замечает ему, что такое невозможно: правым может быть только один из двух, раввин соглашается и с женой. «Пожалуй, и ты права»

Вот пример. Во времена Бертолле среди химиков возник серьезный спор о так называемом законе постоянства состава. Химик Ж.Пруст утверждал: каждое соединение имеет один и тот же состав независимо от способов его получения. Углекислый газ - это всегда кислород и углерод в определенном соотношении.

Ж.Пруст подтвердил свои утверждения многочисленными точными измерениями. И, в конце концов, его взгляд был принят. Благодаря этому начало развиваться учение о молекулах и атомах. Возникло понятие валентности, согласно которому атом одного вещества может соединиться только с определенным количеством атомов другого вещества. И тогда закон постоянства состава стал почти очевидным. Так что сейчас нам сложно понять почему Бертолле придерживался противоположного взгляда, считая, что состав соединений может быть переменным в зависимости от процесса получения этих соединений.

Правда, через некоторое время оказалось, что он не совсем ошибался. В начале 20-го века был найден класс веществ, для которых закон постоянства состава не выполняется и в которых соотношение компонентов может быть и не постоянным. Такие вещества в честь Бертолле были названы бертоллидами. Такая вот химия, ребята!

Успешная научная карьера Бертолле сопровождалась не менее успешной карьерой преподавательской. Он был профессором двух самых лучших технических учебных заведений Франции, Высшей нормальной и Политехнической школ в Париже.

Можно сказать, что Бертолле повезло. То время, в которое ему пришлось жить во Франции, не слишком способствовало спокойным научным занятиям. Строго говоря, оно и спокойствию не слишком соответствовало. Революция - словно колба, наполненная жидкостью неизвестного состава, кипящей на огне. Результат не предсказуем, а эксперимент связан с риском для жизни.

Бедняге Лавуазье не повезло. При старом режиме он добывал средства к существованию всеми ненавидимой профессией откупщика, за что безоговорочно попал на гильотину. Бертолле довелось дожить до более спокойных времен. С приходом к власти Наполеона Бонапарта, который ценил точные и естественные науки, он стал научным консультантом императора и даже сопровождал его в Египетском походе. Который, впрочем, закончился бесславно. Как свидетельствует история, с императором подобные неприятности случались неоднократно.

Будучи обласканным в годы империи, Бертолле остался в фаворе и после реставрации Бурбонов. Его даже сделали пэром Франции. Но к тому времени Бертолле отошел от жизни политической и, поселившись в провинции, продолжал заниматься исключительно наукой.

Но вернемся к началу его научной жизни. Среди веществ, которые изучал Бертолле, был и газ хлор, открытый в 1774 году. Хлор - элемент чрезвычайно активный. Важное свойство хлора - он отбеливает бумагу и ткани.

Но хлор для отбеливания применять нельзя, потому что это - чрезвычайно опасный газ. А вот будучи связанным с кислородом в виде хлорноватистой кислоты (HClO) он становится менее агрессивным, сохраняя при этом свои отбеливающие свойства. Хлорноватистая кислота - соединение неустойчивое и хранить его неудобно. Зато ее соль, гипохлорит калия, вещество стабильное. Водный раствор гипохлорита калия может долго храниться в закрытом сосуде. Попадая же на воздух, гипохлорит калия взаимодействует с углекислым газом и парами воды. Получаемая в результате этой реакции хлорноватистая кислота тоже может отбеливать ткани.

Бертолле совсем не был кабинетным ученым. Он знал, что отбеливатель с руками оторвут производители тканей. Поэтому он организовал производство водного раствора гипохлорита калия совсем рядом с Парижем, в Жавеле. Сам отбеливающий раствор стал называться «Жавелевой водой» (eau de Javelle) или попросту «Жавелем». Вскоре слово «Жавель» стало синонимом любого отбеливателя. И сейчас жавель чаще всего состоит из более дешевого гипохлорита натрия.

Производство жавелевой воды не только обогатило К. Л. Бертолле, но также способствовало его административной карьере. В 1784 году, еще при королевском режиме, он получил должность правительственного инспектора государственных красильных фабрик. А уже после революции, в 1792 году, его назначили главным смотрителем монетного дела.

Именем великого химика названы не только взрывчатое вещество и класс специальных химических соединений. В его честь названо также тропическое растение «бертолетия», которое иначе еще называют бразильским орехом.

Статья опубликована на сайте Школа жизни

Полезные ссылки:
  1. Клод Луи Бертолле - жизнь учёного
  2. Набережная Жавель в Википедии (фр.)

  3. Жавелевая вода в Википедии (фр.)

ЖЗИ, Париж, Л.Бертолле, школа жизни, эпоним, А.Ситроен, ситроен, Франция, бертоллетова соль

Previous post Next post
Up