Вчерашний день оказался незапланированно домашним. Как единственный положительный результат - посмотрела, наконец, "Елену". И "Пыль". Слава богу, отрицательно ответила себе же на вопрос "может, ещё и "Семь" Финчера, м?". А то и так на сильном эмоциональном фоне живу последние пару-тройку дней. Лучше поберечь силы - вдруг пригодятся.
По поводу "Пыли" писать как-то нечего. Пульс ровный. А вот про фильм Звягинцева написать пару слов захотелось.
Помнится, в конце декабря Санчес (который теперь тоже есть в LJ, между прочим, так что можете френдить:
unstable_atom) писал, что "Елена" - "шедевр до тех пор, пока существует чЕЛОВЕК (последнее слово с омерзением)". Пусть это будет, типа, эпиграф к моей реплике, хотя я с Сашей и не согласна)
С одной стороны, фильм получился ужасно объёмным, многомерным. Много воздуха.
А с другой - если объединить ощущение от операторской работы, минимально растянутый во времени и минимально же развёрнутый в повествовании сюжет, можно сказать, что "Елена" - эдакая виртуальная экскурсия. Но по кунсткамере. Причём усугубляется это ощущение ещё и тем, что пространство в фильме выстроено как-то геометрически. Есть чётко отделённые друг от друга и чётко же ограниченные участки виртуальной реальности. И виртуальный же гид водит тебя по этим участкам-залам, показывает объекты. А тебя не тошнит от осматриваемого только потому, что это всё же виртуальная прогулка. Это самая реальность на отдалении от тебя находится. Выстроить живые параллели Звягинцев не даёт. Всё похоже, всё так. Но это всего лишь виртуальная проекция. Голограмма.
Мало того, есть ещё и большая дистанция между героями фильма и зрителем. У меня ещё одно сравнение возникло - с игрушечным кукольным домиком, в который обычно вручную помещают пластмассовых и резиновых обитателей. Вот и в "Елене" так же. С одной разницей - у Звягинцева герои заспиртованные. Бывшие живыми когда-то. Но не в момент съёмок. Я бы даже сказала, восковые герои-то. Но надо блюсти законы и следовать изначально выбранной метафоре.
То есть заспиртованные уродцы в виртуальной реальности разгрывают хрестоматийный сюжет, в рамках которого поднимаются и социальные, и психологические, и экзистенциальные проблемы.
Для ума фильм. А пульс всё такой же ровный. Ум исследователя должен быть холодным.