Я все думала-думала, как увязать еще две важные темы сериала, поколенческую и образовательную, но в итоге решила не притягивать их за уши, а описать отдельно, хотя они и перекликаются.
Читать дальше…
Поколения и эмансипация
В саге три поколения «девочек» Гилмор: Эмили (бабушка), Лорелай (мама) и Рори (дочка/внучка).
Эмили отучилась в Йеле с той благородной целью, про которую даже в моей юности часто заговаривали, - удачно выйти замуж. Цель благополучно и вовремя достигнута. И получив образование, никогда уже им не пользуется, полностью реализует себя «через мужа», как светская дама, с кучей праздных интересов, которыми ей удается заполнить свою жизнь без остатка: собрания женских комитетов, светские рауты, ведение большого дома. Но несмотря на эту кажущееся безделье, она вечно занята, чувствует себя уверенной и реализовавшейся, ее не грызет пустота внутри.
Лорелай, отказавшись от родительской семьи, строит жизнь с нуля, если не из минуса. И без связей, денег и образования пробивается пусть не на вершину пирамиды, но к своему маленькому бизнесу, самостоятельности, самодостаточности и безмерному уважению окружающих ее людей. Заключительная серия основного сериала - это гимн силе ее личности, благодаря которой она заслуживает любовь друзей и соседей, и эта любовь распространяется на ее близких. Через работу и дружбу она реализовывает себя, становится в своем круге звездой, что вынуждены признать даже ее родители, которые явно не так видели себе ее будущее.
И наконец, Рори. Девочка, которая благодаря двум другим поколениям получила блестящий старт (деньги на образование) и надежный тыл (любовь матери, любящее окружение). Казалось бы, океан возможностей, любой вектор движения. И интересно, как практически все ее свободные и продуманные решения в итоге запутывают ее жизнь все больше и больше, ведут не вверх, а по кругу и в итоге делают ее несчастливой и неуспешной. У ее бабушки был догмат, как надо жить женщине ее круга, - она встала на соответствующие рельсы, и жизнь покатилась относительно безоблачно и благополучно. У ее мамы была нужда выжить и прокормить ребенка - и она взбивала эту сметану, пока не встала уверенно на своем маленьком, упругом кусочке масла. А взросление Рори пришлось уже на время, когда женщина стала намного свободней в своем выборе. И конкретно у нее никогда не было необходимости надо выживать и хвататься за любую работу. И такая свобода вкупе с отсутствием какой-то четкой цели становится в конечном итоге губительной для нее. Что характерно, в продолжении к сериалу в таком положении оказывается не она одна, а целая группа 30-летних, выросших примерно в таких же тепличных условиях и вернувшихся под родительское крылышко от собственной неприкаянности. Эта линия очень перекликается с проблемами, которые, скорее всего, появятся в обществе «всеобщего благоденствия» и безусловного дохода: как будут жить люди, которым, грубо говоря, не грозит голодная смерть; где будут брать мотивацию, чтобы развиваться; как будут ставить цели, делать выборы и принимать решения.
Образование
Понятно, что образование красной нитью проходит через сериал. Необходимость дать Рори образование в престижной школе и престижном вузе примиряет в итоге Лорелай с родительской семьей. Все они неизменно радуются академическим успехам Рори. Но проблема в том, что все они воспринимают этот условный «Гарвард», куда с детства мечтает попасть Рори, как самоцель. Она не столько мечтает стать выдающейся журналисткой, писательницей или колумнисткой, сколько стать студенткой Гарварда. А дальше… Дальше вроде как все должно приложиться, потому что Гарвард. И все внимание направлено на процесс, а не на желаемый результат. То есть Гарвард по идее и есть результат и пик достижений.
А между тем с одной стороны ее приход в журналистику совпадает с кризисом профессии. С другой, во многих профессиях супермегаобразование перестало быть залогом наличия работы и блестящей карьеры. Образовательный уровень людей в целом подрос. Автоматизация шагает семимильными шагами. А уж с появлением соцсетей каждый сам себе СМИ и развлекательный канал. Концепция «школа-вуз-гарантированное трудоустройство» как-то стала давать сбои. Чтобы добиться успеха, важнее четко знать, чем ты хочешь заниматься, чем быть отличником и звездой класса. Может, попробовать себя в разном, а потом подкреплять и пополнять опыт образованием… В любом случае сериал с четырехсерийным продолжением к нему - это развернутая иллюстрация к тому, как отличница с великолепными данными и блестящим умом может в итоге оказаться к 30 годам у разбитого корыта.
***
И наконец хочется сказать сериалу отдельное спасибо за подачу и интонацию. Отсутствие в нем назидательности, морализаторства и шершавого языка учебника по психологии бесценно. Характеры и умные мысли раскрываются в сюжетных поворотах, диалогах и пикировках. А зрителя создатели считают не глупей себя и позволяют сделать выводы самостоятельно.
P.S. Когда я начинала писать про «Девочек Гилмор», то видела к тому моменту 1-3 сезоны, 7-й и четырехсерийное продолжение 2016 года. Сейчас я смотрю 4-й сезон, про первый год Рори в университете. Он, наверно, менее интересен, чем первые три, поэтому думаю, что вместо сезонов 4-6 можно почитать пересказы и смотреть выборочно.