От Питера до Москвы

Nov 05, 2013 09:43


В воскресенье я возвращалась из очередных медовых выходных, на этот раз в Питере.
От Санкт-Петербурга до Москвы лететь 70 минут и все это время моя соседка по креслу пилила своего мужа. Абстрагироваться от этого было сложно, - жена находила новые поводы каждые несколько минут и я решила подумать, как избежать этого с моим молодым супругом. Ведь наверняка десять лет назад, когда они женились, они не производили того впечатления обиженных заложников друг друга, как сейчас. Что же произошло? Что заставляет двух взрослых людей, сознательно решивших составить счастье друг друга, превращать общую жизнь в тяжелое ярмо?
Я прислушалась: жена ворчала, что он дал приятелю денег в долг ("я коплю, а ты разбрасываешься деньгами"), муж вяло оправдывался, открыл упаковку сырокопченой колбасы ("купил эту дрянь, дома потом есть не проси!"), потом поставил айпад и стал смотреть фильм ("воткнул свои наушники, все пропустишь"), принесли еду ("убери эту штуку, зальешь же"). Стоит ли говорить, что когда он пролил себе на брюки чай, комментарий был "вот растяпа, говорила же тебе".
Запахом сырокопченой колбасы я была тоже недовольна и подумала о моем заботливом А.: мы совсем не успевали поесть, когда он вез меня в аэропорт, и муж снабдил меня инструкцией, что после контроля есть кофейня, где нужно взять сендвич и бар, где есть запакованные салаты и что салат, конечно, полезнее, а сендвич удобнее и выбирать мне.
Соседский мужчина явно занимался добычей еды сам - если бы об этом позаботилась жена, у нее не было бы повода так его отчитывать за ухваченную колбасу.
Можно сказать "сварливая жена", "бестолковый муж", но брали-то они друг друга хорошими и судить - последнее дело, лучше поучиться обходить грабли и я сделала два вывода:
1. Возможно, это звучит патриархально, но надо уважать своего мужа. Не только потому, что это свой выбор. И не только потому, что брак - это любовь, уважение и доверие и без любой из этих составных не работает. Но во многом потому, что отношения - это работа и ей надо заниматься, особенно, если нет здоровых паттернов.
Для развития надо относиться к человеку так, каким он может стать, а не какой он есть сейчас.
Если мы уважаем своего партнера, видим в нем хорошие стороны, зачатки тех качеств, которые нам нравятся и отмечаем их, он понимает, что ему надо развивать, мы положительно мотивируем его и человек становится лучше. Критикой слабых сторон можно добиться разве что понижения его самооценки и демотивации.
Кстати, к детям и сотрудникам это тоже относится. Например,  если мама считает, что ребенок плохо организован, то он достаточно быстро забросит попытки доказать обратное: соответствовать низким ожиданиям проще, чем повышать их (да и зачем).
Судя по всему, моя попутчица своего мужа не уважала и считала неуклюжим увальнем, о чем невольно информировала окружающих. Пытаясь компенсировать эти недостатки, она постоянно указывала ему, что делать и не делать. Получив такой навигатор, человек отключает мозг и становится именно таким неуклюжим и несамостоятельным, каким она его и видит: стать инфантильным проще, чем спорить с женой, что способен сам решить, когда можно встать и пойти в уборную. Классическая инвалидизация с одной стороны и подыгрывание с другой.
Подростки честнее в своей реакции на инвалидизацию: они открыто протестуют против отношения к ним "как к маленьким" и отстаивают свою самостоятельность. Некоторым это даже удается.
2. В интонациях женщины очень отчетливо проступала обида и ворчание было результатом не изначально плохого характера (брал-то ее хорошей), а способом выразить эмоции. Возможно, он не уделял ей достаточно внимания и она пыталась обратить его на себя постоянными замечаниями (отсюда и злость на включение айпада), может быть, не чувствовала, что ее действия ценят (тирада про "я работаю, коплю") или это было неуклюжим способом проявить заботу.
Эти эмоции можно было бы высказать экологично для обоих и наверняка с лучшим результатом, если просто сказать о них: "я люблю тебя и хочу, чтобы ты меня обнял/поговорил со мной", "я ощущаю, что ты не ценишь, как много я делаю для нашей семьи и переживаю из-за этого". В нашей культуре суровых мужчин и сильных женщин вообще редко говорят о чувствах и эмоциях, это воспринимается, как проявление слабости и возможность для манипуляции, но в результате приводит именно к сложным способам проманипулировать за счет создания чувства вины или стыда. В то же время открытый обмен информацией, ощущениями и чувствами поддерживает доверие и помогает понять, что на самом деле надо делать, чтобы любимый или любимая были счастливы. Кстати, именно из-за моей лаконичности и молчания о своих эмоциях,  мы с мужем живем ближайший год на два города. Вполне себе хороший урок на будущее о том, что нужно вовремя разговаривать.
В этих размышлениях я стала с состраданием относиться к паре рядом.
Мужчина только один раз начал со своей женой разговор сам, - что автобус не подали, а значит, пойдем через рукав. Но жена беседу не поддержала. "Вставай!", сказала она. Он огрызнулся и пошел.
Приехав домой, я позвонила мужу, рассказала ему как люблю его и как благодарна за чудесные выходные, которые он организовал.
Previous post Next post
Up