Что ожидает нашу культуру?

Sep 22, 2013 22:38



Народ может существовать до тех пор, пока не сломлены его культурные нормы и нравственные ценности, пока существуют моральные ориентиры и не стерты границы добра и зла. Можно сокрушить государство, запустив сверхмощные ракеты, но гораздо проще и безопаснее истребить народ, уничтожив его культуру.


Культура всегда являлась идеалообразующей стороной жизни людей. Ее задача -воспитать человека не только как разумное существо, способное к творчеству и противостоящее хаосу, но и как носителя высших человеческих ценностей и национального достоинства. Поэтому деятели, которые хотят возрождения своей страны или хотя бы не хотят ее смерти, никогда не станут посягать на культуру своего народа, понимая, что уничтожение идеального и духовного неминуемо ведет к стремительной деградации людей и невозможности сохранить государство. Таким образом, любое нападение на культуру - это стремление уничтожить народ и разрушить государство.


А теперь внимательно всмотримся в то, что происходит на культурном фронте России. После распада СССР нам пришлось выдержать не одну атаку на культуру: все табу были сняты, с экранов полилась грязь, пытающаяся утопить в своих стремительных потоках все героическое прошлое страны. Эта зловонная вязкая жижа проникала в нашу культуру все глубже: вот уже она добралась до Зои Космодемьянской и Александра Матросова, еще немного - и она накрыла такие понятия как «служение своему народу», «доблесть», «труд», «коллективизм». Стали высмеиваться высшие смыслы и насаждаться низовая культура.

В 2012 году общественность выступила против оскорбительных выставок Марата Гельмана. Протесты общественности и деятелей культуры в Перми, Новосибирске, Санкт-Петербурге и на Кубани стали ответом неравнодушных людей на творчество галериста: http://www.tv100.ru/news/vystavka-marata-gelmana-ikony-v-peterburg-ne-priedet-63489/






Читаем в пермской краевой газете «Звезда»(статья «Гельман как «зеркало души» нашей контрреволюции»):
«Проект «Культурный альянс», первым полигоном для которого стала Пермь, придумали Владислав Сурков и Марат Гельман. «Суть его в том, чтобы распространить опыт пермского изнасилования на другие регионы. Для Суркова это - новая идеология государства. Для Гельмана - вантуз, которым он прокачивает региональные бюджеты», - утверждал Алексей Иванов, автор «Золота бунта» и других бестселлеров…

Пермская интеллигенция многократно просила избавить их город от Гельмана и его команды. Вот цифры из письма, направленного Дмитрию Медведеву. Подписанты вопиют: трехлетний бюджет на культуру почти 2 млрд. руб., при этом «местных» ужимают в расходах, зато Гельману ни в чем отказа нет. Тут тебе и арт-объект «Сфера» - около 5,0 млн. руб., и 241 тыс. руб. за буквы «ВЛАСТЬ» у здания Заксобрания края…

Интересная цифирь: за указанный период зарплата сотрудников Музея современного искусства PERMM выросла в 2 раза - до 34 835 руб. А вот у тех, кто работает в Пермской художественной галерее, доходы существенно ниже - 6,6-9,9 тыс. руб. Т. е. на русское классическое искусство и на его хранителей - тьфу, главное - поддержать создателей маленьких туалетов «типа сортир»…

И снова о деньгах. Руководитель театрального проекта «Сцена-Молот» из команды Гельмана Эдуард Бояков получает 98 тыс. руб. в месяц. У него есть двойник - художественный руководитель Юрий Милютин с окладом в 112,9 тыс. руб. Есть и дорогостоящий режиссер - Дамир Салимзянов (92 тыс. руб. в месяц) с дешевым дублёром (оклад 9,1 тыс. руб). «Фактически в театре за счет бюджетных средств содержатся 2 художественных руководителя (или 3 - по уровню оплаты труда) и 2 режиссера, что не отвечает требованиям эффективного расходования бюджетных средств, в связи с чем 4 млн. 216 тыс. руб. признаются неэффективными для краевого бюджета…» - следует из отчета…

Итак, в Перми создана уникальная система по распилу бюджетных денег, объединяющая столичных «гастролёров» и местных «инновационных» чиновников.

Понятно, что передовой опыт Перми по распилу бюджета следовало распространить на другие города и веси: больше охват - выше доход…

А «Культурный альянс» тем временем шагает по стране - в Ижевске появились клоны пермских красных человечков, в Твери открыт Центр современного искусства «ТверЦА», а тут и денежная Тюмень подтянулась - недавно там прошел первый фестиваль современного искусства. На подходе Башкортостан, Нижегородская и Свердловская области, Северная Осетия, Дагестан, Самара, Тольятти, Киров, Чувашия…»


Таким образом, территория наступления на культуру расширяется: приобщаться к «высокой европейской культуре» настала очередь воронежцев.

4 июня 2013 года в Воронеже в рамках Платоновского фестиваля был показан спектакль эстонского театра «Педагогическая поэма». Многие зрители в недоумении покидали зрительный зал: они не понимали, почему должны слушать мат и смотреть на актера без трусов.. Все, что происходило на сцене, названо «Педагогическая поэма». Это еще один удар по советскому? Еще одна попытка вымарать все, что было светлого в ту эпоху (систему Макаренко, в частности)? Не обошли стороной и систему Станиславского. В статье «Воронежцы сбежали с показа "Педагогической поэмы" («Российская газета») читаем:

«Обещанные "похороны системы Станиславского" замаячили в первой же сцене. Система восстает из гроба, прокашливается и принимается муштровать юнцов, добиваясь исполнения самых бредовых команд - беспрекословного, молниеносного и убедительного (с помощью сакраментального:"Не верю!"). Памятуя о том, что театр склонен к политическим высказываниям, машинально отмечаешь: учеников 14, как некогда "наших" братских республик, 15-я - как раз Система. Потом эта мысль ускользает: ребята с эстонским долготерпением (спектакль длится три часа) меняют личины и "играют в ответ", быстро скатываясь до стереотипного изображения сексуальности и последовательно стирая границы между личным и публичным. Сублимация животных инстинктов начинает выглядеть уже не одним из двигателей искусства, а основным его содержанием. Раздевания, мастурбации, беспорядочные смены партнеров, драки и ссоры (где слезы вызываются поеданием лука), достижение "подлинности" (сказал, что на тебе нет белья, - докажи, покажи… тут-то и вскочил воронежский зритель). Поцелуй превращается в универсальное средство начать, развить и прекратить взаимоотношения. Их так много, что становится скучно (и эта мысль не раз звучит из уст самих героев)».

Издеваясь над системой талантливого театрального режиссера, актеры меняют священнодействие на сцене на разврат и непристойности - стираются границы добра и зла, уничтожается понятие «нравственность», такое «искусство» не способно духовно возвысить и очистить человека, оно бросает его в пучину чего-то постчеловеческого, страшного и темного.



Газета «Моё»

«Ещё одним из зрителей, не оценивших творения эстонских артистов, стал профессор ВГУ, доктор филологических наук Дмитрий Чугунов. По его словам, он «более похабного зрелища в жизни не видывал»…

Директор Платоновского фестиваля Михаил БЫЧКОВ с этим категорически не согласен.
- Мне этот спектакль кажется интересным и достойным программы современного фестиваля искусств, - сказал мэтр в интервью корреспондентам «МОЁ!». - Но у нас в Воронеже сохранились чудаки, которые думают, что эстонцы должны играть в России на русском. А ещё люди не должны быть ханжами. Сцена - это зеркало, которое отражает то, что происходит вокруг нас…

В защиту спектакля выступил и исполняющий обязанности ректора Воронежской академии искусств Эдуард БОЯКОВ. Напомним, Эдуард Владиславович - личность, известная в России. И как сценарист, и как театральный режиссёр, и как продюсер и создатель престижного театрального конкурса «Золотая маска».
- Я видел много шокирующих спектаклей, и поверьте, «Педагогическая поэма» не из их числа, - рассказал Бояков в интервью «МОЁ!». - Этот спектакль про борьбу за свободу, борьбу со своими комплексами, прежде всего сексуальными. Ну и показывание этих зажимов задело публику, возбудило прямо... Перед нами студенты, всё, что творится у них на курсе. Мы что, не знаем, что происходит в студенческих общежитиях? А искусству должно быть дело до всего. Значит, авторы спектакля хотят показать эту сторону жизни людей».


К.С. Станиславский говорил: «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве». Он понимал искусство как высшую ценность и рассуждал о служении актеров этому искусству. Служение и самовыражение на сцене - вот такая пропасть в понимании искусства. Готовы ли мы перешагнуть эту пропасть и на осколках нашей культуры аплодировать и кричать «браво» подобной «сублимации животных инстинктов»?

Интересно отметить, что в октябре 2012 года данный спектакль был впервые показан в Перми. Так и хочется, перефразировав известную поговорку, подытожить: «Все дороги ведут в Пермь». Но не только в Пермь…

Обратимся к творческой биографии небезызвестного культурного деятеля Воронежа Михаила Бычкова, работавшего в восьмидесятые годы в Иркутске. Газета « Экономика и жизнь Черноземья» статья «Какая культура нам нужна?»

«В 1988 году разгорелся скандал вокруг спектакля «Каин» по Байрону, который поставил не главреж Кокорин, а молодой режиссер Михаил Бычков… Антиправославный, антирусский пафос спектакля «Каин» вызвал гневную реакцию интеллигенции Иркутска во главе с Распутиным…
После скандала в Иркутске Михаил Бычков оказался в нашем богоспасаемом Воронеже. В 1988-1993 гг. - он главный режиссер Воронежского ТЮЗа, а в 1993 г. создает в Воронеже Камерный театр, которым руководит и в настоящее время. Отдельная тема: кто из властьимущих продвигал Бычкова, кто вкатил его в Воронеж как троянского коня. Но скандал в Иркутске способствовал известности Бычкова в определенных театральных кругах. Слоган его Камерного театра: «Территория вашей души». При этом, когда появились афиши, на которых труппа запечатлена обнаженной, худрук театра пояснил: «Мы оголились перед всеми - это символ обнаженности души. Стремились показать, что не бронзовеем от успехов. Мы остаемся живыми, ранимыми». С недавних пор «живой и ранимый» Бычков - один из главных руководителей воронежской культуры. Именно ему поручена организация и идеология Платоновского фестиваля. А в этом году в Воронеже рядом с Бычковым появился еще один апологет «современного искусства», организатор авангардного московского театра «Практика» Эдуард Бояков, ныне и.о. ректора нашего института искусств».


Внедрение современной «культуры» в умы и души воронежцев продолжается (надо же как-то избавлять сограждан от ханжества и невежества). Так, в рамках работы фестиваля «Чернозём» прошла выставка «Народные мотивы в творчестве современных художников». Воронежский городской портал 36 on.ru приводит высказывания организаторов выставки:
Статья "Художники Черноземья защищаются от безвкусицы фольклором"
«Надеюсь, каждый из пришедших сюда найдет то, что очень понравится, и что очень сильно не понравится. Обратите внимание на те работы, которые вызовут у вас возмущение, потому что такая сильная эмоция позволит вам произвести на свет творение в противовес вопиющей безвкусице. - Открыл такими словами экспозицию Сергей Горшков, куратор выставки «Народные мотивы в творчестве современных художников», основатель галереи «Х.Л.А.М.».

Статья "Современное народное творчество можно сравнить с сексом"
«Что такое современное искусство? В первую очередь - это потребность, как обычных людей, так и самих художников. Но кому-то это вовсе не нужно. В принципе, его можно сравнивать с сексом, и не столько из-за потребности, сколько из-за влияния на человека. Опять же, физический контакт двух охваченных страстью людей на кого-то производит впечатление, а для кого-то,  что он есть, что его нет. Вот и с искусством современности получается практически то же самое. Коллекционеры, в свою очередь, говорят, что в современном искусстве много крайностей. Хотя, некоторые из них называют его средним между обыденностью и чем-то за гранью понимания. Что до аудитории подобных выставок, так количество посетителей неизменно, меняется только их состав, в частности девушки, удачно вышедшие замуж покидают выставочные залы навсегда. - воодушевленно делится своим впечатлением Алексей Горбунов, директор галереи «Х.Л.А.М.»

Н.Н. Ге писал: «Произведение искусства есть самое высшее произведение человеческого духа; оно дает жизнь, оно совершенствует человека», Р. Шуман отмечал: «Посылать свет в глубину человеческого сердца - вот назначение художника». Чем подменяют искусство современные его деятели? Уничтожаются смыслы, стирается грань между добром и злом, светом и тьмой, происходит расчеловечивание и превращение человека в зверя.

Культура, относясь к духовной сфере жизни общества, не мыслима без нравственности и духовных ценностей. Она не может насмехаться над прошлым, так как является наследницей традиций многих поколений. «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости»,- утверждал А.С. Пушкин.

А что предлагается обществу: архаизация, уничтожение собственных традиций и моральных ориентиров? Что же происходит: рождение новой культуры или смерть культуры? Что станет с русским народом, когда его культуру окончательно растопчут? Пока некоторые члены общества праздно обсуждают вопросы культуры за чашкой чая, а некоторым вообще некогда думать о «высоких материях» (на хлеб насущный заработать бы) война с культурой продолжается. 16 и 17 сентября был озвучен доклад команды экспертов Эдуарда Боякова «Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика», вызвавший общественный резонанс. Газета «Комсомольская правда» сообщает:
Статья "8 миллионов на исследование Бояковым воронежской культурной среды потрачено впустую?"
«На ветер пущены баснословные средства (по слухам, 8 миллионов рублей, большинство из которых - весьма уважаемого бизнесмена Геннадия Чернушкина). Которые кстати, могли бы быть потрачены на пресловутую культуру (ведь в докладе прямо указывается на необходимость увеличения ассигнований на эти цели - глубоко свежая мысль!)…Представлять такое сырое исследование общественности, а тем более главе области, по меньшей мере, стыдно. На обсуждении доклада в бизнес-инкубаторе ВГАСУ по этому поводу и по многим спорным пунктам исследования не просто ломались копья. Дошло до скандала. Эдуард Бояков привел в качестве примера потери контакта с аудиторией политику филармонии и театра оперы и балета.В ответ на высказывания куратора исследования, что оперный театр неконкурентноспособен и вообще является «больным местом» (в докладе высказывается мысль, что труппу нужно распустить, а набирать артистов под конкретный спектакль, играть его пару месяцев, а потом снова распускать их - до следующего спектакля), директор ТОБ Игорь Непомнящий обвинил экспертов в попытках развала театра…
То, что написано в докладе, - вранье и подтасовка. Вы направили свою деятельность на подрыв культурного наследия Воронежской области, - ответил Игорь Непомнящий Эдуарду Боякову».


Так что ждет русскую культуру? И как ответит общественность на вызов своего времени?

Гельман, Культура, Бояков

Previous post Next post
Up