"Шумный день" в киноклубе "Против течения" (СВ-СЗАО)

Dec 01, 2014 22:02



Я не попал к ребятам на очную встречу киноклуба, поэтому смотрел дома, с семьё. И фильм показался нам очень интересным. Только далеко не весёлым -- дети разбрелись через 20 минут. Впрочем, Тимур редко отбирает весёлые фильмы.



Об интересном: перед нами увлекательная история... семейной ссоры. История раскрывает момент, когда повзрослевшие дети начинают разлетаться из родового гнезда. Думаю, Розову было непросто сделать этот сюжет увлекательным. Но удалось. За счёт того, что мы очень чётко заранее видим какой из птенцов куда пойдёт. Кто вверх, кто вниз, а кто "как обычно".


О грустном: фильм-приговор советскому обществу версии 1.0. Нам тщательно показывают, как очередное поколение тонет во лжи и мещанстве. Как их опутывает паутина подлости и умолчаний взрослых. Как стираются критерии и нормы, как атрофируются человеческие черты: сочувствие, понимание. Как не развиваются человеческие качества, лицемерие вместо подлинной эмоциональной сферы - очень ярко показано на примере девочек, подружек Олега, в сюжете про стихотворение спрятанное в книжке.

О крепком: сценарий очень высокого качества. Всего один персонаж "плоский" - тот, которому и положено быть плоским, "прорва"   жена старшего брата. Она единственная не меняется в ходе истории. Ещё муж её - персонаж в затянувшемся пике - падает на протяжении всего фильма. В конце концов он уплывает вслед за женой туда, где водичка правильной консистенции и не слишком прозрачная для чужих глаз.

Олег - неврастеничный мальчик - в конце фильма перестаёт подглядывать за чужой жизнью, и выпархивает из материнского гнезда. С моей точки зрения, герой Табакова - это часть приговора позднесоветскому обществу: когда фальшь чувствуют только особо нервные, особо чувствительные натуры - это означает, что общество не может защищать и соблюдать собственные нормы. Кстати, эта болезнь никуда не ушла. Посмотрите на нашу современную патриотическую общественность: это симптом, когда люди не замечают явной подлости собственных героев.

Я считаю, что Олег - не может быть фактором надежды. Слишком явно он не приспособлен к жизни. Вы можете вообразить себе Горького, Маяковского, Красина с Богдановым, Шолохова или Островского... Аркадия Гайдара того же, который после выходки с шашкой возвращается обратно? Мне кажется, что люди, которые дали стартовый импульс Первому Союзу не могли себе позволить неврастении. Даже в столь нежном возрасте.

Отец Геннадия - "старый сталинский кадр" - в ходе действия из мужика, "крепкого хозяйственника", превращается в старика. Вот сын его - надежда из провинции для автора сценария - это позитивная нить сюжета. Обретает мужество ближе к финалу. Здесь что-то может быть. Интересно, приедет ли к нему Таня... Мне кажется, что если не приедет - проживёт очень скучную, обычную жизнь, "интересным человеком" не станет. Как и средний брат с Мариной. Этим уготована судьба обычных, крепких людей. Их потомки в 2011-м составят ядро пресловутых 89.7%.

А самый трагичный, как мне кажется, персонаж действия - это мама. Мать семейства, которую все воспринимают как носителя консервативного начала с первых минут фильма. И которая оказывается главным носителем авангардных ценностей, оправленных в крепость человеческой основы, готовой к огромному, но скромному труду и гигантским испытаниям. В отличие, от младшего отпрыска, который может и сохранил ценности (по крайней мере в ранней юности, на "теоретической" фазе взросления), но явно не сможет их защитить и пронести через жизнь.

Поэтому я считаю "Шумный день" - тонким, точным, профессиональным, но очень грустным фильмом. Средства искусства дали прогноз, который, к сожалению, сбылся.

Мероприятие киноклуба "Против течения" в #СЗАО, д/к "Алые паруса", Северное Тушино, Москва: https://vk.com/cross_current?w=wall-70943265_100
Фильм:https://vk.com/video96284760_170812889

фильм, киноклуб, Против течения, Культурный фронт, Суть времени, Шумный день, СЗАО

Previous post Next post
Up