Оригинал взят у
eot_orel в
«Дети России - время знать». Выставка детских рисунков в Орле1 июня, в День защиты детей, по всей стране прошли выставки детских рисунков, организованные общественным движением «Суть Времени» и всероссийской общественной организацией защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление». В Орле выставка проходила в Детском парке с 10 до 18 ч. На выставке были представлены работы, участвовавшие во всероссийском социокультурном исследовании детского рисунка, а также результаты этого исследования.
В апреле-мае 2012 года тысячи детей по всей России по просьбе представителей «Сути Времени» нарисовали рисунки на четыре заданные темы: «Моя семья», «Мой герой», «Мое будущее» и «Моя страна». Исследование не ставило своей целью выяснение индивидуальных особенностей развития и мировосприятия отдельных детей (как это делается в психологии и психотерапии). Цель исследования - получить обобщенную картину того, как наши дети воспринимают окружающую действительность, как к ней относятся, каким видят свое будущее. Все рисунки рисовались детьми без какого-либо вмешательства, без подсказок и советов родителей и других взрослых.
Всего в исследовании приняло участие 3477 детей из 63 регионов страны. Дети из крупных городов и маленьких деревень, из самых разных социальных слоев. Всего было собрано и исследовано 9744 рисунка.
Целью проводимой 1 июня выставки было не развлечь публику, показав ей интересные забавные картинки, а в первую очередь донести до жителей Орла результаты исследования, его итоги и выводы.
Результаты исследования выявили несколько очень тревожных тенденций.
Во-первых, выставка продемонстрировала, что сегодняшние дети очень мало читают. Зато продолжительность просмотра мультфильмов за последние 30 лет выросла в 8 раз. И, соответственно, своих героев дети берут в 73 процентах случаев из мультфильмов и мультсериалов.
Во-вторых, в 76 процентах случаев своими героями дети видят не наших, а иностранных героев. Мы-то считаем, что наши дети - это НАШИ дети, однако это не совсем так: на три четверти они уже не наши, раз хотят «делать жизнь» с иностранных героев. Но и это ещё полбеды: в советское время, конечно, тоже снимались мультфильмы про иностранных героев: Аладдина, Чиполлино, аргонавтов, Братца Кролика и Братца Лиса и т.д., но то были НАШИ, отечественные мультфильмы, и они являлись продуктом НАШЕЙ культуры, и ребёнок, смотря их, всё равно оставался в лоне НАШЕЙ культуры, НАШЕЙ традиции. Сегодня дети смотрят иностранные мультики, призванные воспитывать в них то, что ценно для их (а не наших!) культур и стран.
В-третьих, огорчает отсутствие Мечты у наших детей. Мы в детстве мечтали стать космонавтами, лётчиками, моряками, учёными и т.д. Мы мечтали о подвигах и покорении других планет. Сейчас в наших детях этого практически нет: рисунки такого рода составляют от силы один процент. Зато 60% детей связывают своё будущее с какой-либо «гламурной» профессией: артиста, музыканта, дизайнера, модели и т.п. Очень часто также дети связывают своё будущее с высоким уровнем потребления: своим домом, своей машиной, своей лошадью, своим салоном красоты, своим магазином…
Многие произносят бездумно фразу «Дети - наше будущее», не вникая в её истинный смысл: дети, когда выстут, начнут реализовывать те мечты и стремления, которые закладываются в их души сейчас. Поэтому формирование их ценностей - важнейшая задача любого общества.
Начало выставки в Детском парке было назначено на 10:00 первого июня. Но развешивание плакатов началось заранее.
Вопреки поговорке, первый блин не оказался комом: плакаты были повешены ровно, красиво и надёжно. О надёжности сказано не зря: рядом с нами крепился большой рекламный стенд коммерческой фирмы, и в процессе установки его легко повалило ветром. Несмотря на ранний час, по парку уже прогуливались люди, многие прохожие с интересом разглядывали развешиваемые нами материалы.
В начале одиннадцатого все было готово, плакаты развешаны, и началось прямое общение с посетителями выставки с раздачей агитматериалов и объяснением смысла того, что изображено на рисунках. Причем результаты исследования вызывали у проходящих людей значительно больший интерес, чем детские рисунки сами по себе. Большинство людей очень внимательно слушало наш рассказ и соглашалось с нами в том, что результаты, мягко говоря, не очень оптимистичные.
Александр вспоминает:
Почти все люди, к которым мы обращались, с ходу соглашались с тезисами нашего исследования о том, что сейчас представление ребенка о будущем формируют продукты западной кино- и мульт-индустрии. Но пугающий масштаб вытеснения наших героев героями из чуждых культур в сознании детей до ознакомления с выставкой не казался родителям таким сокрушительным. Практически каждый, с кем удавалось установить контакт, подтверждал, что детское мировоззрение сейчас формируется вредными американскими и японскими мультфильмами. Эти люди все в один голос говорили, что ограничивают своих детей в просмотре мультфильмов, что «телевизор мы вообще не смотрим» и т.д. Только вот откуда-то у таких понимающих людей появляются дети, мечтающие стать моделями, певцами, телеведущими и проч.
Многие после ознакомления с результатами исследования уже совсем по-другому, очень внимательно рассматривали представленные на плакатах рисунки. Некоторых результаты исследования просто шокировали. Многие задавали вопрос: «И что нам делать?»
Разговор часто выходил за рамки детских рисунков и затрагивал более общие темы, такие, например, как влияние государственной политики в целом и СМИ в частности на формирование мировоззрения детей, о роли родителей и учителей в воспитании ребенка в условиях нашей текущей действительности. Возникали очень живые и эмоциональные споры о том, в какой мере родители и учителя могут эффективно противостоять разлагающему влиянию окружающей среды (улица, интернет, телевизор и т.п.). Обсуждалась тема надвигающегося на нас секспросвета в начальных классах.
Время от времени, в особенно яркие моменты наших бесед с людьми возле нас собирались довольно большие группы слушателей. Тогда приходилось говорить более громко, чтобы все всё слышали.
Временами разговор переходил на чисто политические темы о наиболее подходящем для жизни и развития человека государственном устройстве, о невозможности решения социальных (и других) проблем в рамках капитализма, о том, что такое коммунизм.
«Успешные» люди (у которых всё в порядке, которых результаты опроса не пугали) задумывались, когда мы предлагали им представить, в какой мир выйдут их дети, когда повзрослеют. Что их ждет в мире, где человек человеку волк, где с экрана непрерывно ведется пропаганда разложения? Поможет ли тут «успешность» и финансовая состоятельность родителей?
Некоторые люди (очень немногие), не успев разобраться в том, что мы говорим, сразу же бросались нас критиковать. Одна пожилая женщина сходу обвинила нас в том, что мы развалили страну, а теперь проводим всякие исследования. В качестве ответа пришлось молча повернуться к ней спиной и продемонстрировать крупную надпись СССР 2.0 на футболке, что вызвало единодушную одобрительную реакцию окружающих, полностью обезоружило критикующую женщину и заставило ее внимательно нас выслушать.
Было и несколько снобов, которые делали высокомерные замечания о бессмысленности нашего исследования, выставки и агитации. Типичным представителем этой группы стал мужчина лет сорока, который скептически нас выслушав, заявил, что подобное исследование никакой психологической и социологической ценности не представляет, что ничего страшного в результатах нет и вообще мы нагнетаем на ровном месте. На вопрос о том, на основании чего он делает такие выводы, он снисходительным тоном ответил следующее: «Ну вы же не знаете занимаемую мной должность и мой уровень образования». Видимо, он предполагал, что этим окончательно поставил нас на место, поэтому прямой вопрос о его уровне образования и должности, вызвал у него секундное замешательство. Оказалось, доцент, кандидат исторических наук.
В процессе общения встретилось нам несколько людей, которые уже слышали про «Суть Времени». Некоторые сталкивались с нашими «Шагами Истории». Один старшеклассник очень горячо поблагодарил за стенгазету, отметил ее важность и полезность. Представители нескольких детских воспитательных организаций подходили к нам и предлагали сотрудничество, совместную подготовку и проведение мероприятий по патриотическому воспитанию детей. Мы с радостью принимали подобные предложения, рассказывали о том, что уже делается, и обменивались контактами. Работу по патриотическому воспитанию молодежи мы считаем одним из самых важных направлений нашей деятельности.
При планировании и подготовке мы не забыли и о зрителях-детях. Для них была приготовлена возможность прямо на выставке нарисовать свой рисунок, как на одну из тем выставки, так и на любую другую. Мы не ожидали, что эта затея вызовет такой большой и активный интерес детей. Рисовать хотели все, от самых маленьких (3-4 годика) до 12-летних. Поначалу даже не хватало стульчиков, пришлось срочно раздобыть дополнительные. К услугам юных художников были бумага, цветные карандаши и фломастеры, а также разноцветные мелки для рисования на асфальте.
Самые маленькие художники рисовать пока не очень умели, но им мы тоже не отказывали в возможности порисовать, и они очень старались, с удовольствием выводя фломастерами по листу каракули. Кто как мог.
Ребята постарше рисовали на предложенные нами или свои собственные темы. Некоторые рисовали по несколько рисунков. Кто-то рисовал быстро, а кто-то очень тщательно подходил к процессу, и мамам-папам-бабушкам приходилось ждать их чуть ли не по часу. Впрочем, родители никого не подгоняли и не мешали творческому процессу, а наоборот подбадривали, что-то подсказывали. Кроме того, пока дети рисовали, родители успевали пообщаться с представителями орловской ячейки на тему проведенного исследования и другие интересные темы, так что скучать им тоже не пришлось.
Нарисованные детьми рисунки мы просили подписать (имя, возраст) и сразу же вывешивали на один из плакатов, прямо поверх «выставочных» рисунков. Через несколько часов весь плакат размером 2х1.5м был полностью увешан рисунками. Родители фотографировали детей на фоне их работ, дети показывали друг другу свои вывешенные рисунки и с большим интересом рассматривали чужие, обращая внимание на подписанные имена и возраст, в общем, всем было весело, все были довольны.
Стоит отметить еще пару примечательных фактов. Вывешенные свеженарисованные рисунки вызывали у проходящих мимо детей и взрослых больший интерес, чем рисунки, напечатанные на плакатах. Даже несмотря на то, что многие рисунки с плакатов были более яркими и красочными.
Пара пацанов двенадцати лет подошли к нашему «рисовальному» столику и первым делом спросили, а что будет за рисунок, даем ли мы какие-то призы. Мы ответили, что никаких призов нет, просто кто хочет рисовать, тот рисует, кто не хочет - не рисует. Такой ответ заставил их немного задуматься, они коротко посовещались и сели рисовать. Нарисовали каждый по два космических корабля, а когда идеи закончились, то срисовали логотипы Adidas и Nike со своей одежды. А потом достали раскраску с ниндзя-черепашками и долго ее раскрашивали, беседуя с нашим товарищем о различиях и характерах данных героев.
Праздничные мероприятия в Детском парке снимали местные телевизионщики. Заинтересовавшись нашей выставкой, они сняли сюжет, взяв интервью у одного из нас. В вышедшем же материале, увы, острая проблема отчуждения детей от традиционных ценностей была сглажена, о ней было сказано скороговоркой; были оставлены лишь слова о приверженности детей семейным ценностям.
Параллельно с нашим в парке проходило ещё несколько мероприятий. В том числе рекламные мероприятия коммерческих фирм и политических партий. Приехали ЛДПРовцы и начали раздавать детям бесплатное мороженое (и свои агитматериалы в придачу). Вся акция заняла меньше часа. Когда мороженое закончилось, они свернули транспаранты и уехали. Примерно так же поступили и СРы, только они еще и воздушные шарики раздавали со своей символикой.
ЛДПРовцы, СРы и коммерческие фирмы приходили и уходили, а Суть Времени простояла с выставкой и проговорила с людьми с 10 до 18 ч. На самом солнцепеке. Полный рабочий день без перерыва на обед. По окончании сняли плакаты, собрали инвентарь и, коротко обсудив дальнейший план работ, разъехались по домам.
Из впечатлений участника:
- Сгорел!
- А поподробнее?
- Сильно сгорел )
Это не последняя наша выставка детских рисунков в Орле и области, так что продолжение следует…
До встречи в СССР!