О первородстве, новом политическом классе и исторической ретроспективе

Sep 07, 2011 02:48


Вернуть первородство

Первый выпуск передачи «Суть времени» завершался такими словами:

«Давайте-ка это всё-таки обсудим подробнее - вот этот главный вопрос о первородстве, который с какой-то лёгкостью отдала историческая личность, которую мы все любим: наша страна, наше общество, наш народ. Если мы этот вопрос не обсудим, мы путей выхода не найдём.»

Итак, главный вопрос социальной и политической повестки дня: когда будет преодолена «ситуация поломанного хребта»? Когда и как люди смогут вернуть себе первородство? Ответ на эти вопросы связан, прежде всего, с тем, что с людьми происходит, и что они при этом видят вокруг себя, ибо «бытие определяет сознание». А также c тем, что люди помнят из той, «прошлой» жизни, и как это оценивают, сопоставляя с днем сегодняшним.

Бытие граждан к настоящему моменту определило совершенно четко: результатами 20-летия реформ и самим курсом реформ недовольно подавляющее большинство. Но готовы ли граждане действовать решительно, навязывая власти свою волю? Скорее всего, еще нет, хотя по ряду признаков стремительно приближается момент, когда недовольным большинством будет заявлена претензия на, как минимум, серьезную корректировку существующего с начала 90-х курса.Что же этому препятствует сегодня? С одной стороны, это - разобщенность и отсутствие ясного и до конца честного осознания того, что случилось со страной 20 лет назад; отсутствие организационных структур, выражающих интересы большинства - той самой политической силы, о которой все время говорит С.Е. Кургинян. С другой стороны, гражданам еще есть что терять, или им кажется, что им есть что терять. Пока еще вроде можно жить. Пока еще ситуация не обострилась до той степени, когда понимание неизбежности жетрв борьбы перестанет быть препятствием для осуществления этой борьбы. Проблема преодоления перечисленных препятствий и есть проблема обретения утраченного первородства.

Сказанное выше ни в коем случае не является призывом к реализации того или иного силового сценария или даже констатацией его неизбежности. Речь о том, что при его крайней нежелательности для всех участников процесса силовой сценарий возможен. Однако, пока еще возможен и более мягкий, демократический сценарий. Еще раз подчеркнем, что силовой вариант развития событий не в интересах большинства и для страны в ее нынешнем состоянии является чрезвычайно опасным. Но он может стать объективным следствием наличествующих в обществе процессов. Возможные варианты развития событий сформулированы и рассмотрены С.Е. Кургиняном в статье «Матросы и декаденты»

Сегодня же ситуация развивается в определенном направлении, и то недовольство, «очень мягкое, вялое, беспомощное, но массовое» (СВ-1), какое мы видим сейчас, будет нарастать и переходить во что-то более ощутимое, выплескиваться, а также структурироваться, оформляться идеологически.

Очень важно, кто первым сумеет вернуть себе первородство, начнет действовать или станет локомотивом: крупные капиталисты, мелкие собственники, силовики, пролетариат или кто-то еще. В какой именно социальной группе накопится критическая масса людей, способных что-то серьезно менять, способных сформировать новый политический контррегрессивный класс или макросоциальный субъект? От этого зависит направление возрождения - только государственность (если национальная буржуазия) или вообще радикальная смена социального устройства (если эксплуатируемые классы). Впрочем, без преобразований социально-политического устройства общества уже не обойтись в любом случае - вопрос заключается в классовом характере этих преобразований и их глубине.

Сейчас все отчетливее проявляется грозная опасность, исходящая извне: общественную энергию этого нарастающего недовольства стремятся оседлать оранжевые - уменьшительные националисты в явном или не слишком явном союзе с либералами. И те, и другие работают под патронажем Запада, а потому работают очень активно и согласовано. Если эта опасность реализуется, то последующие события чреваты неизбежной и окончательной катастрофой, о чем подробно рассказано в передачах Суть времени.

Во всех этих процессах сыграет ключевую роль еще один наиважнейший фактор, который уже себя обнаруживает, о чем свидетельствуют и результаты голосований по Суду времени и Историческому процессу, и результаты опроса АКСИО-1 и АКСИО-2. Это можно называть по-разному - народная память; по факту оказавшийся нестираемым т.н. "тонкий слой советского лака"; русский менталитет или ядро русской культуры, каковое в свое время обогатил и кратно усилил советский строй. Самое удивительное, что, несмотря на перестроечный «колоссальный разгром» идеалов в сознании общества, этот фактор существует! Первородство может и должно быть возвращено!

Очень важно также и то, что сказанное играет существенную роль не только для «этнических русских» (звучит, кстати, по-либероидному), как народа, сплотившего государство много веков назад, но и для других народов, входивших в состав СССР. Ведь долгое время наши народы не просто жили в мире - они вместе служили одной великой цели, вместе одерживали колоссальные победы.

Великие исторические примеры

Народ - творец истории. Ситуация объективно приближается к той черте, за которой начинается действие. Говоря отвлеченно, поначалу действие может иметь стихийный и разрушительный характер, а со временем оно неизбежно будет структурироваться - это вопрос времени, вопрос наличествующих в обществе сил, скорости их вызревания, их качества и степени соответствия их интересов объективным историческим задачам.

В нынешней ситуации никакая стихийность и разрушительность недопустимы в принципе (или, как минимум, катастрофически опасны!), поскольку в условиях «иллюзорной, декоративной стабильности» (СВ-23) это может закончиться расчленением и гибелью страны. Именно это пытается спровоцировать Запад через оранжистов всех мастей, конструируя ту квазиобщественную силу (а точнее, систему сил - организаций, движений, формально независимых и внешне разнонаправленных), которая потащит недовольных сметать государственную власть, а затем, без остановки, и само государство.

В создавшихся условиях у народного действия, возможно, остается только один шанс, потому как времени на работу над ошибками может и не оказаться. Поэтому-то сейчас, как, может быть, никогда раньше, нужна подлинная организующая и вдохновляющая сила, отвечающая интересам страны и народа, - сплоченная, сильная макросоциальная или иная группа (общность) убежденных, понимающих ситуацию людей, способных сплотить народ, вернуть ему идеальное, выдвинуть лидеров, и готовых повести за собой народ и идти до конца. Нужен новый полноценный политический класс, который будет отвечать подлинным интересам народа и страны. И это только программа-минимум.

Вспомним наиболее яркие случаи в нашей истории, когда великие свершения начинались в очень невыгодных условиях, но состоялись, ибо были поддержаны народом, в авангарде движения которого шла и вела его за собой прогрессивная часть общества - та самая сплоченная общность людей, объединяющая всех под знаменем Великого Смысла. Что это были за группы? К каким целям они вели народ?

Время Ивана Грозного. На кого опирался Иван Грозный? На часть дворянства, на верные ему войска, затем на опричнину, которую он создал. С их помощью он преодолел мощное противодействие реакционной боярской знати. И над всем этим была великая цель - впервые собрать огромную страну.

Эпоха Петра Великого. На кого опирался Петр I? На верные ему войска, выросшие из Потешных полков, на купечество, заинтересованное в развитии своей торговли, на некоторую часть дворянства. С их помощью он преодолел мощное противодействие реакционной элиты своего времени. И над всем этим была великая цель - грандиозное преображение страны, в результате чего она навсегда вышла в число ведущих мировых держав.

Революция и Гражданская война. На кого опирался Ленин? На «партию нового типа» - партию большевиков, - а через них, прежде всего, на пролетариат, затем на значительную часть армии (нижние чины) и значительную часть трудового крестьянства, а впоследствии и некоторую часть боевого офицерства, и на вменяемых представителей интеллигенции. С их помощью он преодолел не только внутреннюю реакцию помещичьего капитализма и агонизирующего самодержавия, но и многочисленных внешних врагов, сильных, богатых, хорошо вооруженных. И над всем этим была великая цель - впервые в истории создать социалистическое государство, первое в мире справедливое общество. Это стало величайшим событием - началом торжества нового качества гуманизма в истории.

СССР, Великая Отечественная война, возникновение социалистического лагеря. На кого опирался Сталин? На большевиков, на пролетариат, на большую часть трудового населения страны, на значительную часть интеллигенции, которая при социализме стала востребованной не в качестве инструмента конкурентной борьбы, а в качестве флагмана развития, а также на впервые в истории создаваемого Нового человека, воспитанного и живущего в принципиально новой социальной среде по принципиально новым представлениям об идеальном, моральных нормах, нравственных ценностях. С их помощью удалось преодолеть остатки старой - реставрационной и буржуазной - реакции; преодолеть новую - троцкистскую и правую - реакцию, опиравшуюся собственников, карьеристов, потребителей; наконец, преодолеть страшную угрозу фашизма - глобальной мировой реакции империализма на Советский Союз и развитие как таковое (об этом подробно в СВ-23 и СВ-24). И над всем этим была великая цель - укрепить и развить первое в мире социалистическое государство и общество социальной справедливости, выйти на новые рубежи развития человечества через создание и расширение социалистического лагеря с последующим построением мировой социалистической системы - нового мира без войн, без эксплуатации человека человеком с окончательным и бесповоротным движением к коммунизму.

Сегодняшний день. Глубочайший кризис, эпоха надвигающейся окончательной катастрофы. На кого сейчас может опереться… кто? Например, Путин. На олигархию, сформированную американскими советниками? На отечественный бизнес, находящийся в стадии первоначального накопления капитала, что выражается в извлечении остатков прибыли из останков советской экономики всеми возможными способами (см. «криминальный капитализм»)? На чиновников, коррупция в рядах которых не поддается описанию («у нас нет мафии, нет коррупции - у нас есть форма социально-политической организации общества» по С.Е. Кургиняну или «правовой нигилизм» по Д.А. Медведеву)? На планомерно уничтожаемую в течение 20 лет армию? На полицию, поставленную в условия невозможности выполнять свои служебные обязанности, и пораженную коррупцией немногим меньше бизнеса и чиновников (Р. Нургалиев «в ходе переаттестации был поражен (!) уровнем доходов и масштабами имущества отдельных коллег»)? На деморализованную интеллигенцию, которая служила тараном Перестройки, и которую реформы смешали с грязью? На пролетариат и крестьянство, которые оказались без заводов и колхозов в результате ими же поддержанных реформ (вспомним хотя бы перестроечные шахтерские акции в поддержку Ельцина)? Картина ужасающая…

И вместе с тем это - картина под названием «Других писателей у нас нет». Это - наш народ, это и есть мы. Опираться нужно на тех людей из всех перечисленных групп, которые будут готовы понять и действовать. Что есть в настоящий момент? «Граждане же отреагировали на потерю чечевичной похлебки», т.е. это очень далеко от того, что нужно, но ведь, наконец, отреагировали! Ведь в 1993 не реагировали даже и на это. Сегодня «люди это постепенно осознают. Это осознание рождает недовольство. Очень мягкое, вялое, беспомощное, но массовое! Это недовольство носит сугубо социальный характер. Оно связанно с тем, что ясно, что взамен советского X (X - количество материальных благ на человека) получили меньше, а получат ещё меньше, чем было». Так или иначе, идет осознание гражданами случившегося 20 лет назад. Можно ли с их помощью переломить те губительные процессы, которых они некогда желали и в которых они сами же участвовали самым активнейшим образом? Да, это и есть сегодняшняя первейшая и главная цель. Сращивать сломанный хребет, возвращать первородство, вновь обрести утраченные смыслы. И спасать страну и народ, который снова станет великим.

Previous post Next post
Up